Выступление "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках для достижения планируемых результатов"
статья ( класс) на тему
Выступление на окружной конференции "Введение ФГОС в общеобразовательных учреждениях Западного образовательного округа Самарской области"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Макарова Екатерина Александровна
ГБОУ СОШ№9 «Центр образования»
г.о.Октябрьска
учитель начальных классов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной, информационной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные информационно-коммуникативные технологии.
Образование не стоит на месте. Президент ставит задачу создания модели новой школы: с добротной школьной архитектурой, с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополостным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями.
Перед учебным образовательным учреждением также стоит задача реализации основной образовательной программы начального общего образования.
ФГОС – это совокупность требований, необходимых для реализации данной образовательной программы.
Стандарт включает требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- к условиям реализации основной образовательной программы,
- к достижению планируемых результатов .
Образовательное учреждение должно создать такие условия, которые обеспечат возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, и в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- возможность формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (индивидуальной траектории развития).
И, чтобы эти условия были созданы, мы активно используем новое современное учебно-лабораторное оборудование, которое поступило в нашу школу в 2011-2012 учебном году.
В нашей школе 3 кабинета начальных классов оснащены интерактивными досками, проекторами, многофункциональными устройствами для печати, ноутбуками для учителей, программно-методические комплексами: “Академия младшего школьника: 1-4 класс”, “Учимся изучать историю”, “Мир музыки”, “Фантазеры. Мульти творчество”; наборами конструкторов: «Арифметика», «Геометрия», «Грамматика». В одном кабинете сосредоточены: цифровые микроскопы; документ-камера; ноутбуки для учащихся; транспортная база для зарядки нетбуков; модульные системы экспериментов Prolog для изучения физических величин (атмосферного давления, относительной влажности, звука, освещенности, температуры) и проведения лабораторных опытов; системы контроля качества знаний ProClass.
В своей работе учителя нашей школы активно использую интерактивную доску и проектор. Педагогические возможности электронной доски, как средства обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. Теперь можно сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по разным предметам. Программа дает возможность использовать на уроке карты, схемы, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы и т.п. Учащиеся могут сами создавать цветные изображения, используя электронные маркеры, выполнять задания: вставлять пропущенные слова, словосочетания, буквы, числа. Исправлять ошибки, зачёркивать лишнюю информацию, добавлять собственное мнение по некоторым вопросам темы. Интерактивная доска может эффективно использоваться на различных видах и этапах урока. Всё это, позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. Например, при закреплении знаний, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, что формирует умение работать в группе; совместное творчество учителя и учеников, что создает на уроке благоприятный психологический климат. Материал, помещенный на доске, является опорным конспектом, к которому учащиеся обращаются при выполнении самостоятельных заданий. Что, несомненно, влияет на повышение результативности урока. Учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать зрительные образы. Поэтому, работа с доской, сопровождаемая красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение и использование того же самого с помощью мела и доски. Таким образом, учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и учит его формулировать свои мысли кратко и четко. Использование интерактивной доски на уроках развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию. Такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума. Интерактивная доска повышают мотивацию учащихся, ведь с каким энтузиазмом дети подходят к доске, тянут руки! Им сразу хочется высказаться. Кроме того, в большей степени улучшается эффективность обучения. А это крайне важно особенно для детей с особыми образовательными потребностями. Да и вполне успешные школьники не остаются в стороне от таких интересных заданий.
Замечено, что благодаря появлению в классе интерактивной доски , меняются даже самые проблемные ученики. Ребёнок, который раньше отсиживался, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Рефлексия, проводимая на уроках, показывает заинтересованность учеников учебным материалом.
Опрос детей на вопрос: «Тебе нравится работать с интерактивной доской ? Чем нравится?», показал, что 100 % детей проявляют положительное отношение к данной деятельности. Дети отвечали, что доска им нравится тем, что на ней можно: писать и рисовать разноцветными маркерами, выполнять разные интересные задания, играть - решая, использовать ластик вместо тряпки и руки не мараются, работать пальцем без мышки, передвигать различные предметы, очень интересно получать знания.
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использовала возможности документ-камеры на многих уроках. Особенно часто мы работаем с ней на уроках русского языка. Иногда на уроке возникает необходимость динамического моделирования ( когда изучается состав слова, предложения и т.п.). Я предлагаю детям выйти к документ-камере и начать манипулировать приготовленными карточками. Деятельность каждого ученика становится наглядной, связывается с нестандартной двигательной активностью, что вызывает положительный настрой у учащихся. В первом и во втором классах очень актуальным является вопрос о правильном ведении тетрадей, работа над каллиграфией тоже не завершена. Предлагая детям образец аккуратно выполненной работы (из числа работ хорошо успевающих учащихся), можно дать детям возможность оценить положительный пример деятельности их одноклассников, сформировать адекватную самооценку работы на уроке. Документ-камера помогает детям по показу учителя сориентироваться в задании учебника, позволяет вывести на экран любой рукописный текст, образец прописных букв и другой рукотворный материал, демонстрация которого требуется на уроке.
Динамические возможности документ-камеры позволяют демонстрировать прописывание букв, проверку и другие виды работы в онлайн-режиме. Я уверена, что любой учитель найдёт множество способов использования документ-камеры как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Этот прибор достаточно лёгок в использовании. Думаю, так же большим преимуществом является возможность при наличии документ-камеры использовать ранее наработанный учителем материал (к примеру, диапозитивы или карточки с дополнительными заданиями).
Я с удовольствием продолжу работу с документ-камерой и далее. Несомненно, что использование этого прибора является актуальным как в первом, так и во всех последующих классах начальной школы. Главное преимущество документ-камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.
Во внеурочной деятельности для организации групповой и парной работы использую нетбуки, что повышает уровень познавательной активности учащихся. И в рабочей и игровой форме проходят занятия интеллектуального развития, тестирование, обмен информацией «учитель-ученик», демонстрация работ учащихся, и др. Все 13 нетбуков хранятся в специальной базе, где и подзаряжаются. Эта база удобна передвижением и организацией работы в любом учебном классе.
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки, и человеческий волос, и жилки листа, и споры папоротника.
Интересна и результативна система контроля и мониторинга качества знаний. Ученикам раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия педагог задает вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, и обучающиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени. Все ученики могут отвечать на вопрос учителя. При этом даже те учащиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили. Уровень понимания учебного материала учащимися можно оценить сразу по завершении контроля. Результаты тестирования могут быть представлены как для всего класса, так и для отдельных учащихся. При необходимости сведения об успеваемости учащихся могут быть экспортированы при помощи табличного редактора Excel для математической обработки и всестороннего анализа. Кроме того, система PROClass может успешно применяться во внеурочной деятельности, например, при проведении интеллектуальных конкурсов, участники которых должны за максимально короткое время правильно выполнить задание. В этом случае существенно упрощается работа по учету достижений учащихся, появляется возможность за минимальное время беспристрастно определить победителя конкурса. Одновременно система PROClass позволяет выполнять контроль посещаемости занятий учащимися. В начале учебного занятия учитель при помощи системы PROClass имеет возможность проверить присутствие учащихся на уроке. Система автоматически обрабатывает результаты проверки посещаемости учащимися занятий и формирует на их основе итоговые отчеты.
Информации для проведения уроков в помощь учителю в Интернете огромное количество. Серия учебных пособий «Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе» – это одновременно и настольная книга учителя, и медиа навигатор! Работая с этими пособиями, я нахожу электронный адрес к цифровому образовательному ресурсу практически к каждой теме урока любого предмета.
В рамках новых Стандартов авторы учебных программ «Школа России», предлагают электронные учебники, которые дают уникальные дополнительные возможности. Я в классе использую их как программное приложение для электронной доски, наглядное пособие для проектора, интерактивный тренажер. Школьники в увлекательной игровой форме смогут выполнить различные творческие и самостоятельные задания, предложенные в учебниках.
Используя современное учебно-лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мой урок становится более ярким, насыщенным, интересным, разнообразным. У меня, как учителя появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности на уроке. В целом, работа с учебно-лабораторным оборудованием, позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.
Библиографический список:
1.Рабинович П.Д. Практикум по интерактивным технологиям: методическое пособие / П.Д.Рабинович, Э.Р.Баграмян. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2.Е.А.Бондаренко, С.В.Корнилаев Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе, - М.: Бизнес Меридиан, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность применеия современного учебно-лабораторного оборудования в учебно-воспитательном процессе.
В статье рассказывается об эффективности применения учебно-лабораторного оборудования....
Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов.
Важнейшей задачей образования является формирование метапредметных и предметных способов действий, формирующих умение учиться. Учебно - лабораторное оборудование поможет достижению этой цели....
Использование учебно -лабораторного оборудования на уроках окружающего мира
Использование учебно - лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов в системе "Школа России"...
Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов
Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными резул...
Конспект урока математики в 1 классе с использованием учебно-лабораторного оборудования
Конспект урока математики в 1 классе с использованием учебно-лабораторного оборудования...
Урок окружающего мира с использованием учебно-лабораторного оборудования.
Знакомство с цифровым микроскопом. Рассматривание и фотографирование клетки....
статья "Использование учебно-лабораторного оборудования на уроках окружающего мира для достижения метапредметных результатов."
Современный ученик сегодня должен овладеть не только суммой знаний, умений и навыков, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению, что заложено в новых...