методический семинар для конкурса "Учитель - года"
материал ( класс) на тему
методический семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар на тему:
«Конструирование заданий комплексной работы по ФГОС в начальных классах».
Учителя начальных классов
Кузнецовой Ирины Александровны
«…В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания».
Л.С. Выготский
( Слайд 1) Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Рада представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара.
Тема моего педагогического опыта: «Конструирование заданий комплексной работы по ФГОС в начальных классах»
(Слайд 2) Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от учителя начальных классов умения решать возникающие новые нестандартные проблемы. Одним из характерных признаков времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагога.
В связи с этим современный учитель, а это учитель Новой школы, характеризуется потребностью в постоянном поиске путей повышения профессиональной компетентности. Вот и я со своими учениками не желаю тускло и однобоко выполнять однотипные задания контрольных работ.
(Слайд 3) Если говорить об актуальности опыта, то хотелось бы обратиться к такой ситуации.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования является формирование у школьников основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Вот этим и обосновано мое решение обобщить опыт педагогической работы по конструированию заданий для комплексных итоговых работ. Вижу в этом не только необходимость для моих учеников, но и для себя. Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для оценивания образовательных результатов в начальных классах.
Цель:
Оценить планируемые результаты освоения учащимися программы 1 класса, эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение списывать текст без ошибок, письменно отвечать на вопросы по тексту, проводить звуковой анализ слова;
- закрепить умение решать задачи, сравнивать числа.
Развивающие:
- последовательность приобщения учащихся к самостоятельной работе;
- развивать логическое мышление, внимание, познавательную активность;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
-развивать мышление и формирование процессов мыслительной деятельности;
-развивать информационные коммуникативные компетенции, совершенствовать коммуникативные умения;
- совершенствовать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, интерес к предметам;
- воспитывать чувства прекрасного, прививать любовь к родному языку, к природе
( Слайд 4) С введением федеральных образовательных стандартов произошло изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.
( Слайд 5) Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:
личностных;
метапредметных;
предметных.
( Слайд 6) Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной и надпредметной основе в итоговой комплексной работе. Специальные комплексные задания позволяют на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий. Выполнение этой работы требует освоения особых навыков работы с информацией.
На сегодняшний день, к сожалению, существует такая проблема, что учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и составления таких работ. На мой взгляд, комплексная работа должна проводиться не менее трёх раз после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы:
стартовая;
по итогам первого полугодия;
итоговая.
А также должна проходить планомерная подготовка в течение всего учебного года.
( Слайд 7) В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится для базовой части в пределах от 50% до 65% от максимального балла. Если обучающийся начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку.
При проведении итоговой комплексной работы в 1 классе, я столкнулась со следующей проблемой, что детям очень трудно было воспринимать объем самой работы и формулировку поставленных заданий. И мне, как педагогу, было достаточно сложно проанализировать уровень сформированности УУД и их интерпретировать, так как не было опыта для проведения и составления таких работ. Так же мне стало понятно, что к выполнению комплексных работ необходима специальная подготовка.
Тогда и возникла идея создать банк таких заданий для промежуточного и итогового контроля.
( Слайд 8) Были сконструированы специальные комплексные задания по тексту на формирование навыков работы с текстом, информацией, на выявление способностей обучающихся к данной работе, объёма, степени трудности выполнения заданий. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру.
( Слайд 9) Задачи при конструировании специальных комплексных заданий:
формировать навыки работы с комплексными заданиями по инструкции;
дать оценку уровня овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умения работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
( Слайд 10) В области чтения
Техника и навыки чтения:
скорость чтения про себя несплошного текста; следование инструкции при выполнении заданий (начиная с 1-го класса), ориентация в его структуре с выделением ключевых мыслей, поисковое чтение (со 2-го класса).
навыки работы с текстом и информацией:
поиск, упорядочивание, вычленение информации (с 1-го класса)
( Слайд 11) В области русского языка
овладение основополагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса (фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи), втом числе:
звуко-буквенный анализ (с 1-го класса);
морфемный и морфологический анализ (с 3-го класса);
грамматический и синтаксический анализ (с 4-го класса)
( Слайд 12) В области математики
Овладение основополагающими понятиями и способами действий (числа и действия с ними, геометрические тела и формы, работа с данными, решение и оформление математических задач).
умение видеть математическую проблему в обсуждаемой ситуации (вычленять, соотносить различные форматы (тексты, таблицы, диаграммы)).
( Слайд 13) В области окружающего мира
сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаков и соответствующих понятиях:
объекты живой и неживой природы, их распознавание, классификация и свойства;
тела и вещества, их характеристики;
географические объекты, их распознавание.
Кроме того, комплексные работы дают возможность собрать дополнительные данные для оценки таких важнейших универсальных действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
( Слайд 14) Для составления специальных комплексных заданий были разработаны критерии оценивания, способы фиксации результатов, их интерпретация и клише.
Личные достижения обучающихся по годам отражены в таблицах, расположенных ниже:
Математика
Класс | Кол-во учащихся | Качество знаний % |
2 «А» | 16ч | 69% |
3 «А» | 20ч | 75% |
4 «А» | 20ч | 80% |
Русский язык
Класс | Кол-во учащихся | Качество знаний % |
2 «А» | 16ч | 69% |
3 «А» | 20ч | 65% |
4 «А» | 20ч | 85% |
Литературное чтение
Класс | Кол-во учащихся | Качество знаний % |
2 «А» | 16ч | 100% |
3 «А» | 20ч | 100% |
4 «А» | 20ч | 95% |
( Слайд 17-18) Кроме этого, положительным моментом можно отметить факт высокой результативности участия моих ребят в заочных предметных олимпиадах Всероссийского уровня и школьного тура всероссийской олимпиады школьников, задания для которой были составлены по стандартам второго поколения на выявление уровня овладения учащимся УУД.
( Слайд 19) Считаю, что работа, проведённая мною по специальным комплексным заданиям для подготовки к итоговой работе важна потому, что она позволяет определить уровень предметных навыков, имеющих большое значение для образовательного процесса, сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.
( Слайд 20)
Представляемый мною опыт, вероятнее всего, не «открытие Америки». Но считаю, что именно развитие критического мышления у современных школьников – это самая оптимальная форма взаимодействия с ними, выстраивания с ними работы. Поэтому, по критерию новизны, опыт вполне-таки актуален, а значение его непреходяще.
Литература
1.Алексеева Л.Л., Планируемые результаты начального образования [ Текст]/ Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова и др];под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой (стандарты второго поколения).- 3-е изд.-М.: Просвещение,-2011.- 120с
2. Асмолов А.Г., Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя[ Текст]/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.- 4-е изд.-М.:Просвещение,2013.-152с.
3. Баранова В.Ю., Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. 4 класс [ Текст]/В.Ю. Баранова, М.Ю.Демидова, Г.С.Ковалёва и др.- 2 изд.- М.: Просвещение, 2012.-75с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...
Учитель года Методический семинар
Материал содержит обоснование выбора образовательной программы и образовательных технологий....
Городской конкурс "Учитель года 2014". 2 день. Методический семинар.
Методический семинар. День 1....
"Методический семинар" к конкурсу Учитель года 2015
презентация с описанием педагогических методик и технологий, направленных на реализацию ФГОС...
Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».
В данном материале отражены: тема, актуальность , цели и задачи . Также положительные и отрицательные стороны данной формы работы.Показаны наиболее используемые формы урока в начальной шко...
выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")
выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")...
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" , конкурс "УЧИТЕЛЬ ГОДА- 2019".
Компьютерная презентация с пояснительной запиской, содержащие описание педагогического опыта....