Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
статья
Урок с использованием проблемной ситуации оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей, увлекает их, дети перестают бояться проблем, стремятся их разрешить, убеждаются в том, что каждый имеет право искать и находить свой ответ, развивает у школьников творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_problemnogo_obucheniya_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И всё же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Я.Маршак
Родители, стремясь научить детей чему-то новому в детстве, стараются преподнести материал ярко, эмоционально. Активно используются игрушки, книги, иллюстрации. Добавляются компьютерные технологии.
На традиционном уроке в школе мы, как правило, преподносим материал в готовом виде, подводя детей к предполагаемым ответам. Если ребёнок слушает внимательно, имеет достаточно высокую мотивацию, полученные знания осмысленны, прочно усваиваются и могут быть при необходимости воспроизведены. Но зачастую это выражается в механическом воспроизведении заученного материала. Но…инициатива не проявляется, фантазию и творчество нет возможности проявить, знания из личного опыта не применяются. Ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным.
Ещё в 19 веке немецкий педагог А.Дистервег говорил: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий». Ведущую роль отводил проблемному обучению Ш.А. Амонашвили: «Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».
Что же сделать для того, чтобы ребёнок начал сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начал думать и находить пути решения поставленных перед ним задач? Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация требует поиска решения, исследования. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем дело с личностью, способной к творчеству. В дальнейшем, войдя во «взрослую» жизнь, такой человек имеет больше возможностей защититься от стрессовых ситуаций.
Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование творческой личности. Проблематичность – характерная черта жизни человека. Ребёнок не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребёнок вынужден искать новые пути.
Проблемное обучение – самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Подача материала происходит через создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой учащийся хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Следует всегда помнить, что поставленный ребёнку вопрос должен быть настолько сложен, чтобы мог вызвать затруднение, но вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти ответ. Проблема должна быть актуальной и видна возможность практического применения. Должна быть современной, даже если изучается событие давних лет.
Существует много способов и вариантов использования проблемной ситуации в ходе урока. Проблемная ситуация занимает более продолжительное время на уроке, требует большей подготовки, сокращает объём письменной работы на уроке, поэтому необходимо сочетать этот метод с традиционными методами. Во 2 классе вводить как мобилизующий этап, часто использовать ситуации из жизни. В 3-4 классах добавлять больше самостоятельной работы.
Этапы работы на уроке:
- Возникновение проблемной ситуации
- Постановка проблемного вопроса
- Гипотеза
- Доказательство гипотезы
- Проверка правильности решения
- Вывод
В основе проблемной ситуации может лежать:
- несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям;
- несоответствие имеющихся знаний и новых фактов;
- столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора;
- прогноз, развитие событий, явлений, предполагаемый результат;
- недостаток или недоступность информации.
Как же создавать проблемные ситуации?
- Использование задач с недостающими, избыточными, противоречивыми данными
- Противоречие между житейскими и научными фактами
- Заслушивание различных точек зрения на один и тот же вопрос
- Ответ на вопрос с разных позиций (восхищения, осуждения, объективно)
- Изложение учителем материала сознательно с ошибкой, чтобы вызвать критику со стороны учащихся
- Побуждение ребёнка к словесному пояснению фактов с несоответствием
- Прослушивание рассказа и обсуждение, как дети поведут себя в данной ситуации
- Выбор готового решения из нескольких вариантов
- Заведомо невыполнимое для детей задание (затруднение)
- Задание, не похожее на предыдущее
- Задание «Исправь ошибку» (текст или задача при этом могут и не содержать ошибки)
- Разделить слова на две группы (несколько вариантов)
Большое поле деятельности для применения проблемных ситуаций дают уроки литературного чтения. Ведь цель знакомства с любым произведением литературы – узнать то, что хотел донести до нас автор. Проблемы героев не оставляют детей равнодушными.
Проблемная ситуация часто связана с моментом актуализации знаний. Часто способ решения проблемы – составление алгоритма. При подготовке к проблемно-диалогическому уроку нужно определиться:
- Использовать проблему из учебника (выделить противоречащие факты и определить порядок диалога)
- Придумать свою проблему (подобрать факты и придумать вопросы диалога)
Такие уроки достигают тройного эффекта:
- более качественное, творческое усвоение знаний
- развитие интеллекта
- воспитание активной личности
Урок с использованием проблемной ситуации оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей, увлекает их, дети перестают бояться проблем, стремятся их разрешить, убеждаются в том, что каждый имеет право искать и находить свой ответ, развивает у школьников творческую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.
В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...
Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".
Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...
Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.
Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО
Использование технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе....
«Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе»
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей, особенно в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учён...