Родительское собрание "Межличностные отношения в классе"
консультация (3 класс)
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3 «Б» КЛАССЕ
НА ТЕМУ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ».
Цели:
1. Изучить социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста;
2. Изучить межличностные отношения детей в возрасте 9-10 лет.
3. Подобрать методики, провести опрос среди младших школьников и проанализировать полученные результаты.
4.Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей.
5.Создание благоприятной социально - психологической обстановки в классе.
Задачи:
- развитие способности к самопознанию, самоанализу;
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умение выслушать другого человека, способность к сочувствию, сопереживанию;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражение своих чувств и переживаний без конфликтов.
- развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других.
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- развитие умений и навыков в творческой деятельности;
- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.
Участники воспитательного процесса:
1) Родители.
Формы взаимодействия с родителями:
- родительское собрание
Каждый ребенок развивается в переплетении
связей различного рода и отношений.
Межличностные отношения, отражающие
взаимосвязи участников, складываются
именно в детских и подростковых группах.
Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада, что вы готовы принимать активное обсуждение в каких либо вопросах, связанных с проблемами воспитания наших детей.
Тема нашего собрания «Межличностные отношения в классе». Тема выбрана не случайно, т.к. пока существует данная проблема – проблема межличностных взаимоотношений и поэтому, сегодня совместными усилиями мы должны постараться разобраться в тонкостях межличностных отношений между детьми, т.е. ответить на ряд простых вопросов:
- От чего зависят отношения между детьми (одноклассниками)?
- На основании чего выстраиваются эти отношения?
- К чему они приводят, т.е. каков результат благоприятных межличностных отношений в классе, или какова обратная сторона этих отношений.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В период обучения происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Если у ребенка к 9-10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживает отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Результаты социальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это, прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и тому подобное. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстр, могут оборваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становиться важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всем другим.
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учиться; девочки имеют привлекательную внешность.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости так и замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.
Для учащихся третьих классов на первом месте, при оценке сверстников, стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем и по-прежнему – красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.
Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты: общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
У третьеклассников адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходи своеобразная качественная перестройка, как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в систем межличностных отношений.
О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться, не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.
Приведу несколько ситуаций.
РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ
Достаточно завестись в классе одному, скажем так, вредному ребенку – и нездоровая атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность само утверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые их одноклассники: доброжелательные, не привыкшие к направленному против них насилию. Среди них может оказаться и ваш ребенок, поэтому при поступлении в новый класс (или при переводе в новую школу) первое время следует быть начеку.
Если вы чувствуете, что в школе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше заранее провести с ним работу и рассказать о нехитрых приемах «психологического айкидо». Что нужно объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством?
1. Конфликты неизбежны.
В жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и философски относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к консенсусу (то есть к взаимовыгодному согласию). Со своей стороны нужно по возможности не нарываться на конфликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хвастаться и не задаваться).
2. Понравиться всем невозможно.
3. Всегда защищаться!
Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать: если его обозвали или стукнули, надо обязательно дать сдачи. Христианская позиция непротивления «если тебя ударили по щеке – подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.
4. Сохранять нейтралитет.
Идеальный вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вмешиваться в дела других).
ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ
Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:
Игнорирование
На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при каких-либо распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов одноклассников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о школе.
Что делать родителям?
Поговорить с классным руководителем, попытаться самому наладить контакт с детьми (свести их со своим ребенком)
Пассивное неприятие
Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в школу, приходит с занятий в плохом настроении.
Что делать родителям?
Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их. Действовать через учителя.
Активное неприятие
Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказывается идти в школу, часто плачет без причины.
Что делать родителям?
Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу). Поговорить с учителями. Обратиться к психологу.
Травля
Постоянные насмешки, ребенка дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи, запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги.
Что делать родителям?
Срочно перевести ребенка в другую школу! Отдать его в кружок, где он сможет максимально проявить свои способности и быть на высоте. Обратиться к психологу.
На первый взгляд, данная информация кажется настолько банальной, но, тем не менее, каждый из вас наверняка задумался и попытался какие-то факты соотнести со своим собственным ребенком, и наверняка некоторые моменты, которые только что были озвучены, имеют место быть.
Мы не должны забывать с вами о том, что мы должны делать, и что вы все без исключения делаете – это воспитываете своих детей. Но напрашивается вопрос – а кто занимается воспитанием родителей? (тест)
Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».
Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.
Считайте только ответы «могу». Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребёнка?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
- Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
- Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
- Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?
- Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе.
Согласитесь, что именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями обучающихся, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся ситуацию в классе.
- Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.
- Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.
Вместе с тем именно педагог в силу своей исключительной значимости для младшего школьника может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Линия поведения учителя в каждом конкретном случае строится сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и прочее. Преодоление аффективности ребенка (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;
Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку.
Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.
Проблема отвергаемых детей – это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
Младший школьный возраст представляет собой большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Литература
- Бодалев, А.А. Психология о личности школьника. — М., Издательство Московский университет, 1989 — 188с.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб: Питер, 2008. — 400с.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2007. — 128с.
- Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы обучения в начальных классах.) М., «Просвещение», 1975. — 190с.
- Прихожан А. М., Толстых Н. Н., Лубовский Д. В. [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. В 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 271 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., Молодая гвардия 1975. — 238с.
- Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
пп...
Родительское собрание.Тема:Особенности родительско-детских отношений.
Материал поможет в обсуждении темы на родительском собрании....
Особенности родительско-детских отношений.Родительское собрание.
Материал в помощь учителю и родителям....
Родительское собрание в 1 классе "Воспитание ответственного отношения к учению".
Как помогать детям в обучении....
Родительское собрание в 1 классе " Отношения между родителями и детьми"
На родительском собрании учителем проволится лекция о пропаганде опыта успешного семейного воспитания , о профилактике неверных действий по отношению к сыну или дочери со стороны родителей. На с...
Родительский клуб как средство формирования дружного отношения в классе
Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению...