Мастер-класс по здоровьесбережению
план-конспект занятия ( класс) на тему
Выступление на районном методическом объединении. Практические советы и тестирование учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие образовательные технологии. (слайд 1)
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с ОВЗ.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, способствуют сохранению и укреплению здоровья. (слайд 2)
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начиная нашу работу, я хочу задать вам вопрос. Что вы считаете для себя наиболее значимым: материальное благополучие, успехи учеников в учёбе, удачу в различных начинаниях или здоровье? …Здоровье всегда было и будет на первом месте. Что такое здоровье?...
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.(слайд 3) От чего зависит состояние здоровья человека?... Причин предостаточно. (слайд 4)
Цель здоровьесберегающей педагогики: обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, их воздействие на здоровье. (слайд 5)
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья! Здорвьесберегающие образовательные технологии должны способствовать улучшению памяти, внимания, мышления; повышать работоспособность и уверенность в себе; улучшать эмоциональное состояние; стимулировать двигательные функции; развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулировать речь; повышать способность к самоконтролю.
Задача-минимум - "Не навреди!" Задача-оптимум - формирование, укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также охрана здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии можно условно представить как:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья.(слайд 6 ) Различные виды гимнастики, динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры и т.п.
Что может дать пальчиковая гимнастика детям? Очень многое: развивается мелкая моторика; повышается работоспособность; развивается воображение, мышление, внимание, память; развивается речь; снимается тревожность. Например: «Игры со спичками». Выложить из спичек цифру. 2, 3,4, 5, 6, 7,8, 9. Превратить её в другую переложив одну спичку. Сделайте равенства верными: 2+3=6, 5+6=4, 6-7=1 переложив одну спичку. Можно придумать свой вариант задания.
Нарисуйте синь небес,
облака и хвойный лес.
Лодку, парус, паучка
и профессора в очках.
Можно мячик покатать,
В ковшик воду наливать,
Посчитать до десяти,
И корзиночку сплести.
Могут пальчики опять
Ручку взять и написать.
Современные уроки загружены наглядным материалом, презентациями, игровыми заданиями. Использование компьютера даёт дополнительную нагрузку на глаза. Минутки гимнастики для глаз позволяют снять это напряжение. Пример.
- Технологии обучения здоровому образу жизни. (слайд 7) Ритмика, коммуникативные игры, точечный самомассаж, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни.
- Коррекционные технологии.(слайд 8)Технологии развития эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, значение цвета для стимулирования эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.
Цветотерапия – это тоже один из методов лечения и оздоровления. Предлагаю каждому выбрать цвет. Какие эмоции, ощущения он у вас вызывает?... Проверим (слайды 9,10)
Десять великих секретов здоровьесберегающей технологии (слайд 11)
Они вырублены маленькими-маленькими буквами на большом-большом камне в горах Тибета. Надпись сливается с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение.
Секреты чудом сохранились - вот они.
1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.
2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но не манипулируя («Ах, какой вы грациозный и стройный, при полутора метрах роста и ста килограммах веса!»), а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем реалистичны!), но больше части, которая способна создать «критическую массу» компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях - механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.
6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ в одной школе будет пониматься сочетание фитобара и стоматологического кабинета, в другой - «конторок» в классах и «шведских» стенок в рекреациях, в третьей - введение уроков валеологии и ставки психолога-консультанта. Все это хорошо даже в отдельности, но не может обозначаться как технология, а поэтому и заметных результатов ожидать от таких разрозненных действий не приходится.
7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационно и энергетически.
8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 гада (с перспективой на 5-7 лет), научно обоснована, а в ее разработке, кроме ученых, курирующих школу, должны принимать участие большинство педагогов и специалистов школы («чужая» программа нежизнеспособна!).
9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.
10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.(слайд 12)
А сейчас проведём небольшое тестирование. Здоровый человек- счастливый человек. Посмотрим, умеем ли мы быть счастливыми.
У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней мере внешне – всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски. Вы умеете ли быть счастливым?
На каждый вопрос выберите один из трех ответов.
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что
а) все было скорее плохо, чем хорошо,
б) было скорее хорошо, чем плохо,
в) все было отлично.
2. В конце дня обыкновенно
а) недовольны собой,
б) считаете, что день мог бы пройти лучше,
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
3. Когда смотрите в зеркало, думаете
а) «О, боже, время беспощадно!»
б) «А что, совсем еще неплохо!»,
в) «Все прекрасно!».
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете
а) «Ну мне-то никогда не повезет!»,
б) «А, черт! Почему же не я?»,
в) «Однажды так повезет и мне!».
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:
а) «Вот так однажды будет и со мной!»,
б) «К счастью, меня эта беда миновала!»,
в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!».
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего
а) ни о чем не хочется думать,
б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит,
в) довольны, что начался новый день, и могут быть новые сюрпризы.
7. Думаете о ваших приятелях:
а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,
б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы,
в) замечательные люди!
8. Сравнивая себя с другими, находите, что
а) «Меня недооценивают»,
б) «Я не хуже остальных»,
в) «Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!»
9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов
а) впадаете в панику,
б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями,
10. Если вы угнетены
а) клянете судьбу,
б) знаете, что плохое настроение пройдет,
в) стараетесь развлечься.
Каждый ответ а — 0 очков, 6—1 очко, а в — 2 очка.
17 – 20 очков, Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но… Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?
3 – 16 очков, наверное, Вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с вами удобно.
8 – 12 очков, счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.
0 – 7 очков Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби».
Я желаю вам здоровья и счастья!
(Слайд 13)
Релаксация.
А сейчас немного музыки. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Она снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Правильно подобранная музыка может повышать иммунитет. Презентация «Коротко о главном»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/06/picture-58381-1404636611.jpg)
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-130418-1360959426.jpg)
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-165733-1425165309.jpg)
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками" (Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения) Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС ООО.
Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС ООО проводит учитель высшей категори МБОУ СОШ №8 Данильченко Л.П. Тема: Системно – деятельностный подход ...
Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»
Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, ...