Педсовет "Проектирование современного урока"
презентация к уроку на тему
Материал содержит доклад и презентацию к докладу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педсовет "Проектирование современного урока | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование современного урока в начальной и основной школе в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО»
Слайд 1
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Слайд 2,3
- Современный – это стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени, одним словом – актуальный
- Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Слайд 4
Что же такое современный урок?
Каковы его особенности?
1).Современный урок – это личностно-ориентированный. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
2). Современный урок – это деятельностный урок. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Деятельностный урок предусиатривает не менее 60 % самост. раб. учащихся.
3). Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).
Слайд 5
Соответственно, главным результатом учебного процесса являются: не прочные знания, а развитие личности обучающегося! Причём, учитель – Соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса
Слайд 6
Существенно изменилась основная педагогическая задача на уроке: создавать условия, которые инициируют детское творчество.
Слайд 7
Кардинально изменилась роль учителя. Если на традиционном уроке:
- Проверка домашнего задания
- Объявление темы
- Объяснение темы урока осуществлялись учителем, и только
- Закрепление знаний учениками
То на современном уроке:
- Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
- Актуализация своих знаний учениками
- Поиск решения проблемы учениками
- Применение знаний учениками
Теперь учитель должен быть не солистом, а дирижёром!
Слайд 8
Исходя из этого, начинаем проектировать урок. Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.
- Определение темы учебного материала
- Тип дидактической цели темы
- Определение типа урока
- Продумывание структуры урока
- Обеспеченность урока
- Отбор содержания учебного материала
- Выбор методов обучения
- Выбор форм организации ученической деятельности
- Рефлексия урока
1 этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.
- Вводный урок
- Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности
- Урок по закреплению знаний и способов деятельности
- Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности
- Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
- Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности
Слайд 9
Второй шаг – определяем структуру урока
1.Организация
2. Проверка выполнения д/з
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе
- Мотивация (постановка проблемы)
- Целеполагание (постановка учебных задач)
- Актуализация знаний, необходимых для изучения нового
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности
6. Первичная проверка понимания изученного
7. Закрепление новых знаний и способов деятельности
8. Применение знаний и способов деятельности
9. Обобщение и систематизация знаний
10. Контроль и самоконтроль
11. Коррекция знаний и способов деятельности
12. Информация о Д/З
13. Подведение итогов
14. Рефлексия
Слайд 10
Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях. Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику.
А именно:
- какова обучающая цель
- воспитывающая
- развивающая
Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача–это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.
Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.
При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы,
как будто ученик:
- сам себе их поставил
- они понятны ему
- очевидны
- «с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)
Слайд 11
Основными характеристиками целей сегодня являются
конкретность
привлекательность / побудительность
достижимость
Слайд12
С учётом поставленных целей учитель продумывает содержание урока. Для этого:
Необходимо отобрать учебный материал:
- из учебника, рабочей тетради, электронного приложения, дополнит. источников
- определить его содержание, объем
- установить связь с ранее изученным
- выделить в содержании объект прочного усвоения и отработки на уроке именно этого.
Продумать: Что расскажу ? Что изучат самостоятельно ?
Какие задам вопросы ?
Какие задания предложу?
Как буду контролировать процесс усвоения ?
Слайд 13
Следующий этап в проектировании урока – выбор наиболее эффективных методов и приёмов
При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока. Ведь каждая задача решается не любыми, а совершенно конкретными методами или их сочетанием.
Слайд 14
Существует следующая их классификация:
- по виду передачи и восприятию учебной информации;
- словесный
- наглядный
- практический
- по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока
-- методы приобретения новых знаний;
-- методы формирования умений и навыков;
-- методы применения знаний;
-- методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков
- по характеру учебно-познавательной деятельности.
- Объяснительно – иллюстративный
- Репродуктивный
- Проблемное изложение
- Частично- поисковый ( эвристический)
- Исследовательский
Слайд 15
Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников приветствуется проблемно-поисковый (продуктивный метод обучения), Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе:
эвристической беседы, дискуссии, ,диалога, исследования.
Слайд 16
Существуют различные приёмы эффективного урока. Вот некоторые из них. Многие знакомые и активно используются учителями.
- «Ладошка к ладошке» на орг. Этапе
«Рапортичка» опред. отсутствующих
- «Торт решений»
«Гирлянда ассоциаций»
«Продолжи ответ ученика у доски»для проверки дом. зад.
«Корзина» идей, понятий, имен…Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
- «Пчелиный улей»
«Опрос эксперта» при закреплении знаний и способов действий
- «Три уровня дом. задания»
«Особое задание»
Написание «Синквейна» В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
1 строка объект книга
2 строка характеристика объекта( два прилагат) интересная, познавательная
3 строка действия объекта (три глагола) учит, рассказывает, развивает
4 строка фраза из 4 слов, которая выражает отношение к объекту
5 строка синоним, новое название объекта
“Кластер” Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие с англ. Это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Приём «Инсерт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.). Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Прием «Чтение со стопами». Часто используемый педагогический прием. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Слайд 17
Необходимо также определиться в какой форме наиболее полно реализуется выбранный метод
Важно сочетание фронтальных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как кколлективной деятельности.
Слайд 18
Нетрадиционные формы урока.
- Урок- викторина
- Урок- поиск
- Проектный урок
- Урок-экскурсия
- Урок – экспедиция
- Урок без учителя
- Стихотворно-музыкальный урок
- Урок пресс- конференция
- Урок взаимообучения
- Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
- Интегрированные уроки
- Урок – фантазия
- Урок – сказка
- «Литературный салон»,
- «Экскурсия в музей»,
- «Телемост»,
- «Круглый стол»,
- «Аукцион»
Слайд 19
Следующий этап при проектировании урока - отбор средств обучения:
- дидактические материалы
- демонстрационные материалы
- УМК
- компьютерная техника с программным обеспечением
- мультимедийные ресурсы
- образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ,
- учебный кабинет как средство обучения
Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно: экономит силы учителя и учеников, экономит время урока, улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет.
Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.
Слайд 20
Следующий этап – рефлексия деятельности. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Учитель ставит вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Один из приёмов для проведения рефлексии «Ладошка» На листе бумаги дети обводят свою ладошку.
Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
• большой –для меня это важно и интересно …
• указательный- я получил конкретные рекомендации…
• средний- мне было трудно ( не понравилось)…
• безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
• мизинец- для меня было недостаточно…
2.Незаконченные предложения
3.«Солнышко»
5.«Лист обратной связи»
6.«Свет молнии»
7.«Письмо самому себе»
8.Барометр настроения
9.«Птичий двор- зеркало настроения»
10.«Пейзаж – зеркало настроения»
Слайд 21
Продумать дом. зад.
По возможности разнообразить домашние задания (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.
Слайд 22,23
Три кита познавательной мотивации ученика
- Когда получается
- Когда ничто не угрожает
- Когда интересно, а значит комфортно:
компетентность
ответственность
мастерство
фантазия
оригинальность
результативность
творчество
научность
оптимальность
сотрудничество
толерантность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....
Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....
«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Современный урок. какой он?...
Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием современного подхода...
«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....
"Современный урок современного учителя для современных детей"
Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащи...