МО Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.
методическая разработка (3 класс) по теме
Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mas-_klass.doc | 59.5 КБ |
mas-_klass.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гжехулко Елена Геннадьевна
МОУ – СОШ№8 города Аткарска
учитель начальных классов 1 категории
мастер класс
Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.
Девиз выступления – слова Василия Александровича Сухомлинского:
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».
В ходе мастер- класса будет рассмотрена проблема формирования успешности учения и предложены пути её разрешения.
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одно из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения.
Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся в процесс поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса.
Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.
Во - первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.
Во – вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально – психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучения), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В – третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.
Учащимися, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо – поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.
Предлагаю вам поработать в парах и испытать чувство радости от выполненной работы, удовлетворение своим успехом и уверенности в своих силах.
Расшифруйте название животного, расположив ответы примеров в порядке возрастания:
р | и | п | г | к | о | с | б | н |
42:6 | 16:2 | 35:7 | 4*5 | 9*6 | 8*6 | 28:7 | 80:2 | 30:3 |
4 | 5 | 7 | 8 | 10 | 20 | 40 | 48 | 54 |
с | п | р | и | н | г | б | о | к |
Необычное название возможно для многих детей, но учитель продолжает разговор со слов «А знаете ли вы,….», показывая животное.
-Испытали ли вы чувство удовлетворёния в процессе выполнения задания? А захотелось ли вам продолжить процесс познания?
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга).
Класс можно разделить на группы разными способами:
- «Соседи» (парные группы)
- «Друзья» (четвёрки)
- Творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).
Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе.
Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:
- сообщение цели сотрудничества перед любой работой;
- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следуя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;
- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.
Сложность организации работы в группах связана с тем, что приходится строить учебную и внеурочную деятельность большого количества учащихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удаётся, поэтому организация групповой формы работы даёт возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребёнка, психологическую совместимость учащихся.
Отличительная особенность новых ФГОС состоит в том, что их главной целью выступает развитие личности учащегося, включённого в различные виды деятельности.
Для формирования у учащихся качеств, позволяющих человеку быть успешным в современном мире, педагогу требуется использование в учебном процессе специальных методик, средств и приёмов, а также мотивирование учащихся не только на обучение, но и на всестороннее саморазвитие и самосовершенствование. Но человек включается в такую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется личные мотивы для её выполнения.
Каждый педагог должен знать интересы, желания, потребности, нужды детей, и тогда ему удастся создать мотивацию к их деятельности.
Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе.
Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Решение проблемы социализации учащихся осуществляю на уроках математики в следующих аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем (полёт детской фантазии).
Веду работу по формированию навыков и приёмов работы, обобщённого характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы.
Предлагаю вам проверить один из методов решения нестандартных задач и поразмышлять над следующей задачей: На столе 6 стаканов: из них 3 пустые, а в 3-х других налита вода. Сделайте так, чтобы полные и пустые стаканы чередовались. Но в руки можно брать только один стакан.
Это была одна из известных задач, может быть, даже самая простая. Но и процесс неизведанного строится от простого к сложному.
«Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» Уилльям Глассер (америк. психолог)
Каждый ребёнок желает в будущем достичь социального успеха. Однако, анализируя школьную статистику, мы видим, что далеко не все школьники способны к успешной самореализации.
В современном же мире востребованными социумом, конкурентоспособными становятся те, кто умеет адаптироваться к новым социальным условиям, демонстрирует свои способности в любых жизненных ситуациях,
обладает сформированностью познавательных интересов, быстро решает качественно сложные задачи, видит проблему, предлагает творческие, нестандартные способы её решения.
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс – технологии.
Кейс – технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.д.
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс – технологии производится анализ реальной ситуации (каких – то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность. коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Кроме того, дети:
Получают коммуникативные навыки
Развивают презентационные умения
Приобретают экспертные умения и навыки
Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
Изменяют мотивацию к обучению
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности.
Нами были проведены социометрические пробы внутри классного коллектива.
1 класс количество друзей в классе 15%
2 класс количество друзей в классе увеличилось на 20%
3 класс количество друзей в классе увеличилось на 37%
Результат работы за три года дал хорошие показатели. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Начальная школа это целый мир! Годы, проведённые в начальной школе, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.
Предлагаю вашему вниманию долгосрочную поисково - исследовательскую работу посвященную землякам - участникам ВО войны «Их имена навечно в памяти народной» выполненную учениками 2 «Б» класса.
Список литературы.
Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
Каким должен быть современный урок. ᄉhttp://www.it-n.ruᄃ.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.ᄉhttp://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htmᄃ - Центр дистанционного образования "Эйдос".
Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. ᄉhttp://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htmᄃ.
Предварительный просмотр:
Гжехулко Елена Геннадьевна
МОУ – СОШ№8 города Аткарска
учитель начальных классов 1 категории
мастер класс
Тема: Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.
Девиз выступления – слова Василия Александровича Сухомлинского:
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».
В ходе мастер- класса будет рассмотрена проблема формирования успешности учения и предложены пути её разрешения.
Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одно из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.
Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения.
Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся в процесс поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса.
Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.
Во - первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.
Во – вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально – психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучения), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В – третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.
Учащимися, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо – поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.
Предлагаю вам поработать в парах и испытать чувство радости от выполненной работы, удовлетворение своим успехом и уверенности в своих силах.
Расшифруйте название животного, расположив ответы примеров в порядке возрастания:
р | и | п | г | к | о | с | б | н |
42:6 | 16:2 | 35:7 | 4*5 | 9*6 | 8*6 | 28:7 | 80:2 | 30:3 |
4 | 5 | 7 | 8 | 10 | 20 | 40 | 48 | 54 |
с | п | р | и | н | г | б | о | к |
Необычное название возможно для многих детей, но учитель продолжает разговор со слов «А знаете ли вы,….», показывая животное.
-Испытали ли вы чувство удовлетворёния в процессе выполнения задания? А захотелось ли вам продолжить процесс познания?
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга).
Класс можно разделить на группы разными способами:
- «Соседи» (парные группы)
- «Друзья» (четвёрки)
- Творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).
Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе.
Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:
- сообщение цели сотрудничества перед любой работой;
- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следуя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;
- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.
Сложность организации работы в группах связана с тем, что приходится строить учебную и внеурочную деятельность большого количества учащихся, обладающих незначительным опытом взаимодействия. Услышать и учесть мнения абсолютного большинства, согласовать позиции участников в условиях фронтальной работы практически не удаётся, поэтому организация групповой формы работы даёт возможность учитывать индивидуальные мнения школьников, способности каждого ребёнка, психологическую совместимость учащихся.
Отличительная особенность новых ФГОС состоит в том, что их главной целью выступает развитие личности учащегося, включённого в различные виды деятельности.
Для формирования у учащихся качеств, позволяющих человеку быть успешным в современном мире, педагогу требуется использование в учебном процессе специальных методик, средств и приёмов, а также мотивирование учащихся не только на обучение, но и на всестороннее саморазвитие и самосовершенствование. Но человек включается в такую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется личные мотивы для её выполнения.
Каждый педагог должен знать интересы, желания, потребности, нужды детей, и тогда ему удастся создать мотивацию к их деятельности.
Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе.
Задача учителя: показать ученикам, что знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Решение проблемы социализации учащихся осуществляю на уроках математики в следующих аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем (полёт детской фантазии).
Веду работу по формированию навыков и приёмов работы, обобщённого характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы.
Предлагаю вам проверить один из методов решения нестандартных задач и поразмышлять над следующей задачей: На столе 6 стаканов: из них 3 пустые, а в 3-х других налита вода. Сделайте так, чтобы полные и пустые стаканы чередовались. Но в руки можно брать только один стакан.
Это была одна из известных задач, может быть, даже самая простая. Но и процесс неизведанного строится от простого к сложному.
«Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» Уилльям Глассер (америк. психолог)
Каждый ребёнок желает в будущем достичь социального успеха. Однако, анализируя школьную статистику, мы видим, что далеко не все школьники способны к успешной самореализации.
В современном же мире востребованными социумом, конкурентоспособными становятся те, кто умеет адаптироваться к новым социальным условиям, демонстрирует свои способности в любых жизненных ситуациях,
обладает сформированностью познавательных интересов, быстро решает качественно сложные задачи, видит проблему, предлагает творческие, нестандартные способы её решения.
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс – технологии.
Кейс – технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.д.
Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс – технологии производится анализ реальной ситуации (каких – то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность. коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Кроме того, дети:
Получают коммуникативные навыки
Развивают презентационные умения
Приобретают экспертные умения и навыки
Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
Изменяют мотивацию к обучению
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности.
Нами были проведены социометрические пробы внутри классного коллектива.
1 класс количество друзей в классе 15%
2 класс количество друзей в классе увеличилось на 20%
3 класс количество друзей в классе увеличилось на 37%
Результат работы за три года дал хорошие показатели. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Начальная школа это целый мир! Годы, проведённые в начальной школе, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.
Предлагаю вашему вниманию долгосрочную поисково - исследовательскую работу посвященную землякам - участникам ВО войны «Их имена навечно в памяти народной» выполненную учениками 2 «Б» класса.
Список литературы.
Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
Каким должен быть современный урок. ᄉhttp://www.it-n.ruᄃ.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.ᄉhttp://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htmᄃ - Центр дистанционного образования "Эйдос".
Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. ᄉhttp://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htmᄃ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"
Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....
Тема: Пути формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.
Коммуникативная компетентность и пути ее формирования в младшем школьном возрасте....
Доклад на тему "Формирование коммуникативных компетентностей в процессе театрализованной деятельности"
Личность живет в многомерном пространстве, пространстве и учебной, и эмоциональной, и социальной деятельности, в том числе и на каждом уроке.Из опыта работы...
Статья по теме: «Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности».
laquo;Использование технологии РКМЧП как средство формирования коммуникативной компетентности»....
Статья "Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации"
Коррекционная педагогика...
Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»
Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...
Формирование коммуникативных навыков – как основа социализации ребенка с РАС
Задачами реализации содержания коррекционной работы с детьми с РАС являются: -развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;-развитие способност...