Модель формирования информационной культуры младших школьников
методическая разработка ( класс) на тему
из опыта работы по формированию информационной культуры младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_informatsionnoy_kultury_mladshih_shkolnikov.docx | 23.91 КБ |
formirovanie_informatsionnoy_kultury_mladshih_shkolnikov.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной культуры личности. Именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений, понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка в начальной школе.
Слайд 2
Мы представляем модель формирования информационной культуры младших школьников. Данная модель состоит из 8 модулей, охватывающих образовательную и внеурочную деятельность. А также работу с отдельными категориями участников образовательного процесса (с педагогами и родителями). Отдельными блоками включены проектная деятельность и диагностика.
Слад 3
Реализация образовательного модуля данной модели в начальных классах осуществляется на основе УМК «Начальная школа 21 века». Данный УМК сконструирован таким образом, что ученик с первых дней обучения постоянно сталкивался с необходимостью:
- добывать и фиксировать информацию;
- понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
- применять информацию в учебной деятельности;
- уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.
Слайд 4-5
Наша школа является участником проекта «Компьютер для школьника». Каждый ученик начальной школы имеет персональный нетбук. В кабинетах имеются необходимые средства ИКТ; цифровые образовательные ресурсы и экранно-звуковые средства.
Слайд 6
Большую помощь в организации работы по формированию информационной культуры оказывает учебно-методический комплект «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. УРОКИ И МЕДИАТЕКИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Самое главное то, что на уроках детям интересно, а то, что интересно – лучше усваивается и запоминается. Формирование информационной культуры продолжается через участие наших учеников в интернет-проектах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, чемпионатах «Старт»
Слайд 7 А как в 5классе?
Содержательная линия УМК «Начальная школа 21 века» имеет свое продолжение и в 5 классе. Работа по учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией Шмелева предполагает:
-разные виды работа с текстом
-использование компьютерных словарей
-знакомство с правилами оформления текста на компьютере
-использование орфографического контроля
Слайд 8
Одним из предметов, предполагающих работу с дополнительной информацией является урок окружающего мира в начальной школе. На этих уроках учителя применяют методику учебного проекта. Эта деятельность продолжается и в 5 классе.
Слайд 9
Так учебный проект в 4 классе по теме «Виртуальная экскурсия по городам России» продолжается в 5 классе в проектной деятельности «Мое путешествие по странам»
Этот вид деятельности учит ребят работать с литературой, воспитывает познавательный интерес и художественный вкус.
Слайд 10
Формирование информационной культуры младших школьников реализуется и через внеурочную деятельность. В нашей школе это занятия в кружках: «Умное пёрышко», «Весёлый этикет», «Уроки здоровья», «Дорогою открытий и добра» и др. Педагогами начальной школы разработана авторская программа «Введение в народоведение» с использованием нетбуков.
Слайд 11
Знания полученные на занятиях данного кружка дают возможность учащимся более полно освоить материал в 5 классе по таким предметам как история, география, обществознание
Слайд 11-12
Учащиеся начальной школы принимают участие в школьном научном обществе «Спектр». Ежегодно на школьной научно-практической конференции они защищают свои научно-исследовательские работы. Проекты победители участвуют в районных и областных конкурсах. Проект учащегося 2Б класса Захара Волкова «Жизнь в стиле -Эко» стал победителем в районном конкурсе исследовательских работ «Сбережем природу вместе» в 2015 году.
Слайд 13
Интересным этапом проектной деятельности младших школьников является их участие в районных сетевых проектах В проекте «Здесь Родины моей начало» команда учеников 4 класса заняла 3 место.
Слайд 14
В этом учебном году в сетевом проекте «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» команда учащиеся 4А класса заняла 2 место.
Слайд 15
Учитель начальных классов Панина Л.В является призером областного конкурса «Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Слайд 16
Важным структурным подразделением, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы, является школьная библиотека. Наша библиотека является информационным центром
Сотрудничая с учителями, педагог-библиотекарь помогает в разработке и проведении уроков с использованием ИКТ, ведет информационную работу, используя как индивидуальные, так и групповые формы работы. Это традиционный конкурс «Самая читающая семья», библиотечный урок «От берестяной грамоты до компьютера».
Слайд 17
Педагогом-библиотекарем разработана тематика библиотечных уроков по информационной грамотности для уч-ся 1-9 классов. В подготовке и проведении этих уроков принимают участие ребята старших классов.
Слайд 18
График проведения уроков информационной грамотности
1 класс
1ч. Первое посещение библиотеки. Правила пользования библиотекой. (сентябрь)
1 ч. Правила обращения с книгой (февраль)
2 класс
1ч. Структура книги. (ноябрь)
1 ч. Газеты и журналы для детей. (май)
3 класс
1ч. Как читать книгу. (октябрь)
1ч. Выбор книги в библиотеке. (январь)
4 класс
1ч. Справочная литература. Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. (ноябрь)
1ч. Научно-познавательная литература. (апрель)
5 класс
1ч. История книги. (декабрь)
1ч. Начальное понятие об информации. Традиционные и нетрадиционные носители информации. (март)
6 класс
1ч. Справочная литература: словари, энциклопедии, справочники. (ноябрь)
1ч.Структура библиотечных фондов. (апрель)
7 класс
1ч. Научно-популярная литература. (октябрь)
1ч. Каталоги в библиотеке. (январь)
8 класс
1ч.Краеведческая литература. (сентябрь)
1ч. Алгоритм поиска и обработки информации при самостоятельной работе. (март)
9 класс
1ч. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. (декабрь)
1 ч. Как составить реферат (памятка). Библиографическое описание. (март)
Слайд 17
Работа с родителями по формированию информационной культуры строится по нескольким направлениям.
В школе создан сайт, который является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Электронная почта, с помощью которой педагог оперативно информирует родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог.
У многих учителей созданы личные сайты. Со страниц которых, родители могут получить полезные советы по обучению и воспитанию школьников, информацию о жизни школы, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Ежегодно педагогом – психологом, педагогом-библиотекарем проводится информационный лекторий для родителей по следующим темам
Слайд 18
- «Информационно – образовательная среда, её безопасность».
- «Информационные ресурсы интернета: сайты для школьников и родителей». – распространение буклетов с указанием полезных сайтов для учащихся и родителей.
- «Библиотека как информационно – поисковая система», экскурсия в школьную библиотеку.
- «Технология подготовки исследовательских и проектных работ».
Слайд 19-20
Формирование информационной культуры школьников невозможно без осуществления систематической работы учителя по формированию собственной информационной компетентности, без владения навыками работы с современными информационными технологиями. Этому способствует и работа учителя над созданием персонального сайта, участие в сетевых - проектах, диссеминация педагогического опыта в рамках районных творческих объединений.
Слайд 21
В заключении замечу, что ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления текстов, существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников: из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся.
«Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием” К.Д. Ушинский
Вам желаю не останавливаться на достигнутом, искать новые формы работы по развитию информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной культуры личности. Именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений, понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка в начальной школе.
Слайд 2
Мы представляем модель формирования информационной культуры младших школьников. Данная модель состоит из 8 модулей, охватывающих образовательную и внеурочную деятельность. А также работу с отдельными категориями участников образовательного процесса (с педагогами и родителями). Отдельными блоками включены проектная деятельность и диагностика.
Слад 3
Реализация образовательного модуля данной модели в начальных классах осуществляется на основе УМК «Начальная школа 21 века». Данный УМК сконструирован таким образом, что ученик с первых дней обучения постоянно сталкивался с необходимостью:
- добывать и фиксировать информацию;
- понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
- применять информацию в учебной деятельности;
- уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.
Слайд 4-5
Наша школа является участником проекта «Компьютер для школьника». Каждый ученик начальной школы имеет персональный нетбук. В кабинетах имеются необходимые средства ИКТ; цифровые образовательные ресурсы и экранно-звуковые средства.
Слайд 6
Большую помощь в организации работы по формированию информационной культуры оказывает учебно-методический комплект «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. УРОКИ И МЕДИАТЕКИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. Самое главное то, что на уроках детям интересно, а то, что интересно – лучше усваивается и запоминается. Формирование информационной культуры продолжается через участие наших учеников в интернет-проектах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, чемпионатах «Старт»
Слайд 7 А как в 5классе?
Содержательная линия УМК «Начальная школа 21 века» имеет свое продолжение и в 5 классе. Работа по учебнику «Русский язык» 5 класс под редакцией Шмелева предполагает:
-разные виды работа с текстом
-использование компьютерных словарей
-знакомство с правилами оформления текста на компьютере
-использование орфографического контроля
Слайд 8
Одним из предметов, предполагающих работу с дополнительной информацией является урок окружающего мира в начальной школе. На этих уроках учителя применяют методику учебного проекта. Эта деятельность продолжается и в 5 классе.
Слайд 9
Так учебный проект в 4 классе по теме «Виртуальная экскурсия по городам России» продолжается в 5 классе в проектной деятельности «Мое путешествие по странам»
Этот вид деятельности учит ребят работать с литературой, воспитывает познавательный интерес и художественный вкус.
Слайд 10
Формирование информационной культуры младших школьников реализуется и через внеурочную деятельность. В нашей школе это занятия в кружках: «Умное пёрышко», «Весёлый этикет», «Уроки здоровья», «Дорогою открытий и добра» и др. Педагогами начальной школы разработана авторская программа «Введение в народоведение» с использованием нетбуков.
Слайд 11
Знания полученные на занятиях данного кружка дают возможность учащимся более полно освоить материал в 5 классе по таким предметам как история, география, обществознание
Слайд 11-12
Учащиеся начальной школы принимают участие в школьном научном обществе «Спектр». Ежегодно на школьной научно-практической конференции они защищают свои научно-исследовательские работы. Проекты победители участвуют в районных и областных конкурсах. Проект учащегося 2Б класса Захара Волкова «Жизнь в стиле -Эко» стал победителем в районном конкурсе исследовательских работ «Сбережем природу вместе» в 2015 году.
Слайд 13
Интересным этапом проектной деятельности младших школьников является их участие в районных сетевых проектах В проекте «Здесь Родины моей начало» команда учеников 4 класса заняла 3 место.
Слайд 14
В этом учебном году в сетевом проекте «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» команда учащиеся 4А класса заняла 2 место.
Слайд 15
Учитель начальных классов Панина Л.В является призером областного конкурса «Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Слайд 16
Важным структурным подразделением, играющим первостепенную роль в создании информационного пространства школы, является школьная библиотека. Наша библиотека является информационным центром
Сотрудничая с учителями, педагог-библиотекарь помогает в разработке и проведении уроков с использованием ИКТ, ведет информационную работу, используя как индивидуальные, так и групповые формы работы. Это традиционный конкурс «Самая читающая семья», библиотечный урок «От берестяной грамоты до компьютера».
Слайд 17
Педагогом-библиотекарем разработана тематика библиотечных уроков по информационной грамотности для уч-ся 1-9 классов. В подготовке и проведении этих уроков принимают участие ребята старших классов.
Слайд 18
График проведения уроков информационной грамотности
1 класс
1ч. Первое посещение библиотеки. Правила пользования библиотекой. (сентябрь)
1 ч. Правила обращения с книгой (февраль)
2 класс
1ч. Структура книги. (ноябрь)
1 ч. Газеты и журналы для детей. (май)
3 класс
1ч. Как читать книгу. (октябрь)
1ч. Выбор книги в библиотеке. (январь)
4 класс
1ч. Справочная литература. Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. (ноябрь)
1ч. Научно-познавательная литература. (апрель)
5 класс
1ч. История книги. (декабрь)
1ч. Начальное понятие об информации. Традиционные и нетрадиционные носители информации. (март)
6 класс
1ч. Справочная литература: словари, энциклопедии, справочники. (ноябрь)
1ч.Структура библиотечных фондов. (апрель)
7 класс
1ч. Научно-популярная литература. (октябрь)
1ч. Каталоги в библиотеке. (январь)
8 класс
1ч.Краеведческая литература. (сентябрь)
1ч. Алгоритм поиска и обработки информации при самостоятельной работе. (март)
9 класс
1ч. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. (декабрь)
1 ч. Как составить реферат (памятка). Библиографическое описание. (март)
Слайд 17
Работа с родителями по формированию информационной культуры строится по нескольким направлениям.
В школе создан сайт, который является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Электронная почта, с помощью которой педагог оперативно информирует родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог.
У многих учителей созданы личные сайты. Со страниц которых, родители могут получить полезные советы по обучению и воспитанию школьников, информацию о жизни школы, класса, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Ежегодно педагогом – психологом, педагогом-библиотекарем проводится информационный лекторий для родителей по следующим темам
Слайд 18
- «Информационно – образовательная среда, её безопасность».
- «Информационные ресурсы интернета: сайты для школьников и родителей». – распространение буклетов с указанием полезных сайтов для учащихся и родителей.
- «Библиотека как информационно – поисковая система», экскурсия в школьную библиотеку.
- «Технология подготовки исследовательских и проектных работ».
Слайд 19-20
Формирование информационной культуры школьников невозможно без осуществления систематической работы учителя по формированию собственной информационной компетентности, без владения навыками работы с современными информационными технологиями. Этому способствует и работа учителя над созданием персонального сайта, участие в сетевых - проектах, диссеминация педагогического опыта в рамках районных творческих объединений.
Слайд 21
В заключении замечу, что ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления текстов, существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников: из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся.
«Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием” К.Д. Ушинский
Вам желаю не останавливаться на достигнутом, искать новые формы работы по развитию информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на МО...
Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.
Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...
Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".
Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....
"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г
Цели: : ü расширить представление о времени, дате,ü ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü раскрыть понятие «календарь» и его зн...
"Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности"
Методические рекомендации...
Формирование информационной культуры младших школьников.
Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС.В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации....
СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"
СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"...