Организация исследовательской деятельности младших школьников
статья (2 класс) на тему

В статье рассказывается, как организовать исследовательскую деятельность в младшем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности младших школьников.

МОБУ СОШ № 21

Учитель начальных классов

Клепинина Виктория Юрьевна

 Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, это факел, который важно зажечь!  (Плутарх)

Актуальность учебной исследовательской деятельности.

           Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на новые стандарты второго поколения, где на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».  

             Все более актуальным  в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических  идей , особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.

   

                      Организация исследовательской деятельности.

        Заглянем в историю. Попытки выстроить образовательную деятельность в школе на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен. 

Одним из первых известных нам ученых, кто стал активно внедрять в практику исследовательские методы обучения, был Сократ (V в. до Рождества Христова). Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Аналогичный метод современного обучения – эвристическая беседа.

 

      Исследовательские методы обучения активно использовались в отечественной образовательной практике :

  • в 20-е годы ХХ века (И.Г. Автухов, П.П. Байков, И.Ф. Свадовский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский).
  • в 30-х годах от исследовательских методов в обучении отказались.
  •  в  50-70-х годах XX в. в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутова и др.).
  • и  лишь в 90-х  годах идеи исследовательского обучения вновь вошли в образовательные  системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Выбор темы и цели.

     Согласитесь, что новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

     Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы.   Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать?

Для себя я определила цель работы  внедрить элементы исследовательской деятельности в учебный процесс младшего школьника.

Поставила задачи:

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  • развитие творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у детей интереса к предметам естественно –научного цикла : химии, биологии, географии.

   Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся  участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, он запоминает и усваивает материал на 90%. 

Неслучайно, китайская мудрость гласит:

Скажи мне -  и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому -  и я научусь.

Дорога к истине берет начало  из детства светлого,

Ведь ум детей пытлив и гибок.

И пусть им уготовано немало в жизни нового,

А также трудностей,  ошибок…

Пусть первые шаги еще неловки-

Склоняются над книгами их детские головки.

Глаза блестят, и душу греет созвучных мыслей перезвон-

Ведь  на пороге нового открытия: и ты, и вы, и он!

 Дети в младшем школьном возрасте  с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Моя обязанность, как учителя начальной школы, помочь ребенку встать на этот путь.

Этапы формирования исследовательской деятельности.

Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  1. Выделение и постановка проблемы (слайд )

(Пояснения учителем)

Как помочь школьнику выбрать тему для исследования? Самый продуктивный способ – идти за его интересами.

На данном этапе мы определяем актуальную тему  исследования (через проблемную ситуацию, беседу , анкетирование, соц.опрос и т.д)

 и  конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим. Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

  1. Выработка гипотез (слайд)

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов предположим, допустим, возможно. 

  1. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)

Это непосредственно работа самого будущего исследователя  под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). Важно помнить следующие моменты:

  • планирование работы;
  • работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с данными  компьютера)  .
  • опыты и эксперименты
  • наблюдения
  • проведение анкет, опросов, интервью, и .т.д

Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

  1. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)

Обобщить  полученный материал, анализ информации,  формулировка выводов, оформление результатов.

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

Представить результат своей работы  можно в разнообразных формах :

1.Отчеты ( устные, письменные, с демонстрацией материалов, например в «Дневнике юного исследователя»);

2. Презентации, фильмы, макеты, сборники и др.;

        3.Завершающий этап исследовательской работы – это защита. Свои работы дети  представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях ( на праздниках, выставках достижений)

Проведение  исследовательской деятельности в 1-  4 классах.

Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:

1 этап:   1 класс 

Предлагаю задания над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы…

В 1 полугодии - творческие работы учащихся  - поиск стихов, пословиц, загадок( важное средство развития умения давать определения) по темам (рисунки) и их сочинение , устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате,возникает исследовательское  поведение уже в обыденной жизни : интерес  к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.  

Экспресс – исследования ( экскурсии). Выявить признаки осени, зимы, весны….

Например: Упражнения «Фотограф», запомните, а затем опишите.

       Во 2  полугодии  расширяем рамки работы  и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

         2 этап:  2 класс

Учимся   собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя.

Пример ( урок русского языка)

Раздаются карточки и лист с этапами исследования.

Тема: « Разделительный ь знак».

  1. Прочитай.
  2. Запиши слова в тетрадь.
  3. Букву, которая написана перед мягким знаком подчеркни синей линией.
  4. Сделай вывод.
  5. Букву, которая написана после мягкого знака – красной линией.
  6. Сделай вывод.
  7. Сделай вывод, где пишется  разделительный ь знак.

Окружающий мир  ДмитриеваН.Я., Казаков А.Н.

Проводили опыты, эксперименты по темам « Свойства воды в разных состояниях»,  « Вода – растворитель», « Проращивание семян», т.д.

     3 этап:   3 – 4 классы

  В 3 классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

  • Родной язык « Вёрстка газеты»
  • Урок – исследование по теме « Образование сложных слов» система

Л.В. Занкова.

  • Участие в фотоконкурсе» Цвети, мой Башкортостан!» ( 1,2 места по городу)

   В 4  классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.  

  • Урок литературного чтения. Работа по пьесе  Морис Метерлинка « Синяя птица»
  • Работа с граф – схемой или картой событий.

        Что случилось?

                      Как это случилось?  

        Когда

        Почему?

Кто включён в события?

Где?

  • Беседа о ВОВ. Урок мужества.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что  исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:

  • формирует исследовательские умения;
  •  способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого  предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;
  • объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;
  • способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.

          В заключение  хочется процитировать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

  •             Пусть исследуют!
  •             Пусть открывают!    

  «Открытие мира» - главная задача учителя начальных классов, что и  является актуальным в современной школе. 

Список литературы.

  1. Шарнина И.П. Исследовательская деятельность младших школьников. Образование в Кировской области . -  2012.  - № 3. - с.- 40 - 41
  2. Молчанова Е.А.. Развитие познавательно -исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

     Образование в Кировской области.  - 2012.  - № 4. – с.14 - 16

3. Сухаревская Е. Проекты и исследования. 1 сентября . -

2006 .-   №11. – с. 10 - 24

4. Чебыкина Л.Г. Готовность младшего школьника  к исследовательской работе. Начальная школа -. 2010. - № 12. –с. 58- 60

5. Давыдова Е.Р.. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа -. 2012. - № 12. –с. 61- 62

6. Шацкий С.Т.: работа для будущего.Книга для учителя. Сост. В.И. Малинин, М.: Просвещение, 1989.

7. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа -. 2006. - № 2. –с. 45- 49

8. Кропочева Т.Б. . Исследовательские экскурсии в начальной школе. Начальная школа -. 2007. - № 11.

9.Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе. Начальная школа -. 2007. - №3. – с. 28 -33

10. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. Начальная школа -. 2000. - №12 . – с.101-108

11. Антология гуманной педагогики : Выготский / сост. и автор предисл. А. А. Леонтьев.-М. : ИД Шалвы Амонашвили, 2002. - 223

      12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Организация исследовательской деятельности младших школьников.Заместитель директора по УВР, учитель Грахова Т.В. Дорога к истине берет начало  из детства светлого,Ведь ум детей пытлив ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию спос...