Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на воспитание школьника
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_9.11.2012.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема педсовета:
Личность учителя в современном процессе обучения и воспитания
Тема выступления:
Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на воспитание школьника
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из- за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей.
Какой бы предмет ни преподавал учитель, он передает ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью,- тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов.
С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю - педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»
Интересно узнать, каково представление современного школьника об учителе, для этого было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника». Ученикам был задан вопрос: Каким должен быть хороший учитель? Анализируя полученные результаты, были сделаны следующие выводы. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Я работаю в 3, 4, 5 классах. Этот вопрос я задала своим ученикам. Но в начальной школе дети еще не оперируют вышеназванными понятиями, и они в основном отмечали черты характера учителя и внешний вид. Во всех возрастных группах ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый», обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся», «нормальный», «стройный». А одна девочка ответила: «Хороший учитель – это тот, который подсказывает на контрольных и раздает детям конфетки!» Можно сделать вывод, что ученикам важны не только профессиональные качества, но и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.
Следовательно, именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. Таким образом, обобщив выше сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются отрицательными для учителя. Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи:
Учитель понимает своего ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать. Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. Любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний. Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. Владеет собой, умеет сдерживать эмоции. Тактичен. Всесторонне развит, умный, умеет говорить. Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством. Чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом.
К уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, тем более в будущем, главная задача учителя не просто научить, а научить учиться, т.е. показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.
Значимым фактором процесса обучения и воспитания школьника являются индивидуально-типические особенности личности педагога, взаимодействующего с детьми, такие как терпимость, нетерпимость, уступчивость, толерантность. Терпимость – это понимание и принятие. Толерантность – промежуточный этап между терпимостью и нетерпимостью – выдержка, самообладание, самоконтроль.
Я предлагаю тест - определить тип вашего отношения к ученикам. Предложенная характеристика не преследует цели вас обидеть, психологическая характеристика необходима для понимания причин появления недостатков в работе и для предостережения педагогов от грубых воспитательных ошибок.
Выберите наиболее близкое вам, педагогическое кредо.
- Это дети, и этим все сказано!
- Ох уж эти детки!
- Я поставлю вас на место!
- У тебя все получится!
- Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!
- Оставьте меня в покое!
- Я так вас люблю, что готов все принять!
- Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо!
- Я вылеплю из вас людей!
Если вы выбрали -
Это дети, и этим все сказано! - Вы «Черепаха Тортилла»
Ох уж эти детки! - «Сноб»
Я поставлю вас на место! – «Диктатор»
У тебя все получится! - «Миролюбец»
Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь! - «Стоик»
Оставьте меня в покое! - «Снежная королева»
Я так вас люблю, что готов все принять! - «Альтруист»
Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо! – «Золушка»
Я вылеплю из вас людей! - «Боец»
Краткая характеристика каждого типа
Тип | Лозунг , которым пользуется педагог | Способы общения, формы отношений | Тактика поведения | Характеристика |
Черепаха Тортилла | У вас все получится со временем! | Наставление, нотация, разъяснение, морализация, убеждение | Опека, забота, умеренный контроль | К детям относится с позиции покровительствующего родителя: предпочитает воспитывать, наставлять, разъяснять. В оценках личности и действий детей, как правило, преобладают позитивные характеристики: «Вы хорошие, умные ребята, но слегка легкомысленные ». Ученики данного педагога любят |
Сноб | И когда вы только вырастете! | Нотация, наставление, разъяснение, назидание | Контроль, опека | Терпелив к тому, кто является его единомышленником, толерантно ведет себя с обеспеченными родителями, тверд и жёсток с теми, кто ниже его по социальной лестнице, так кА считает себя умнее, образованнее. Подобным образом относится и к детям. Негибкость поведения, неадекватно завышенная оценка своих действий, поступков, идей. |
Диктатор | Вы ответите мне за все! | Запрет, угроза, требование, наказание, оскорбление | Диктат | Данный тип разрушителен для личностного развития детей. Неприязнь к детям выливается в жесточайший контроль над ними. Стремление ограничить их деятельность твердыми рамками запретов, манипуляций и оскорблений |
Миролюбец | У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь! | Понимание, помощь, поддержка, сотрудничество | Сотрудничество | Это идеальный тип педагога, любит детей, с удовольствием с ними работает. Система отношений с учениками построена на принятии их, на понимающем сопереживании, ненасильственном сопровождении их личного роста и развития |
Стоик | Все получится, нужно только немного подождать. | Диалог, поддержка, Самообладание, самоконтроль | Сосуществование рядом | В основе педагогического труда может лежать личная выгода, собственное удобство. Данный педагог способствует развитию детей. Но недостаточное принятие детей может являться причиной школьных трудностей. |
Снежная королева | Это вы сами в состоянии сделать! | Холодная наблюдательность, раздраженное неприятие | Сосуществование рядом, уход от проблем | Педагогический труд рассматривается как отработка рабочего времени. Этот выгоревшие педагоги , эмоционально и интеллектуально истощенные. Безучастны к личным проблемам детей, минимизируют выполнение необходимых профессиональных обязанностей |
Альтруист | Все дано от природы, я мало что могу сделать! | Уступчивость, сговорчивость,покладистость | Попустительство | Этот педагог настолько любит и уважает детей, что боится своим педагогическим вмешательством навредить их личному росту. В целом способствует развитию личности. |
Золушка | Ну что я могу для тебя сделать? | Приноравливание, беспомощность, | Невмешательство | Такое поведение характерно для начальных стадий педагогической карьеры, когда педагог находится в растерянном состоянии , что проявляется в приспособленности к действительности, неуверенном поведении. Данный тип преподавателя чрезвычайно удобен, так как он беспомощен. Часто дети сами ему оказывают необходимую поддержку |
Боец | Делай как Я! | Направление, запрет, требование | Диктат | Формирует личность под воздействием сложившихся стереотипов. Делит детей на любимчиков и непринимаемых. Насмехается , публично издевается над ребенком, который ему нравится меньше других. Многое прощает «любимчикам». |
Учитель постоянно ощущает, что на него обращены пытливые взоры учеников, ведь они не только запоминают каждое слово, но и перенимают от него настойчивость, упорство и самоотверженность в работе.
Сила слова учителя зависит от авторитета, который он приобрел делами, повседневным трудом. Воспитательная сила живого слова огромна. Убеждение проникновенным словом не только дает знания о нравственности, призывает к чему-то, но и помогает учащимся осознать, осмыслить свое собственное место в жизни.
В заключение отметим, что от того, насколько учитель целостен и гармоничен, зависит психологическое здоровье его самого и его воспитанников. Чем больше терпимых, гармоничных педагогов будет вы образовании, тем более гуманистичной станут образовательная среда и общество в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ....
Статья: "Влияние художественных произведений на нравственное воспитание школьников".
Эта статья о отсутствии читательского интереса у наших детей.В настоящее время,когда книги заменили телевизор, компьютер то выясняется, что представление о многих литературных произведениях у наших во...
Духовно-нравственное воспитание школьников и особенности его реализации в начальной школе.
Духовно-нравственное воспитание школьников и особенности его реализации в начальной школе....
Исследовательская работа "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание школьников"
Работа по нравственному воспитанию младших школьников. Выполнил обучающийся 4 класса Данилов Артур...
Влияние пословиц о Родине на патриотическое воспитание школьников
Уже первоклассниками, не зная слов «государство» и «страна», мы услышали свою первую пословицу о месте, где родились. Она в силу богатства языка использует разные способы перед...
Особенности работы педагога с младшими школьниками с синдромом Дауна.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни в социуме, возможная интеграция в общество. В первую очередь при занятиях с солнечным...
Особенности работы педагога с младшими школьниками с синдромом Дауна.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни в социуме, возможная интеграция в общество. В первую очередь при занятиях с солнечным...