Презентация: "Стандарт педагога"
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения ( по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ . Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной , основной и старшей школе. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка . В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями , призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем . Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей .
Термины и определения применительно к педагогу Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач . Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации . Региональное дополнение к профессиональному стандарту: документ , включающий дополнительные требования к квалификации педагога , позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте . Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам . Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение , воспитание и развитие ребенка. Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо . Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований. Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников , а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям . Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
Содержание профессионального стандарта педагога
Часть первая: обучение Педагог должен : 1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности . 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока ).( дошк .: НОД) 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков : лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п . ( дошк . Совместная деятельность) 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех воспитанников: со специальными потребностями в образовании; одаренных воспитанников; воспитанников, для которых русский язык не является родным; детей с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания воспитанников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями.
Часть вторая: воспитательная работа Пед агог должен: 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их в образовательной деятельности. 2. Эффективно регулировать поведение воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды. 3. Эффективно управлять группой детей с целью вовлечения воспитанников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию воспитанников , независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. 4. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 5. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). 6. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка ( игровой, трудовой, художественной и т.д.). 7. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 8. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности воспитанников, их родителей и педагогов. 9. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. 10. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). 11.Уметь анализировать реальное состояние дел в группе , поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 12. Уметь защищать достоинство и интересы воспитанников , помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях . 13. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни образовательного учреждения, внося в них свой положительный вклад.
Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов , логопедов и т.д.). 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают . 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития , возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы : культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе . 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ , в том числе программ дополнительного образования. 14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей воспитанников, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности воспитанника. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанника. 17. Умение формировать и развивать предпосылки универсальных учебных действий, образцы и ценности социального поведения, навыки поликультурного общения и толерантность, интегративные качества и т.д. 18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными ), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации , дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями ( аутисты , СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения , дети с зависимостью. 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог должен: 1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. 2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте. 3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности : предметно манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников . 4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста . 5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ). 6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями. 8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. 9. Владеть методами и средствами анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень форсированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. 10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. 11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Заключение Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы , вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность. Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности. Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации . Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора , выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности , является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия , которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию. Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества . В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.
Приложение № 1 Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ- компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных условий
Профессиональная ИКТ-компетентность Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят: - Общепользовательская ИКТ-компетентность . - Общепедагогическая ИКТ-компетентность . - Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая -Профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей о бласти человеческой деятельности). В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ- компетентности учителей», 2011 г. Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта. Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа ее фиксации в информационной среде.
Компоненты ИКТ-компетентности педагога Общепользовательский компонент -Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки , продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ . -Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ ( в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации). - Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе . - Клавиатурный ввод . - Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция , мгновенные и отложенные сообщения , автоматизированные коррекция текста и перевод между языками). - Навыки поиска в Интернете и базах данных . - Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент - Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами: планирования и объективного анализа образовательного процесса . - Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа ). - Организации образовательного процесса: выдача заданий учащимся , проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов , в том числе в соответствии с заданной системой критериев, составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного, дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания , поддержка взаимодействия учащегося с тьютором . - Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования: ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве, следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата ), используют предоставленные им инструменты информационной деятельности . - Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде. - Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной ) деятельности в телекоммуникационной среде . - Использование инструментов проектирования деятельности ( в том числе коллективной), визуализации ролей и событий . - Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа. - Предсказание , проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся . - Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников , инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования . - Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного . - Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся . - Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях. Знание качественных информационных источников своего предмета , включая: литературные тексты и экранизации, исторические документы, включая исторические карты. Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения . Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования .
Способы и пути достижения педагогом профессиональной ИКТ- компетентности Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ- компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов: Введение Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования, например – начального). Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС ): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру , инструментарий информационной среды (ИС), установленный в образовательном учреждении. Наличие потребности педагога, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС . Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения (пример: используется в Московской области).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)
Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...
СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...
Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности
Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"
Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...
Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.
Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...
Презентация стандарт второго поколения
Цели, задачи, требования ФГОС НОО...