МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация к уроку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Милютина
Сегодня, в жизни человека всё большую роль играют медиа средства, знания по работе с ними важны для успешной деятельности человека, поэтому область медиа всё чаще включают в учебный процесс. В связи с этим появились документы регламентирующие работу педагога с медиа средствами, обучения учащихся с использованием информационных ресурсов. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в предмет «Математика» включена и информатика, но количество часов настолько мало, что не позволяет полноценно формировать умения работы с медиа средствами, поэтому к переходу в среднее звено, учащиеся оказываются неподготовленными к успешной учебной деятельности, требующей использования медиа средств.
Особая форма применения медиа представляет возможность их использования для коммуникаций. Это происходит с помощью электронных писем (e-mail), социальных сетей, видеоконференций (videoconferencing), в целом, сети Интернет, где люди могут быть как потребителями, так и производителями информации одновременно [1]. В рамках современного понимания человек предстает не как трансцендентальный субъект познания, а как реальный субъект коммуникации. Посредством коммуникации человек образовывает себя. Коммуникация с другими субъектами выступает как способ реализации человека, как образовательное пространство, в котором человек пребывает всю жизнь, поэтому информатизация образования представляет собой возможность развития коммуникативных навыков человека, становления его как социального субъекта в информационном мире.
Поэтому отсутствие в ФГОС НОО достаточного объема практической работы с меди средствами может затормозить развитие младшего школьника в области медиа мира. Это может негативно отразиться на его авторитетности среди сверстников, медиаподготовленности к дальнейшему освоению знаний в области медиа, учебной деятельности, в целом на дальнейшей успешности как специалиста, так и полноценного члена современного информационного общества.
По нашему мнению медиа, интегрированные в традиционные предметы школьного цикла, становятся одним из средств повышения эффективности обучения, если удовлетворяют следующим требованиям:
- способствуют повышению познавательного интереса;
- отвечают практическим потребностям учителя и ученика;
- универсальны в использовании;
- применяются с опорой на базовую учебную программу.
Существенную роль в формировании медиакомпетенции младших школьников играет предмет «Русский язык». Его область включает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого взаимодействия и т.д. Таким образом, он играет важную роль в формировании грамотной в области языкознания личности [2]. Но если еще и совместить его с областью медиа (его ресурсы в процессе постижения медиа средств), мы получим не только грамотного в области предмета «Русский язык», но и медиаобразованного, информационно грамотного человека, способного не только писать без ошибок, взаимодействовать с участниками образовательного процесса, но и осуществляющего нормы медиа общения, медиа культуры в процессе общения в социальных сетях, работы с электронной почтой; работу с информацией с использованием поисковых систем, программ компьютера и т.д. Человек не может жить без коммуникации и без медиа, если их объединить, то процесс формирования успешной личности будет совершенным. Работа с медиа средствами именно на уроках по предмету «Русский язык» даст больший эффект для развития личности в области медиа, формирования её медиакомпетенции.
Целью преподавания этого предмета в начальной школе является помощь подрастающей личности овладеть языком во всех её функциях: в функции общения, познания и мышления, функции накопления знаний о мире и постижения культуры, адаптации к жизни в современном обществе.
Задача уроков русского языка на начальной ступени образования и состоит в том, чтобы заложить основы развития младших школьников, их умения и навыки во всех видах речевой деятельности. Именно в процессе изучения этого предмета у учащихся должны закладываться основы умений быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; грамотно оперировать научными терминами; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков
Федеральный базовый компонент образования в начальной школе предполагает, что учитель, прежде всего, должен научить свободной речевой деятельности и сформировать у учащихся элементарную лингвистическую и коммуникативную компетенции. А одной из задач обучения по курсу «Русский язык» в начальной школе ставится овладение учащимися всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения. Однако анализ учебников, действующих программ и реальной учительской практики показывает, что коммуникативный и культурологический аспекты значительно уступают вышеперечисленным задачам и требуют дополнительного элемента в образовании младших школьников, ориентированного на развитие информационно-коммуникационной грамотности личности.
На уроках по предмету «Русский язык» младших школьников учат выделять главную мысль, тему, идею (учат различным способам работы с информацией) (табл.1) [2].
Табл.1
УУД | Связь с областью медиа |
Коммуникативные УУД по данному предмету включают: овладеть всеми видами речевой деятельности; извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления | Все коммуникативные УУД напрямую связаны с медиа средствами, которые младший школьник может использовать в учебной деятельности по предмету «Русский язык» для извлечения необходимой информации из сети Интернет, адекватно строить своё высказывание приобщении в социальных сетях и т.д. |
Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; действие со знаково-символическими средствами; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; применение методов информационного поиска; поиск и выделение необходимой информации |
Регулятивные УУД по данному предмету обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (на уроках формируется контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона, этому способствуют такие задания, как «письмо по памяти» и др.) | Регулятивные УУД учащиеся начальной школы могут использовать при сравнении полученной информации, существующей в сети Интернет, отличать верную инфомацию от неверной, регулировать свою деятельность при работе с компьютером и его программами |
Личностные УУД обеспечивают: ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях | Личностные УУД обеспечивают: ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях в том числе и в сети Интернет (толерантное медиа общение, соблюдение языковой и информационной культур и т.д.) |
Таким образом, мы можем формировать медиакомпетенцию младших школьников во взаимодействии предмета «Русский язык» и области медиа, не нарушая образовательный процесс и не затрачивая драгоценное время урока на объяснение отдельных аспектов медиаобразования.
Знания, полученные при формировании медиакомпетенции на уроках русского языка, младшие школьники могут использовать и в других предметных областях, то есть быть медиаподготовленными к успешному переходу в среднюю школу, а также к работе с медиа средствами на уроках математики, литературного чтения и др.
Список литературы
- Горячев М.Д. Актуальные проблемы воспитания и образования [Текст] : сб. науч. ст. / Самар. гос. ун-т, Психол. фак., Каф. педагогики ; [под ред. М.Д. Горячева и др.]. - Самара : Самар. университет, 2003 – 143 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru. (дата обращения: 21.01.16).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ
1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Основной образовательной программой НОО МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т.Джаримока» а. Джидж
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с : -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; -Осно...
План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда
Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...