"Диагностика нарушений письменной речи".
консультация (1 класс) на тему
1.Списывание.
2.Слуховой диктант.
3. Самостоятельное письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_diagnost._narush.pism_._rechi.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД на тему:
Выполнил:
учитель начальных классов
Куликова И.В.
Почти все российские и зарубежные исследователи проблемы дисграфии и дислексии сходятся во мнении, что нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как важный фактор отмечается трудность анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Профессор Ананьев Б.Г. также указывает на связь ошибок в чтении и письме у части младших школьников с трудностями пространственного различения.
Та или иная степень нарушения письма и чтения предопределяется уровнем сформированности устной речи.
Если дефект устной речи ограничен несформированностью её звуковой стороны, то нарушения чтения и письма обусловлены фонетико-фонематической или только фонематической недостаточностью. В этих случаях наиболее типичными ошибками являются замены и смешения согласных букв, обозначающих звуки различных оппозиционных групп.
Что касается нарушения чтения и письма у детей с ОНР, то у них наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка.
Существует целый ряд методик диагностики письменной речи. Перед тем, как перечислить основные задания, хочу напомнить, что во время обследования логопед должен обратить внимание на характер процесса письма: записывает ли ребёнок предъявляемое слово сразу или проговаривает его несколько раз, подбирает нужный звук и соответствующую букву, какие испытывает при этом трудности и т.п.
Обследование письма может проводиться как коллективно, так и индивидуально. По ходу чтения не следует делать исправлений и замечаний.
Итак, обследование письма включает в себя:
1. Списывание:
а) с рукописного текста;
б) с печатного текста;
в) осложнённое заданиями логического или грамматического характера (например: в предложении рассказывающем о птицах, подчеркни слово, состоящее из 3-х слогов).
2. Слуховой диктант.
Кроме обычного проведения диктанта со зрительным самоконтролем (предложен Садовниковой) такой вид диктанта отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма.
Проводится он так: после написания учениками диктанта на несколько минут открывается записанный на доске текст диктанта, и детям предлагается найти свои ошибки и исправить их цветными карандашами. Карандаши используются для того, чтобы отличить ошибки, исправленные в ходе зрительной самопроверки, от поправок, сделанных в ходе написания диктанта, и от последующих исправлении логопеда. При оценивании работы логопед обязательно учитывает и общее количество сделанных ошибок и количество ошибок, исправленных самостоятельно.
3. Самостоятельное письмо.
Сюда относятся задания типа:
- дать подписи к предметным картинкам (слова);
- дать подписи к сюжетным картинкам (предложения);
- написание изложения либо сочинения.
Учащимся 1-го класса предлагается запись строчных и прописных букв под диктовку, позднее - запись слогов (различной структуры) и слов (также различной структуры).
Хочу поделиться с коллегами специально составленными текстами диктантов для обследования письменной речи младших школьников. Кроме чисто логопедических задач, т.е. проверки, нет ли пропусков и смешений букв, нарушений слоговой структуры и аграмматизмов, они позволяют оценить, насколько хорошо усвоен изученный в классе грамматический материал.
2 класс.
Осуществлена связь с программным материалом. Учтено, что в 1-м классе изучены следующие темы: предложение, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, -ь- для обозначения мягкости согласных.
Логопедические задачи: проверить, как дифференцируются парные согласные, оптически и кинетически сходные буквы.
Роща.
Дети любят гулять в роще. Тут дубы и клёны. По веткам скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит ствол. В траве шуршит ёжик. Синицы сели на верхушку дуба и громко щебечут. Яркие солнечные пятна скользят по листве.
3 класс.
Добавлены и распространены предложения, т.к. уже были изучены темы: «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Парные звонкие и глухие согласные», «Разделительный -ь- знак», «Сложные слова».
В роще.
Мои друзья любят гулять в роще. Тут берёзы, дубы и клёны. По ветвям скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит твёрдую кору острым клювом. В траве шуршит ёжик. Синицы дружной стайкой сели на верхушку дуба и громко щебечут.
У старого клёна муравейник. Интересно наблюдать за его трудолюбивыми жильцами. Лёгкий ветерок шелестит листвой. Яркие солнечные пятна лежат на траве.
4 класс.
Весёлые скороговорки.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько корку. У пенька опять пять опят. У Вари на бульваре варежки пропали. Бросили бананы забавной обезьяне. У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят. Ежу на ужин мышонок нужен. Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой. В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля. Маленькую Люсю напугали гуси. По огороду мудрый крот ведёт к норе водопровод. У доброй бабушки Марины компот из яблок и малины.
Диагностика нарушения чтения начинается с исследования, проводимого по альбому оптических проб, разработанных сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена и включающего в себя:
- знание букв (печатных и рукописных);
- узнавание букв в усложнённых условиях: недописанных, изображённых пунктиром, неправильно размещённых в пространстве, написанных разными
шрифтами, изображённых зеркально, «зашумлённых» и т.п.;
- узнавание букв, наложенных друг на друга (по типу фигур Попельрейтера);
- узнавание сходных по начертанию букв, данных попарно или в буквенном
ряду;
- конструирование букв из отдельных элементов.
Методика А.Н Корнева основана на всестороннем подходе к диагностике нарушения чтения и включает в себя клинико-динамическое. энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследования. Автор методики исходит из того, что важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности. Эта методика включает в себя следующие задания:
- рядоговорение (например, перечисление по порядку времён года или дней недели);
- воспроизведение ритма (удары карандашом по столу);
- тест «Кулак - ребро - ладонь»;
- тест «Повторение цифр» (сначала нужно воспроизвести названный ряд цифр, например 4-4-4-7- начинать с 2-х и доводить до 5) затем названные цифры
предлагается назвать в обратном порядке. Например: 5 - 7 - 4, а ребёнок должен
сказать 4-7-5).
1-я часть этого теста характеризует слухоречевую память, 2-я часть -оперативную память)
- для проверки зрительного восприятия и зрительно - моторной координации можно использовать задания на дорисовывание фигур, букв, изографы (таблица).
При обследовании состояния чтения полезно использовать следующие задания:
- поиск заданного слова (таблица);
- чтение ряда сходных по структуре слов, сходных по звучанию (таблица);
- чтение слов с необходимостью их восстановления:
ФЛ...Г... (я, а) | К...Б...Н... (а, и, а); |
- чтение текста с пропущенной одной или несколькими буквами («Сломалась пишущая машинка»);
- наконец, чтение обычного текста (желательно, повествовательного характера).
Выполнение оценивается по трём критериям:
- для первоклассников - способ, скорость, правильность чтения;
- для учащихся 2, 3 классов - скорость, правильность и понимание смысла
прочитанного.
В заключение хочу напомнить о том, что выявленные недостатки чтения сопоставляются с данными обследования письма и устной речи. Это позволит определить в каждом конкретном случае, что именно является превалирующим в картине речевого дефекта: преобладает ли у ребёнка недостаточность лексико-грамматических средств языка или недоразвитие звуковой стороны речи и, прежде всего, фонематических процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...
Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников
Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...
Нарушения письменной речи. Виды нарушений. Способы, приемы и методы преодоления письменных нарушений
презентация...
Статья " Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи"
Статья предназначена для учителей начальной школы , из рубрики " Логопед учителю"...
Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи.
Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи....
Современные подходы в диагностике нарушений письменной речи.
Нарушения письменной речи:Нарушения чтения (алексия ( невозможность, полный распад); дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся оши...
Современные подходы в диагностике нарушений письменной речи.
Нарушения письменной речи:Нарушения чтения (алексия ( невозможность, полный распад); дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся оши...