Семинар учителей начальных классов по теме "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"
методическая разработка на тему
В 2013 году был проведён муниципальный семинар по теме " Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения" среди учителей начальных классов согласно плану работы городского МО, где педагоги представили свой опыт работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munits_seminar_uchit_nach_kl_sovremennye_tehnologii_v_obrazovanii.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид деятельности: муниципальный теоретический семинар.
Место проведения: РЦ
Дата проведения: 27.03.2013г
Ответственный за подготовку и проведение: руководитель ГМО Шаманова В.И.
1.Вводная часть: Сообщение руководителя ГМО.
Слайд №1
Современные образовательные технологии
в свете реализации ФГОС НОО второго поколения
Слайд №2 Цель:
- Ознакомление педагогов с современными технологиями, используемыми для реализации основных направлений ФГОС НОО.
Слайд №3
Если не знаешь куда плыть, никакой ветер не будет попутным.
Сенека (фраза нашего семинара)
Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение.
И, наверное, недаром в последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, которые касаются не только содержания образования, но и методики преподавания. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решить эту задачу средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения, невозможно. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в «субъект» образовательного процесса и приходит в школу «учитьСЯ», т.е. учить себя. Не только получать знания, которые передает ему учитель, но самостоятельно добывать эти знания и пользоваться ими в жизни.
Слайд №4
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Это одно из требований ФГОС. Поэтому сегодня мы опять возвращаемся к ФГОС, вспоминаем изученное и изучаем новое.
И здесь, наиболее адекватно данной цели – использование деятельностного подхода в обучении.
Слайд №5
Каждый раз, когда учитель составляет проект очередного урока, он задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Слайд №6
В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – У меня получится! Я умею!
Эмоционально–ценностная оценка – Я считаю так-то…. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения)
Слайд №7
Подведём небольшой итог…
- ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧАТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Слайд №8
1.Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?
Слайд №9
2.Что мешает учителю работать на новый результат?
Слайд №10
3. Каким образом можно получить новый результат?
Слайд №11
Ответ на данный вопрос опять даёт ФГОС - Новые технологии обучения для достижения новых результатов образования.
Слайд №12
-Что обозначает выражение «Технология обучения»?
Технология обучения - совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. (Педагогический словарь)
Которая (совокупность) достигается при помощи педагогической технологии.
Педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)
Слайд №13
Рассмотрим основные качества современных педагогических технологий:
системность научность
комплексность управляемость
целостность диагностичность
концептуальность прогнозируемость
процессуальность эффективность
развивающий характер
оптимальность
структурированность воспроизводимость
вариативность
Слайд №14
Современные технологии
Современный педагог - не тот, кто учит,
а тот, кто понимает и чувствует,
как ребенок учится, как проходит
его становление.
В педагогике существует большое количество педагогических технологий.
Слайд №15
-Какие современные технологии вы знаете? (Ответы учителей)
Слайд №16
-К числу современных образовательных технологий относят:
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- здоровьесберегающие технологии
- информационно-коммуникационные технологии;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
- технологию развития «критического мышления»;
- лекционно-семинарско-зачетную систему обучения;
- технологию модульного и блочно-модульного обучения;
- технологию «дебаты»;
- проектные методы обучения;
- исследовательские методы в обучении;
- технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- коллективную систему обучения (КСО);
- разноуровневое обучение;
- технологию дистанционного обучения и др.
Слайд №17
Вашему вниманию предложены показатели владения педагогом современными технологиями:
- Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему.
- Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.
- Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе.
- Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
- Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
- Организует проектные и событийные формы работы.
- Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе.
- Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты.
- Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей.
- Применяет информационные технологии в образовательном процессе.
На нашем семинаре мы не будем разбирать то множество технологий, которое предлагает современная педагогика. Вашему вниманию мы хотим предложить те технологии, которые нашли отклик в нашей работе, которые прижились именно в наших школах.
2.Выступления педагогов школ города.
3.Обсуждение по представленным материалам.
4. Рефлексия.
Слайд №18
Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу, работающему по ФГОС, необходимо владеть современными технологиями.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
Слайд №19
Применяя современные технологии, педагог развивается сам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
Семинар "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения".
Материалы семинара "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"....
Статья "Образовательные технологии в свете реализации ФГОС. Технология АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ).
Всегда интересовалась новыми образовательными технологиями, очень хотелось сделась учебный процесс более интересным. И перечитав много литературы, посещая семинары поняла, что выход для меня-это техно...
Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»
Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...
Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения
Новые технологии обучения для достижения новых результатов образования. -Что обозначает выражение «Технология обучения»?Технология обучения - совокупность наиболее рациональных способ...
Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.
Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...
«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»
выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»...