Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках математики."
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование УУД на уроках математики | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроках математики в начальной школе.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Таким образом, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные
Как может быть выражено универсальное учебное действие на уроках математики.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля – проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?
Приведу примеры заданий УУД.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»
Формирование личностных УУД.
Задание №1. Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат * грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?
Задание №2. Помоги Маше отыскать котенка. . Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж , ниже , чем третий, но выше, чем первый. Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.
– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.
Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем … Что же означают эти странные слова?
Задание №3. Итог урока– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?
– При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов?
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирующее УУД |
№1. Как вы считаете, как должны относится друг к другу брат и сестра? | Ответы детей | Формирование нравственно-этической ориентации |
№2. Как можно успокоить Машу? Какие слова ей сказать? | Формирование нравственно-этической ориентации | |
№3.Скажите, пожалуйста, а за чем нам нужно уметь определять когда предмет выше , а когда ниже? -Как вы думаете люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже? | Формирование смыслообразования |
Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование регулятивных УУД.
Задание №1. В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.
4+4 7-2
5+4 7-3
Задание №2. 5+2=7-3
4+1=7-2
Задание №3.
Синий–“Я–молодец, справился сам”.
Зеленый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”
Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирующее УУД |
№1. Как вы думаете, в каком примере будет меньший ответ? №2. Проверь, верны ли равенства? №3. Теперь оцените себя с помощью прямоугольников. | Ответы детей | Прогнозирование Прогнозирование. Оценивание |
Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной познавательных УУД.
Задание №1. Покажи ежику самый короткий путь. См. с.12
Задание №2. 1+3+5+1
2+3+1+2
Задание №3. 5-2 * 3+4
10-3 * 4+5
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирующее УУД |
№1.Объясни свой выбор. №2. Вычисли удобным способом №3. Сравни выражения | Ответы детей | Общеучебные универсальные умения Общеучебные универсальные умения Универсальные логические умения. |
Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Формирование коммуникативных УУД.
Задание №1. -Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, пос -лушайте его загадку, ответьте.
Задание №2. Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?
Задание №3. Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирующее УУД |
№1. Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность. №2. А сейчас каждый из вас составит несколько примеров для соседа по парте. Решите предложенные вам задания. №3. Поработаем парами, раскрасьте вместе рисунок, но для этого вам необходимо сначала решить примеры. | Ответы детей Дети составляют задания, обмениваются ими. Взаимопроверка. | Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).
Что делать учителю. Какие же действия учителя позволяют сформировать УУД?
Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
На каждом уроке используется рефлексия…
Литература
Калашникова Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков.-Волгоград: Учитель, 2013. -158с.
Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.
Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)
ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения)
Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»
Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления и познавательной активности на уроках математики при изучении геометрического материала в начальной школе
Данная работа включает в себя обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Ветренко С.А....
Развитие познавательного интереса на уроках математики.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из главных задач в работе учителя. Приучить ребёнка думать, проникать в суть ...
Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования
В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...
Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"
В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики в начальной школе....
Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе. Именно на это я направляю усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...
"Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"
Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...
Формирование учебно–познавательной компетенции на уроках математики.
В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образо...