Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.
статья по теме
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО».
Цель работы: Изучение основных аспектов и условий формирования универсальных учебных действий у младших школьников при реализации ФГОС НОО.
Задачи:
- Совершенствовать педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО.
- Изучить ценностные ориентиры начального образования.
- Определить состав и характеристику универсальных учебных действий.
- Выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
- Установить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с Рабочими программами учебных предметов.
- Изучить типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; характеристики результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе.
Потребности и мотивы:
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, городские и школьные научно-практические конференции.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты работы:
для педагога:
- обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в начальной школе,
- конкретизирует требования к результатам начального общего образования,
- обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования.
- сформирует совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- Организует поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действий (с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
- повышение качества преподаваемых предметов;
для обучающихся – результаты развития УУД:
- адекватная школьная мотивация;
- развитие основ гражданской идентичности;
- функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
- развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
- формирование внутреннего плана действия;
- понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.
Перечень вопросов по самообразованию:
Изучить:
- Технологию развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
- Программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
- Содержательные и организационные компоненты формирования универсальных учебных действий.
- Характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения.
- Связь универсальных учебных действий с учебными предметами.
- Алгоритм проектирования УУД в календарно - тематическом планировании.
- Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий и система оценки.
- Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий у учащихся на Iступени обучения.
- Методики диагностирования УУД.
- Составить типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- Составить Программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.
Форма самообразования:
Индивидуальная:
- посещение уроков коллег;
- участие в педагогических советах школы;
- изучение научно – методической и учебной литературы;
- участие в работе методического объединения школы.
Групповая:
- участие в педагогических советах школы;
- участие в работе методического объединения школы;
- курсовая подготовка на КПК;
- изучение научно – методической и учебной литературы;
- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.
Источники самообразования:
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
- общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.
- медиа-информация на различных носителях
Методы процесса самообразования:
- Изучение ФГОС начального общего образования.
- Изучение проектирования универсальных учебных действий.
- Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
- Сбор информационного материала по проблеме применения УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.
В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование познавательных учебных действий средствами УМК «Школа 2100» в условиях реализации ФГОС и в рамках модернизации образования.
Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными. Продумывать систему вопросов и заданий, научить детей ставить...
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка
В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»
Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»
Аннотация Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами исследовательской деятельности
Статья о формировании универсальных учебных действий у учащихся начальных классов...

Методическая оснащенность диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 2 классов в условиях реализации ФГОС НОО
Подборка методик для отслеживания УУД в начальной школе...