МО Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.
методическая разработка (3 класс) по теме

Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mas-_klass.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon mas-_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гжехулко Елена Геннадьевна

МОУ – СОШ№8 города Аткарска

учитель начальных классов 1 категории

мастер класс

Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.

Девиз выступления – слова Василия Александровича Сухомлинского:

 «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».

В ходе мастер- класса будет рассмотрена проблема формирования успешности учения и предложены пути её разрешения.

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одно из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения.

Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся в процесс поиска истины повышаются  интенсивность и эффективность учебного процесса.

Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.

Во -  первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.

Во – вторых,  от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе,  в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально – психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучения), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В – третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.

Учащимися, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является   творческо – поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.

Предлагаю вам поработать в парах и испытать чувство радости от выполненной работы, удовлетворение своим успехом и уверенности в своих силах.

Расшифруйте название животного, расположив ответы примеров в порядке возрастания:

р

и

п

г

к

о

с

б

н

42:6

16:2

35:7

4*5

9*6

8*6

28:7

80:2

30:3

4

5

7

8

10

20

40

48

54

с

п

р

и

н

г

б

о

к

Необычное название возможно для многих детей, но учитель продолжает разговор со слов «А знаете ли вы,….», показывая животное.

-Испытали ли вы чувство удовлетворёния в процессе выполнения задания? А захотелось ли вам продолжить процесс познания?

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга).

Класс можно разделить на группы разными способами:

- «Соседи» (парные группы)

- «Друзья» (четвёрки)

- Творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).

Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе.

Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:

- сообщение цели сотрудничества перед любой работой;

- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следуя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;

- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.

Сложность организации работы в группах связана с тем, что приходится строить учебную и внеурочную деятельность большого количества учащихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удаётся, поэтому организация групповой формы работы даёт возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребёнка, психологическую совместимость учащихся.

Отличительная особенность новых ФГОС состоит в том, что их главной  целью выступает развитие личности учащегося, включённого в различные виды деятельности.

Для формирования у учащихся качеств, позволяющих человеку быть успешным в современном мире, педагогу требуется использование в учебном процессе специальных методик, средств и приёмов, а также мотивирование учащихся не только на обучение, но и на всестороннее саморазвитие и самосовершенствование. Но человек включается в такую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется личные мотивы для её выполнения.

Каждый педагог должен знать интересы, желания, потребности, нужды детей, и тогда ему удастся создать мотивацию к их деятельности.

Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе.

Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

 Решение проблемы социализации учащихся осуществляю на уроках математики в следующих аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем (полёт детской фантазии).

Веду работу по формированию навыков и приёмов работы, обобщённого характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы.

Предлагаю вам проверить один из методов решения нестандартных задач и поразмышлять над следующей задачей: На столе 6 стаканов: из них 3 пустые, а в 3-х других налита вода. Сделайте так, чтобы полные и пустые стаканы чередовались. Но в руки можно брать только один стакан.

                                 

Это была одна из известных задач, может быть, даже самая простая. Но и процесс неизведанного строится от простого к сложному.

«Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни»    Уилльям Глассер (америк. психолог)

Каждый ребёнок желает в будущем достичь социального успеха. Однако, анализируя школьную статистику, мы видим, что далеко не все школьники способны к успешной самореализации.

В современном же мире востребованными социумом, конкурентоспособными становятся те, кто умеет адаптироваться к новым социальным условиям, демонстрирует свои способности в любых жизненных ситуациях,

обладает сформированностью познавательных интересов, быстро решает качественно сложные задачи, видит проблему, предлагает творческие, нестандартные способы её решения.

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения,  одним из них являются так называемые кейс – технологии.

Кейс – технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.д.

Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс – технологии производится анализ реальной ситуации (каких – то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность. коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Кроме того, дети:

Получают коммуникативные навыки

Развивают презентационные умения

Приобретают экспертные умения и навыки

Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

Изменяют мотивацию к обучению

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности.

Нами были проведены социометрические пробы внутри классного коллектива.

1 класс количество друзей в классе 15%

2 класс количество друзей в классе увеличилось на 20%

3 класс количество друзей в классе увеличилось на 37%

Результат работы за три года дал хорошие показатели. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Начальная школа это целый мир! Годы, проведённые в начальной школе, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм  на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.

Предлагаю вашему вниманию долгосрочную поисково - исследовательскую работу посвященную землякам - участникам ВО войны  «Их имена навечно в памяти народной» выполненную учениками 2 «Б» класса.

Список литературы.

Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.

Каким должен быть современный урок. ᄉhttp://www.it-n.ruᄃ.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.ᄉhttp://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htmᄃ - Центр дистанционного образования "Эйдос".

Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. ᄉhttp://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htmᄃ.



Предварительный просмотр:

Гжехулко Елена Геннадьевна

МОУ – СОШ№8 города Аткарска

учитель начальных классов 1 категории

мастер класс

Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.

Девиз выступления – слова Василия Александровича Сухомлинского:

 «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».

В ходе мастер- класса будет рассмотрена проблема формирования успешности учения и предложены пути её разрешения.

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одно из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения.

Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся в процесс поиска истины повышаются  интенсивность и эффективность учебного процесса.

Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.

Во -  первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.

Во – вторых,  от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе,  в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально – психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучения), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В – третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.

Учащимися, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является   творческо – поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.

Предлагаю вам поработать в парах и испытать чувство радости от выполненной работы, удовлетворение своим успехом и уверенности в своих силах.

Расшифруйте название животного, расположив ответы примеров в порядке возрастания:

р

и

п

г

к

о

с

б

н

42:6

16:2

35:7

4*5

9*6

8*6

28:7

80:2

30:3

4

5

7

8

10

20

40

48

54

с

п

р

и

н

г

б

о

к

Необычное название возможно для многих детей, но учитель продолжает разговор со слов «А знаете ли вы,….», показывая животное.

-Испытали ли вы чувство удовлетворёния в процессе выполнения задания? А захотелось ли вам продолжить процесс познания?

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга).

Класс можно разделить на группы разными способами:

- «Соседи» (парные группы)

- «Друзья» (четвёрки)

- Творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).

Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе.

Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:

- сообщение цели сотрудничества перед любой работой;

- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следуя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;

- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.

Сложность организации работы в группах связана с тем, что приходится строить учебную и внеурочную деятельность большого количества учащихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удаётся, поэтому организация групповой формы работы даёт возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребёнка, психологическую совместимость учащихся.

Отличительная особенность новых ФГОС состоит в том, что их главной  целью выступает развитие личности учащегося, включённого в различные виды деятельности.

Для формирования у учащихся качеств, позволяющих человеку быть успешным в современном мире, педагогу требуется использование в учебном процессе специальных методик, средств и приёмов, а также мотивирование учащихся не только на обучение, но и на всестороннее саморазвитие и самосовершенствование. Но человек включается в такую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется личные мотивы для её выполнения.

Каждый педагог должен знать интересы, желания, потребности, нужды детей, и тогда ему удастся создать мотивацию к их деятельности.

Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе.

Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

 Решение проблемы социализации учащихся осуществляю на уроках математики в следующих аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем (полёт детской фантазии).

Веду работу по формированию навыков и приёмов работы, обобщённого характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы.

Предлагаю вам проверить один из методов решения нестандартных задач и поразмышлять над следующей задачей: На столе 6 стаканов: из них 3 пустые, а в 3-х других налита вода. Сделайте так, чтобы полные и пустые стаканы чередовались. Но в руки можно брать только один стакан.

                                 

Это была одна из известных задач, может быть, даже самая простая. Но и процесс неизведанного строится от простого к сложному.

«Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни»    Уилльям Глассер (америк. психолог)

Каждый ребёнок желает в будущем достичь социального успеха. Однако, анализируя школьную статистику, мы видим, что далеко не все школьники способны к успешной самореализации.

В современном же мире востребованными социумом, конкурентоспособными становятся те, кто умеет адаптироваться к новым социальным условиям, демонстрирует свои способности в любых жизненных ситуациях,

обладает сформированностью познавательных интересов, быстро решает качественно сложные задачи, видит проблему, предлагает творческие, нестандартные способы её решения.

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения,  одним из них являются так называемые кейс – технологии.

Кейс – технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.д.

Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс – технологии производится анализ реальной ситуации (каких – то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность. коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Кроме того, дети:

Получают коммуникативные навыки

Развивают презентационные умения

Приобретают экспертные умения и навыки

Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

Изменяют мотивацию к обучению

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности.

Нами были проведены социометрические пробы внутри классного коллектива.

1 класс количество друзей в классе 15%

2 класс количество друзей в классе увеличилось на 20%

3 класс количество друзей в классе увеличилось на 37%

Результат работы за три года дал хорошие показатели. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Начальная школа это целый мир! Годы, проведённые в начальной школе, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм  на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.

Предлагаю вашему вниманию долгосрочную поисково - исследовательскую работу посвященную землякам - участникам ВО войны  «Их имена навечно в памяти народной» выполненную учениками 2 «Б» класса.

Список литературы.

Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.

Каким должен быть современный урок. ᄉhttp://www.it-n.ruᄃ.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.ᄉhttp://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htmᄃ - Центр дистанционного образования "Эйдос".

Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. ᄉhttp://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htmᄃ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"

Презентация на тему  "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....

Тема: Пути формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.

Коммуникативная компетентность и пути ее формирования в младшем школьном возрасте....

Доклад на тему "Формирование коммуникативных компетентностей в процессе театрализованной деятельности"

Личность живет в многомерном пространстве, пространстве и учебной, и эмоциональной, и социальной деятельности, в том числе и на каждом уроке.Из опыта работы...

Статья по теме: «Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности».

laquo;Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности»....

Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...

Формирование коммуникативных навыков – как основа социализации ребенка с РАС

Задачами реализации содержания коррекционной работы с детьми с РАС являются: -развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;-развитие способност...