как хорошо уметь читать...выразительно.
статья (чтение, 1 класс) по теме

 

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу поделиться своим опытом работы над выразительным чтением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reading.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Как хорошо уметь читать...выразительно.

Учитель начальных  классов  МБОУ Лицей №6 г. Химки

Коновалова И. П.

 Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу поделиться своим опытом  работы над выразительным чтением.

          Что значит уметь читать?

Под умением читать надо понимать не только овладение техникой чтения. Умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного  отношения как к самому произведению, но и к той  действительности, которая в нем изображена. И это умение необходимо вырабатывать с самого раннего возраста.

             Конечно, полноценное восприятие  прочитанного возможно только на базе  прочного навыка чтения, позволяющего быстро и полно  воспринимать  содержание.  Отрабатываю навык чтения на каждом уроке. Самое  главное — предупреждение ошибок в чтении.

             Много на уроках чтения  ребята у меня читают под контролем   класса. Дети следят за чтением товарища  и исправляют  ошибки. Совершенствую навык  постоянно, ежедневно, на каждом  уроке.

             Урок обычно начинаю с речевой разминки (1 класс):

    Самолет взлетает: у-у-у.

    Машины едут: ж-ж-ж.

    Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

    Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

    Муха бьется о стекло: з-з-з.

 Материал для речевых разминок  учитель может придумать сам. На уроках чтения во всех класссах заучиваю с детьми стихи, скороговорки, чистоговорки, которые способствувют  развитию речи, четкому произношению звуков.

              Во втором классе использую таблицу согласных. Учащиеся делают  глубокий  вдох и на  выдохе  читают один ряд согласных:

          БКЗСТРМНВЗРШЛНХ и т. д.

Очень любят дети чтение по ролям. Весьма полезны такие упражнения — игры:

«Прятки» (читаю в любом месте, дети должны найти и подключиться к чтению), «Буксир» (я читаю, а дети стараются успевать за мной).

               Большое внимание уделяю пересказу. В 1 -2 классе дети пересказывают  без плана, в 3 -4 классах, используя план, нередко  сами его составляют.

               И, конечно  же,  огромная  роль отводиться  чтению «про себя». Перед  чтением  «про себя» обязательно  даю несколько вопросов,  на  которые  дети должны  ответить после  прочтения текста. Таким образом, они учатся  выделять главное,  приучаются к осмысленному чтению,  учатся формулировать свои мысли. Но этот вид чтения стараюсь использовать в старших классах (3 -4 классе), когда  навык чтения более сформирован, дети меньше допускают ошибок при  чтении.

             Одновременно с развитием  техники чтения необходимо работать методично, спокойно,  ненавязчиво над выразительностью. Работа над выразительным  чтением  проводится только после  того, как текст  многократно и разнообразно  прочитан. На отработке выразительного чтения  остановлюсь  более подробно.

              Под выразительным чтением  мы  подразумеваем: логическое  ударение, паузу, интонацию.

              Обычно  в  высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то  выделены,  иначе смысл того, о чем мы говорим  или читаем,  может  быть понят  неправильно  или  не совсем  верно. Этому  и служит логическое ударение  (одно из самых  важных средств  интонационно- звуковой выразительности), которое К. С. Станиславский  называл «козырем выразительности речи, указательным  пальцем», отличающим   самое главное  слово в предложении или тексте. «В выделенном  слове скрыта  душа, внутренняя сущность,  главные моменты  подтекста».

             В текстах, помещенных в учебных книгах по чтению  для  начальных классов, главное  в отдельных  произведениях выделено с помощью  разрядки и большого отступа  перед  главными строками и после  них.

              Например, С. Маршак «Урок родного языка»  («Литературное чтение»  Л. Ф. Ефросинина 1 класс  УМК «21 век»):

          «... Пишут по черному белым,

                Перьями пишут и мелом:

               «Н а м    н е    н у ж н а

                                         В о й н а !..»»

В других произведения внимание  детей привлекается  к словам с помощью курсива.

                 Например, К. Паустовский «Какие бывают дожди» («Родная речь» М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова  4 класс УМК «Школа России»):

                 «...Но вот начинают крапать первые капли.»                                                Народное слово «крапать» хорошо  передает возникновение дождя, когда  еще редкие капли оставляют    крапинки на  пыльных дорогах  и крышах.

 Но, к сожалению, таких выделений главного в тексте и стихах.

                   В устной речи или при чтении логическому  ударению  помогают выполнять его выделяющую функцию  следующие интонационно — звуковые средства: сила голоса, темп, паузы, удлинение отдельных звуков (как гласных так и согласных), послоговое проговаривание и т. д.

                  Сила голоса зависит от того, с какой энергией говорящий (читающий) произносит ударные слова и предложения в целом. Ударные  слова произносятся с большей энергией.

                    Например, Н. Носов «Заплатка» («Литературное чтение» Л. А. Ефросинина  2 класс УМК «21 век»):

  «У Бобки были замечательные  штаны: зеленые, вернее сказать, защитного  цвета. Бобка их  очень  любил и всегда хвастался:

  1. Смотрите, ребята, какие у меня штаны солдатские!»

               Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная  мысль (мораль) которых при чтении должна быть обязательно выделена.

В 3 — 4 классах прелагаю детям уже самим выдедлять с помощью логического ударения слов, словосочетаний и предложений основное содержание текста.

                Кроме логического ударения, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза — это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.

              Работу по размещению смысловых пауз начинаю с пословиц, которые даны в книгах по чтению. Большое количество пословиц дано в учебниках русского языка  1 и 2 кл. (С. В. Иванов, М. И. Кузнецов УМК «21 век»). Обязательно при  выполнении  упражнений учу детей с помощью пауз и логического ударения подчеркивать главное в пословице. В старших классах предлагаю провести эту работу самостоятельно. Дети сами выделяют главные слова и готовятся к чтению, разбираются в значении пословицы. По вызову учителя объясняют пословицу, выразительно ее читают.

                  Существует несколько видов пауз. Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком — то большом душевном волнении. А в устной речи для обозначения  большого душевного волнения или стремления  намекнуть на что — нибудь, заинтересовать слушающего- в этих местах делается пауза.

                Например, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин («Родная речь» 4 класс М. И. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова  УМК «Школа России»):

                  «Гроб разбился. Дева вдруг

                    Ожила. Глядит вокруг

                    Изумленными глазами,

                    И, качаясь над цепями,

                    Привздохнув, произнесла:

                    «Как же долго я спала!»

                    И встает она из гроба...

                    Ах!.. и зарыдали оба.»

Чтобы обратить внимание детей на многоточие, задаю вопрос:

  1. А что получилось бы, если мы прочитали этот отрывок  без соблюдения пауз в местах, где стоит многоточие?

 Выслушав детей, обобщаю. И предлагаю убедиться в том, что паузы необходимы. Дети читают без пауз, убеждаясь, что речь становится беднее.

             Невозможно правильно организовать процесс обучения выразительному чтению без умения  учащихся, с одной стороны точно улавливать  по интонации говорящего или читающего  мысли и чувства и, с другой- точно передавать  мысли и чувства с помощью  интонации  при собственном  чтении. Кроме того,  следует помнить, что интонация вообще является одной из сторон культуры  речи. А забота о культуре речи учащихся не должна покидать учителя ни на одном уроке.

           Интонации бывают: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечисления и др.

           Повествовательная интонация не вызывает у детей особого затруднения.

Гораздо труднее вопросительная и восклицательная. Работа над интонацией начинается с 1 класса. Подготовкой являются такие задания:

 -Прочитать предложение «Вот лиса» с чувством радости, громко. И это же предложение прочитать как вопрос. А на уроках письма идет знакомство со знаками !.?

              Например, «Букварь» (Л. Е. Журова, О. А. Евдокимова  УМК «21 век»):

   Знакомство со словом «Ау».

  Дети выкладывают это слово с помощью кассы букв, учатся его правильно читать. Помогаю детям:

  1. Если вы заблудились в лесу, что будете делать?

                          Вот давайте и мы сейчас позовем на помощь.

 Параллельно идет работа с этим словом и в «Прописи». Дети учатся правильно читать и записывать его.

                   С интонацией перечисления дети знакомятся более подробно в 4 классе при изучении однородных членов предложения.

                   Начинаю знакомиться с однородными членми на уроке русского языка с простых предложений.

                «Там они играли, купались, трудились на огороде».

Предлагаю детям детям выразитльно прочитать это предложение. В результате коллективной работы появляется разметка:

                 «Там они играли,/ купались,/ трудились на огороде».

Коллективно делается вывод, что чтение однородных членов  предложения характеризуется  тоном перечисления, наличием пауз, каждый однородный член   произносится  с повышением голоса. После  первого специального знакомства с перечислительной интонацией требую от учащихся  точного соблюдения  ее в любой произносимой  или прочитанной  ими фразе с однородными членами, не ограничиваюсь уроками  чтения и русского языка. Работа с интонацией  начинается с азбучного периода и продолжается  до конца 4 класса,  но постепенно усложняется.

               Отработка правильной интонации  проводится мною при  чтении по ролям. Материал  в книгах по чтению  для этого разнообразен и  богат.

              Вся проводимая работа  даст  желаемый  результат, если  дети  будут  тянуться  к  книге, полюбят  чтение.  Этому  помогают  уроки  внеклассного чтения. Дети  обязательно в конце  1- го класса  посещают вместе со  мной  библиотеку, записываются  и  выбирают  себе первые  книги. Цель  моих  уроков  внеклассного  чтения- учить детей  выбирать  книги  самостоятельно, работать с книгой квалифицированно, найти в книге своего друга  и  помощника,  сделать так, чтобы  дети полюбили  книгу.

 На уроках  внеклассног чтения  звучат  рассказы детей  о  прочитанном, выразительное  чтение отрывков,  чтение наизусть  стихов. Часто  даю  задание  нарисовать рисунок  к  книге,  но не  принуждаю  этого делать. Многие дети  изъявляют  желание  завести  специальные  тетради,  где  они записывают  понравившиеся  отрывки,  стихи, пишут рецензию  на прочитанную  книгу. Всячески  поощряю  эти попытки. На уроках  внеклассного  чтения стараюсь  выслушать  «слабых» детей, похвалить  их. Всегда  помню о том, что  самое  страшное — погасить  интерес у этих  детей  к чтению,  к книге.

                 В 2007-2008 учебном  году я стала работать  по УМК «21 век» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. В данном УМК  обучение чтению  и литературе происходит  в единстве; нет  традиционного  разделения  чтения на классное и  внеклассное; но  предусмотрена специальная  работа с детской  книгой.

                   В 1 — м  классе  проходят уроки  слушания. Традиции литературного  слушания  имеют  давнюю  историю. Это и многолетний  опыт  семейного  чтения, и методы  «народной педагогики» (Л. Н. Толстой), и  различные  системы,  созданные  великими педагогами  России,  которые  ориентировали  школьного  учителя  на  формирование  художественного   вкуса,  эстетическое  и  умственное развитие  детей.

                    Литературное слушание — важнейшее  звено в  обучении,  воспитании  и  развитии  первоклассников. Цель уроков  слушания — обогащение  читательского  опыта,  развитие  читательского  интереса,  эстетического  вкуса  учащихся,  их  стремления к  самостоятельному общению    с  книгой. Чтобы  приохотить  ребенка  к  чтению, необходимо учить  его слушать  чтение  произведения  другим  человеком,  а  также  воспринимать и понимать прослушанное. Слушая  художественное  слово, ребенок  впитывает  музыку  родной речи  и хочет еще  раз услышать понравившийся  текст. Уроки литературного  слушания  не только необходимый этап подготовки  к  освоению  программы  по литературе  в  следующих  классах,  но и условие  вхождения  в мир искусства  слова  и  воспитания чуткого и думающего  читателя.

                  Главной задачей уроков литературного слушания  является  обучение  искусству  слушать — сказку, рассказ, стихотворение. Умение  слушать  художественное  произведение  позволит  ребенку  эмоционально  воспринять  произведение,  задуматься о  нравственных  категориях — добре  и зле,  дружбе и  вражде,  любви  и ненависти, а также  испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие  чувства. Уроки  слушания — это ежедневная  школа  обогащения  нравственного и  эмоционального  опыта,  духовного и эстетического развития. К урокам  литературного слушания  я  готовлюсь особенно  тщательно: определяю  интонационный рисунок, паузы, логические  и  психологические  ударения. Слушая  чтение  учителя, шестилетние  первоклассники  обогащают  свой  читательский  опыт,  учатся  слушать и  слышать художественное  произведение,  воспринимая  выразительное  чтение учителя, а в дальнейшем  и  подражая ему. Приведу  фрагмент  урока литературного  слушания, на котором  дети знакомятся  со стихотвореним А. Блока «Зайчик»  («Литературное чтение» Л. А. Ефросинина 1  класс  УМК «21 век»).

  1 Слушание стихотворения (читает учитель).

 Это стихотворение очень близко детям  по настроению  и восприятию  окружающего  мира, так как урок проводится  поздней  осенью.

 Во время  чтения я наблюдаю  за детьми,  их  мимикой, жестами.

  1. Понравилось  ли вам стихотворение?  Почему?

 Каждый  ученик  высказывает свое  мнение о прослушанном  произведении.

  2 Работа с произведением. Выявление авторской  точки зрения, чувств поэта. На  этом  этапе работы  используется моделирование.

  1. Как  начинается  стихотворение?

   Дети  вспоминают. Я снова читаю первые строки:

                                   «Маленькому  зайчику

                                     На сырой  ложбинке

                                     Прежде  глазки тешили

                                     Белые  цветочки...»

Дети на листочках моделируют  первую  картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и  кружок с буквой «З».

  1. Что  было дальше?

  Дети вспоминают  строки  из стихотворения:

                                     «Хмурая, дождливая

                                       Наступила  осень,

                                       Всю  капусту  сняли,

                                       Нечего украсть.

                                       Бедный  зайчик прыгает

                                       Возле  мокрых  сосен,

                                       Страшно  в  лапы   волку

                                       Серому  попасть...»

Дети  моделируют  вторую картину: рисуют  изменения в  окружающем  зайчика  мире (дождь) и  кружок с  буквой «В».

 Дети  вспоминают  последние  строки:

                                       «Только  б  потеплее,

                                         Только  бы  посуше...

                                         Очень  неприятно

                                         По  воде ступать.

Моделируют  третью  картину,  в  которой  передают мечты  зайчика: «Думает о  лете».

  3 Работа  над  выразительным  чтением.

  1. Как надо читать  каждую  картину,  нарисованную  поэтом?
  2. Какие  чувства  мы  должны пробудить у  слушателей?

 Читающие  дети  стараются  прочитать  стихотворение  выразительно. Остальные  дети оценивают  чтение  одноклассников.

                 Работа  над  выразительным чтением  не  преращается  ни  на одном уроке. Стараюсь  всегда  добиваться  правильного и  выразительного чтения. Помню  об этом и во внеклассной  работе. Ежегодно  принимаю  участие в «Недели  театра».  Показываю  различные  произведения,  готовим  с детьми костюмы,  приглашаем  родителей. Дети с интересом  участвуют. Со своим  классом принимаю  участие во всех школьных  мероприятиях.

               Сейчас, как никогда, учителю предлагается  огромный  выбор  книг по чтению, методик  по  выработке навыка динамического (целыми словами)  чтения, скорочтения и др. Право  выбора за учителем,  но  на нем  и все бремя ответственности — не за  себя, за  детей. Чтобы не  сожалеть потом,  очень важно  вовремя вспомнить разумные  традиции  русской  начальной  школы и до того, как сделать выбор, взвесить  все «за»  и  «против», воскресив  в памяти хотя  бы слова  В. Г. Острогорского о цели  чтения, с которымии  единодушно согласился  цвет руссакой  методики  и филологии, собравшийся  на свой  

 1 съезд.  Эти слова не потеряли своей  актуальности и в наше время:

                        «...Заставить уважать  самого себя  без  гордости;

                           любить и  помогать  ближнему своему без  хитрости  и расчета;

                           ценить  семью;

                           проникнуться  любовью и желанием  добра  своей Родине  даже  

                           до  готовности  сложить за нее  свою  голову;

                           осмыслить  свою  жизнь  и  свой труд,  как бы ни был  он,  по-

                           видимому,  незначителен,  и  в этом  труде  видеть  не одну

                           тяготу, но до  некоторой  степени  и  удовольствие;

                           показать  разумное  употребление  досуга...»

Именно эти  цели, обучая  детей  чтению, учителю  начальных  классов  надо учиться  осуществлять.

ЛИТЕРАТУРА

1 Вохмянина Л. А.,  Игнатьева  Т. В.,  Федосова  Т. А.

     Программы  общеобразовательных  учреждений.

     Начальные  классы.   М., 2004 г.

2 Ломизов А. Ф.

     Выразительное  чтение при   изучении  синтаксиса  и  пунктуации.

                         М., 1986 г.

3 Светловская Н. Н.

     Методика  проведения  уроков  внеклассного  чтения.  М.,  1993 г.

4 Станиславский К. С.

     Собрание  сочинений.  М.,   1955 г.   т. 3.

5 Труды Первого съезда  преподавателей  русского  языка  в  военно- учебных  

      заведениях (22 — 31 декабря  1903  г.)     Спб.,  1904 г.

 

                   

           

   

             

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Учись читать выразительно"

Памятка поможет ученику приготовить выразительное чтение любого текста....

Что нужно, чтобы говорить или читать выразительно

в материале содержатся рекомендации...

Проект "Я учусь читать выразительно" Дидактический материал "Дикция"

Дидактический материал «Дикция» предназначен для отработки четкого произношения слов русского языка обучающимися начальных классов.Материал позволит: тренировать языковые мышечные пер...

Сертифика участника вебинара "Учим читать выразительно художественные произведения.

Сертификат участника вебинара "Учим читать выразительно художественные произведения...

Проект "Я умею читать выразительно!"

Казалось бы, каждый учитель должен и может научить учащихся читать выразительно, но на практике не получается реализовать обозначенную задачу на 100%. Я задалась вопросом «Почему?». В резу...

Проект "Я умею читать выразительно!" Карточки для оценивания

Карточки для оценивания чтения и декламирования можно использовать на уроках чтения и во внеурочной деятельности. На начальном этапе работать с двумя-тремя карточками, постепенно увеличивая до шести....