Внеурочная работа- это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе
статья на тему
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnasn.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА–ЭТО ХОРОШАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ
(Выступление на методическом объединении учителей начальных классов в ГБОУ СОШ № 1393
Подготовила: учитель начальных классов
Губарева Людмила Петровна
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово - развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
--социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная работа и проектная деятельность.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, не только прочитал и рассказал о свойствах воды, но и приобрел некоторые знания при организации практической работы, узнал какую ценность представляет вода. Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека, как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Учитель должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижения ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход должен быть обязательно оформлен как выход в дружескую среду.
Понимание взаимосвязи и форм внеурочной деятельности должно позволить учителям:
В 2010-2011 учебном году в посёлке Вейделевка Белгородской области на базе муниципального образовательного учреждения «МОУ Вейделевская СОШ» была открыта экспериментальная площадка по внедрению ФГОС начального общего образования. Работа экспериментальной площадки проводится на основании следующих нормативных документов:
Разработаны положения по внедрению ФГОС НОО в МОУ «Вейделевская СОШ»:
Внесены изменения в соответствии с новыми требованиями ФГОС:
Базисный учебный план состоит из 2 частей: обязательная часть и внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность включает в себя следующие направления:
- спортивно-оздоровительное – «Спортивный туризм» - 1 час в неделю и «Гимнастика» - 1 час в неделю;
- художественно-эстетическое – «Дикоративно-прикладное искусство» - 1 час в неделю; Разучивание народных песен – 1 час в неделю
- проектная деятельность – «Пластика бумаги» - 1 час в неделю;
- патриотическое – «Мой край» - 2 часа в неделю;
- предметные кружки – «Волшебный мир слова» - 1 час в неделю, Английский язык – 1 час в неделю;
- социальная работа - «Азбука содержания животных» - 1 час в неделю
На основе методической литературы и рекомендаций были разработаны и утверждены следующие программы по внеурочной деятельности:
Для занятий внеурочной деятельностью «Пластика бумаги» приобретены печатные тетради автора Т.Н.Просняковой «Школа волшебников.
Каждый ученик выбрал по своим интересам направление внеурочной деятельности. Весь класс (25 человек) посещает «Спортивные игры», по остальным направлениям сформированы группы из 10 человек.
Расписание занятий внеурочной деятельностью в 1 «в» классе
Дни недели | Название занятий |
понедельник | «Английский язык» и «Спортивный туризм» |
вторник | «Мой край» и «Мой край» |
среда | «Гимнастика» и «Азбука содержания животных» |
четверг | «Пластика бумаги» и «Народные праздники» |
пятница | «Волшебный мир слова» и «Декоративно-прикладное искусство» |
Многообразие форм обучения и воспитания порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная работа- это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе
Внеурочная работа- это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ» (общекультурное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»(общекультурное направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Внеурочная работа–это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе.
Внеурочная работа–это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе....
Родительское собрание "Межличностные отношения в классе"
Родительское собрание...
Программа по внеурочной работе кружка ИЗО "Радуга" для учеников 2,3,4 классов
Предлагаю для рассмотрения программу кружка ИЗО для вторых,третьих и четвёртых классов.Программа расчитана на один учебный год.Соответствует ФГОС на 2020год....
Презентация к педагогическому совету "Формирование межличностных отношений в классе"
Презентация к педагогическому совету "Формирование межличностных отношений в классе"...
Конспект родительского собрания на тему "Межличностные отношения в классе"
Форма: родительское собраниеТема: Межличностные отношения в классеЦель: Создание благоприятной социально - психологической обстановки в классе.Задачи:1) Воспитывать чувства собственного достоинства и ...