Статья "Исследовательская культура учащихся"
статья (2 класс) на тему
Статья о том, как современному учителю формировать исследовательскую культуру у учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lanchakova_m.v_bg.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Башкирская гимназия»
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Педагогическая статья
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Автор работы:
Ланчакова Мария Васильевна,
учитель начальных классов
МОБУ «Башкирская гимназия»
ГО г.Нефтекамск РБ
г. Нефтекамск
2016 год
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Ланчакова М.В., учитель начальных классов
МОБУ «Башкирская гимназия»
ГО г.Нефтекамск
Республики Башкортостан
Современная жизнь невозможна без исследования. Мы живем в эпоху человека-исследователя.
Исследованием сейчас занимаются не только научные работники, это стало неотъемлемой частью любой деятельности, в том числе и педагогической.
Заказ современного общества – это человек, компетентный в любой области деятельности и межличностного общения, стремящегося к развитию собственного потенциала, занимающего активную деятельностную позицию.
Этот заказ и формирует главные задачи современной школы. Введение ФГОС требует, чтобы в начальной школе не просто учили читать, считать и писать, а чтобы у обучающихся были сформированы УУД. Благодаря которым у обучающихся возникает мотивация быть учеником и уметь учиться. Сюда же относится навык решения творческих задач, поиска и анализа информации.
Сегодня хотелось бы остановиться на исследовательской культуре школьника, разобрать эти понятия и определить систему работу, направленную на формирование исследовательской культуры ребенка.
Современный учитель должен помочь ученикам в их саморазвитии и самоорганизации.
Таким образом, перед учителем ставится особая задача – формировать исследовательскую культуру младшего школьника.
Итак, понятие «исследовательская деятельность школьников» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами.
Под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. Много трудов посвящено исследовательской деятельности: актуальны до сих пор работы А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева о целостном формирования личности, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина об организации учебной деятельности, Е.С. Рабунского, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской о развитии пространственного мышления школьников, Г.И.Щукиной о педагогических проблемах формирования познавательных интересов школьников и т.д.
Проблема исследования имеет глубокие корни. Еще зарубежные педагоги (Ж.Ж. Руссо, И.Песталоцци, Ф. Дистверг, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, С.Френе) считали, что мотивировать ребенка к познанию мира можно через исследования и открытия. В России их мнение нашло поддержку у Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.
Таким образом, исследовательская культура учащихся определяется как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений.
А приобретаемые в ходе учебно-исследовательской деятельности умения: видеть проблему, формулировать её, намечать пути её разрешения, прогнозировать результаты, использовать соответствующие методы разрешения, поиск признания найденного решения окружающими создают основу для решения проблем жизненного плана.
В процессе учебного исследования учащиеся накапливают научно-мировоззренческие ценности и используют их для получения новых знаний.
Формировать исследовательскую культуру учащихся возможно, соблюдая ряд условий:
- нацеливание учителя на развитие исследовательской культуры учащихся как на ведущую цель образования;
- систематическое вовлечение учащихся для осуществления исследовательской деятельности на всех этапах обучения;
- обеспечение поиска и разрешения учащимися личностно и социально значимых проблем в ходе осуществления учебного исследования;
- формирование представления о приоритете экспериментальных видов исследовательской деятельности;
- предоставление учащимся свободы выбора творческого коллектива, тематики и уровня сложности исследовательских работ, формы отчета и защиты работы;
- предварительный процесс формирования готовности учителей к организации исследовательской деятельности учащихся;
- непрерывное осуществление учителем контроля и корректировки хода выполнения учебного исследования.
В МОБУ «Башкирская гимназия» проектная деятельность является одним из популярных направлений в работе с учащимися. В гимназии проходят научно-практические конференции для младших школьников, работы участвуют как в заочных, так и в очных конкурсах. Ребята нашей гимназии занимают призовые места и становятся победителями в различного уровня научно-практических конференциях.
Для меня, как учителя, исследовательская деятельность - это возможность творческого роста, перехода на новый уровень профессиональной самореализации, освоение современных педагогических и информационных технологий.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для меня – показать ребятам значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Многие родители с удовольствием участвуют в школьных делах ребенка, им самим становится интересен метод проекта. В последующем, они сами предлагают идеи и свою помощь.
Благодаря исследовательской деятельности родители становятся ближе к своим детям, а дети, в свою очередь, очень гордятся своими активными родителями.
Эта совместная работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, помогают подобрать информацию для теоретической части исследования, готовят ребят к защите своей работы. Всегда работы ребят получаются интересными. Например, работа ученика «Сколько семечек в арбузе?» удивила жюри, а особенно приятно было в январе полакомиться сладким арбузом.
Для реализации всех творческих задумок возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
Систему работы, направленную на формирование исследовательской культуры моих ребят, я строю таким образом:
Первый шаг - тренировочный.
Это тренировочные занятия с классом (знакомство ребят еще в 1 классе первоклассников с техникой проведения исследования). Демонстрация проектов. Слушание работ учащихся 4 классов.
Второй мой шаг – Проблема.
Мы начинаем работать над формированием умений видеть проблемы и поиска их решений (методы исследования): учимся выдвигать гипотезы, задавать вопросы по проблеме, определять понятия (например, через загадки), учимся сравнивать, обобщать, делить на группы (классифицировать). Так же на этом этапе учимся наблюдать, говорить об увиденном, делать элементарные выводы.
Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.
Я обратила внимание, что ко 2 классу у моих ребят практически сформированы:
- умения организационного характера – они могут планировать свое время, дела;
- умения и знания исследовательского характера – мы научились выбирать темы для исследований, стараемся самостоятельно поставить цели и задачи к работе, знаем источники, где можно добыть максимум информации по теме исследования;
- умение представить результат – многие из ребят уже безо всякого стеснения представляют свои работы, предлагают варианты презентаций перед жюри.
Итогами наших исследовательских работ можно считать не только наши дипломы и грамоты, но и то, что с каждым годом количество желающих работать в моей исследовательской команде увеличивается.
Это говорит о повышении уровня исследовательской культуры учеников в моем классе.
Систематическая совместная работа в данном направлении не только формирует исследовательскую культуру младшего школьника, но и помогает овладеть этой культурой и учителя, что также важно для профессионального роста и саморазвития педагога.
Развивая ребенка, учитель не должен стоять на месте, он обязан развиваться и сам.
Список использованной литературы:
1. Исаев, И.Ф., Макотрова, Г.В. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассника в профильном обучении. – Белгород, 2007. – 234 с.
2. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9.
3. Орлова, Л.И. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.И. Орлова // Начальная школа. – 2007. – № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Уроки в живой природе как средство развития основ экологической культуры учащихся начальной школы
В статье представлены материалы по вопросу развития основ экологической культуры учащихся начальной школы. В работе рассматриваются педагогические условия и д...
Формирование основ национальной культуры учащихся на уроках эстетического цикла
Творческий доклад на МО "Формирование основ национальной культуры на уроках эстетического цикла"...
"Использование уроков литературного чтения для формирования исследовательской культуры учащихся
Статья о воспитании в ученике читателя - исследователя...
Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШ...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»
Актуальность проблемы: Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении контактов, взаимоотношений между лю...