«Формирование регулятивных универсальных учебных действий в образовательном процессе начального общего образования»
статья на тему
Что же такое регулятивные универсальные учебные действия?
Вообще, регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечит ученику успешное существование в современном мире и обществе, где он должен:
· уметь ставить себе конкретную цель;
· планировать свою жизнь;
· прогнозировать возможные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ruud.doc | 101 КБ |
prezentatsiya1.zip | 274.36 КБ |
Предварительный просмотр:
17.04.2012 г.
СЛАЙД 1 Тема: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий в образовательном процессе начального общего образования»
Учитель начальных классов: Садомина Апполинария Максимовна
Что же такое регулятивные универсальные учебные действия?
СЛАЙД 2
Вообще, регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечит ученику успешное существование в современном мире и обществе, где он должен:
- уметь ставить себе конкретную цель;
- планировать свою жизнь;
- прогнозировать возможные ситуации.
СЛАЙД 3
В 1 классе у детей уже складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: «Что значит уметь учиться?». Они знакомятся с основными шагами учебной деятельности:
«Что я не знаю?»
«Сам найду способ!»
«Хочу!» «Могу!»
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащимся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели ---- через планирование действий ----к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции (поправки, вносить дополнения) и преодолению препятствий.
СЛАЙД 4
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Рассмотрим типовые задания для формирования регулятивных УУД на материалах УМК «Школа России».
Слайд 5
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи (задания) |
Целеполагание: - учащийся умеет формулировать и удерживать учебную задачу. Слайд 6 | Регулятивные целеполагания предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?») Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: - Задание было одно? («Одно») - А какие получились результаты? («Разные») - Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. - Какова же цель нашей работы на уроке? - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: - Для чего нам это необходимо? («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. |
Слайд 7 Планирование: - умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; - самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи. Слайд 8 | Регулятивные планирования Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала будем делать, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы получился правильный результат?» Обучать детей планированию работы на уроке можно уже в первом классе. Так, на уроках обучения грамоте и математики организую работу с помощью интерактивных плакатов. В начале урока рассматриваем с ребятами интерактивный плакат, материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы. Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. - ученики должны проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться работать по предложенному учителем плану; - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Слайд 9 Осуществление учебных действий: - выполняет учебные действия в различных формах; - с помощью речи регулирует свои действия. Слайд 10 | Регулятивные осуществления учебных действий предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. При подготовке к уроку учитель должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка, у каждого ученика в кошельке настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р., 10р. Несколько детей выступают в роли кассиров. Данная игра формирует как познавательные УУД так и регулятивные. Также данная группа задач предполагает выполнение заданий типа: «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…» и др. |
Слайд 11 Прогнозирование: - может предвосхитить результат своей деятельности; - может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний. Слайд 12 | Регулятивные прогнозирования направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе относятся задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы, высказывание своего предположения на основе работы с иллюстрацией учебника; Например: по учебнику Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. «Литературное чтение» 1 класс, стр.38 (русская народная сказка) «Рукавичка». - Прочитай заголовок произведения. - Подумай, о чём оно? - Как ты думаешь, чем закончится эта сказка? - Какой конец сказки можешь предложить ты? - Придумай свой вариант ответа. |
Слайд 13 Контроль и самоконтроль: - умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу. | Регулятивные контроля и самоконтроля Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. - осуществление контроля процесса и результатов деятельности: задания типа: «Какую ошибку допустил?», «Кто неверно произнёс названия букв?» - осуществление самоконтроля процесса и результатов деятельности: задания типа: «Понятно ли, о чём говорится в каждой строчке?», «Запиши названия животных, разделяя их на слоги» - умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов. Типовые задания: «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…» |
Слайд 14 Коррекция: - вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; - адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок. Слайд 15 Слайд 16 | Регулятивные коррекции нацелены на осуществление помощи учащимся в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений. Типовые задания - «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» (задания на редактирование; «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана». «Помоги однокласснику исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте» Русский язык В.П.Канакина – стр. 91 Упр.10: Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Прочитай составленный текст. Придумай к нему заголовок.
- «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки «Курочка Ряба» (работа по иллюстрации учебника) Литературное чтение Л.Ф.Климанова – стр.31 – сказка «Курочка Ряба» |
Слайд 17 Оценка: - умеет определить качество и уровень работы, знаний; - понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; - устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; - соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Слайд 18 Слайд 19 | Регулятивные оценки направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения. Рассмотрим прием оценочной деятельности учащихся на примере оценивания устных ответов своих одноклассников. Можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить учащимся, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе. А собственную работу учащиеся оценивают по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства. «Лесенка» – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал: Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно. «Светофор» – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов: Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам. Жёлтый – умею, но не уверен ещё. «Смайлики» – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), - простой – мне было трудно, но я справился, - грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные). Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке? - Чему научился? - За что себя можешь похвалить? - Над чем еще надо поработать? - Какие задания тебе понравились? - Какие задания оказались трудными? - Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? Мне запомнилось… У меня получилось … Мне было трудно …. Я постараюсь лучше… |
Слайд 20 Саморегуляция: - способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач. | Регулятивные саморегуляции предполагают формирование таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность. Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся Например: «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!») |
Слайд 21
Также для формирования регулятивных действий возможны следующие виды заданий:
- преднамеренные ошибки
- задания с «окошечком»
- поиск информации в предложенных источниках
- взаимоконтроль
- заучивание наизусть материала в классе
- ищу ошибки
- контрольный опрос на определённую проблему.
Слайд 22
Предполагается, что результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу,
- ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.
Подписи к слайдам:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в образовательном процессе начального общего образования Выступление учителя начальных классов Ямальской школы-интерната Садоминой Апполинарии Максимовны
Регуляция – это управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечит ученику успешное существование в современном мире и обществе, где он должен: уметь ставить себе конкретную цель; планировать свою жизнь; прогнозировать возможные ситуации .
В 1 классе у детей уже складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: «Что значит уметь учиться?». Они знакомятся с основными шагами учебной деятельности: «Что я не знаю?» «Сам найду способ!» «Хочу!» «Могу!»
Регулятивные УУД
Типовые задания для формирования регулятивных УУД на материалах УМК «Школа России» Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания ) Целеполагание : - умеет формулировать и удерживать учебную задачу. Регулятивные целеполагания предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь )?»)
Урок русского языка Тема «Разделительный мягкий знак» Таня … цветы. Мы совершили … на самолёте. польёт полёт
Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания ) Планирование: - умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; - самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи. Регулятивные планирования Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Типовые задания для формирования регулятивных УУД на материалах УМК «Школа России»
Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания ) Осуществление учебных действий : - выполняет учебные действия в различных формах; - с помощью речи регулирует свои действия. Регулятивные осуществления учебных действий предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Типовые задания для формирования регулятивных УУД на материалах УМК «Школа России»
Урок математики в 1 классе Ролевая игра «Железнодорожная касса»
Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания ) Прогнозирование: - может предвосхитить результат своей деятельности; - может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний. Регулятивные прогнозирования направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. Типовые задания для формирования регулятивных УУД на материалах УМК «Школа России»
Урок литературного чтения Тема: « Русская народная сказка «Рукавичка»
Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания ) Контроль и самоконтроль: - умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу. Регулятивные контроля и самоконтроля Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Типовые задания для формирования регулятивных УУД на материалах УМК «Школа России»
Показатели ( характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания ) Коррекция: - вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; - адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок. Регулятивные коррекции нацелены на осуществление помощи учащимся в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений. Типовые задания для формирования регулятивных УУД на материалах УМК «Школа России»
Урок русского языка Задание: Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Прочитай составленный текст. Придумай к нему заголовок. Была осень. В полдень кто – то постучал в дверь. Кузьма лежал в постели больной. За окном лил дождь. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. Это пришли друзья. Кузьма был рад.
Урок литературного чтения Задание: Помоги восстановить правильный порядок событий сказки «Курочка Ряба» ( работа по иллюстрации учебника)
Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания ) Оценка: - умеет определить качество и уровень работы, знаний; - понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; - устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; - соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи Регулятивные оценки направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Типовые задания для формирования регулятивных УУД на материалах УМК «Школа России»
Оценочная деятельность учащихся Приём «Лесенка» Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, В ерхняя ступенька – хорошо усвоил материал . Приём «Светофор» Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам. Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
«Смайлики» –я доволен собой (справился с заданием), – мне было трудно, но я справился, – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания ) Саморегуляция : - способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач. Регулятивные саморегуляции предполагают формирование таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность. Типовые задания для формирования регулятивных УУД на материалах УМК «Школа России»
Также для формирования регулятивных действий возможны следующие виды заданий : Преднамеренные ошибки Задания с «окошечком» Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль Заучивание наизусть материала в классе Ищу ошибки Контрольный опрос на определённую проблему.
Результат формирования регулятивных универсальных учебных действий: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу, - ставить цели, позволяющие решать учебные задачи; - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; - учитывать правила планирования; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату и по способу действия; -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания , планирования и регуляции своей деятельности; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"
Научно-методическая статья, которую могут использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...
Доклад на тему: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возмож...
«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
«Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»....
Мастер – класс « Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востре...
Учебно-методическое пособие " Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе начального языкового образования (на материале краеведения) "
В соответствии с требованиями ФГОС НОО главным в изучении любого школьного предмета является не набор знаний, а система универсальных учебных действий, которыми должен овладеть обучающийся. Именно уни...