Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
презентация к уроку (3 класс) на тему

Жирнова Наталья Борисовна

Формирование универсальных учебных действий  на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ya_formirovanie_uud_na_urokah_matematiki_4_klass.doc2_.ppt214.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» .

Слайд 2

- . Одним из основных положений Концепции ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий учащихся, которые включены в блок метапредметных планируемых результатов образовательных программ. Образовательный стандарт выделяет 4 вида УУД: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Формирование всех видов УУД осуществляется в рамках изучения школьных дисциплин. Учитель, проектируя рабочую программу по учебному предмету, в разделе «Планируемые результаты обучения» даёт общую характеристику учебных действий, которые должны быть сформированы к концу изучения курса. Составляя тематическое планирование, педагог конкретизирует виды учебных действий к каждому уроку для реализации системно-деятельностного подхода.

Слайд 3

- Математика в начальной школе – это предмет, который обеспечивает создание условий для развития УУД всех видов с приоритетом познавательных.

Слайд 4

Специфика видов универсальных учебных действий на уроках математики. 1. Личностные УУД: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; - формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим; - формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. Условия для формирования личностных УУД:: - положительная оценка учебной деятельности учителем, одноклассниками («Молодец! Сегодня ты выполнил работу без ошибок.») - беседы («Зачем нужно изучать математику?»); - постановка цели урока, проблемы («Как решить задачу?» « Что общего между геометрическими фигурами?»); - работа в парах (составление таблицы умножения); - работа в группах (проектная деятельность).

Слайд 5

Специфика видов универсальных учебных действий на уроках математики. 2. Регулятивные УУД и виды деятельности: - способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий); -способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; - умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий); -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений); -умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя); - умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи); - готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

Слайд 6

Специфика видов универсальных учебных действий на уроках математики. 3. Познавательные (общеучебные) УУД : -поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность) - знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул) - умение структурировать знания (создание кластеров, методика «фишбоун, «ЗХУ» - знаю, хочу, умею. ) - умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям); - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);

Слайд 7

Познавательные (логические) УУД: - анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно –следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство ( процессы сравнения геометрических фигур, действия с геометрическими фигурами, создание кластеров, таблиц для систематизации знаний, составление алгоритма решения уравнений, предположение ответа, решение нестандартных задач с логическими связками: «если…, то», «каждый», «все» и другие задания).

Слайд 8

Познавательные (постановка и решение проблемы): -формулирование проблемы (изучение нового вычислительного приёма, нового вида задачи); -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (составление математических заданий, демонстрация математических фокусов).

Слайд 9

4. Коммуникативные УУД: - умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение); - умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы); умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах); - понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов), - уважение к другой точке зрения, - умение доказывать свою позицию, -согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах, проектная деятельность). Для реализации технологи формирования УУД важно соблюдать следующие этапы: - формулирование цели УУД в соответствии с содержанием учебного материала и возрастными особенностями детей, постепенно добавляя новые для обучающихся виды УУД; - организация ориентировки учащихся для обеспечения успешного выполнения работы; - организация поэтапной отработки УУД от совместно выполненных действий к самостоятельному выполнению.

Слайд 10

… Рассмотрим формирование УУД на этапах урока изучения нового материала по теме: «Единицы массы. Грамм» в 3 классе.

Слайд 11

1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности . Формируемые УУД Личностные УУД : смыслообразование. Регулятивные УУД: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Слайд 12

2. Актуализация опорных знаний. Формируемые УУД Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов. Познавательные: Общеучебные :рефлексия результата действия, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения; Логические : анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, Коммуникативные : умение обосновывать свой выбор.

Слайд 13

Фрагмент урока На доске числа: 563,789, 412, 899, 120, 743,777, 54, 781. -Назовите наименьшее число - Назовите наибольшее число. В каком числе 8 сот.? В каком 78 дес.? В каком из чисел количество единиц 1 разряда равно 0? В каком числе 2 ед.? В каком из чисел 9 дес.? В каких числах число сотен одинаковое? Расположите карточки с числами в порядке уменьшения

Слайд 14

Фрагмент урока Посмотрите на второе задание. - Что нужно сделать? (Сравнить единицы) Выполните это задание. 34 дм 3м 4дм 67 дм 6 м 7см 83 м 120 см 3 дм 2 300 мм 2 70 дм 2 ……….. 7 м 2 83 см 2 900мм 2 50 кг ……..43 кг 4 кг …… 5 кг На какие три группы можно разделить эти величины? Что или кто может иметь массу в пределах 50 кг? 5 кг?

Слайд 15

3. Установка познавательной задачи Формируемые УУД Личностные: смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные : выполнение пробного учебного действия. Коммуникативные: учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Слайд 16

Фрагмент урока Демонстрация кухонных весов. Взвешивание моркови. Посмотрите: где один кг? А где остановилась стрелка? Что можно сказать о массе моркови? Тогда как мы обозначим массу? Учитель выслушивает версии учащихся и подводит к выводу о введении новой единицы массы – грамм.

Слайд 17

4. Усвоение новых знаний. Личностные : мотивация учебной деятельности, мотивация к сохранению здорового образа жизни как личностно- значимой. Познавательные: подведение под понятие, структурирование знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Слайд 18

Дидактическая игра: « Продуктовый магазин». Один учащийся продавец, 5 человек покупатели. Продавец взвешивает продукты: яблоко, банан, макароны, печенье, хлеб. Дети определяют массу продуктов. - Сколько граммов яблок, бананов, мандаринов, помидоров, груш не хватает до килограмма? Эти фрукты и овощи особенно полезны в весенний период, когда организм ослаблен от долгой зимы и испытывает дефицит витаминов. Обязательно нужно в день съедать по 1-2 яблока, апельсину.

Слайд 19

5. Закрепление знаний. Формируемые УУД Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция. Познавательные логические: Анализ, синтез, сравнение, самостоятельное создание способов решения заданий; знаково-символические : использование знаково-символических средств; общеучебные : извлечение из текста необходимой информации, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные : учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего способа решения.

Слайд 20

Фрагмент урока Предлагает задания на сравнение. Сравнить единицы массы. 1 кг 1000 г 3 кг 345 г 765 г 700 кг - Что больше весит 2 моркови по 200 граммов или одна 300 г? Что меньше весит 5 яблок по 100 г или одно 450 ?

Слайд 21

Фрагмент урока Учитель организует самостоятельную работу . Предлагает работу по учебнику. Обеспечивает мотивацию выполнения . - Раньше в магазинах не было электронных весов. Люди пользовались весами с гирями. Для кг просто подобрать гири, а для 1000 граммов сложно. Поэтому гири делали только на определённое количество граммов. Прочитайте текст и скажите, какие гири бывают. Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике, называют вес. -Учитель выставляет макеты гирь на доску. - Какие гири возьмёте, чтобы получить 140 г, 315 г, 820 г, 675 г, 190 г, 903г. Учитель акцентирует внимание учащихся на задаче №2. Как по-другому называют 500г?

Слайд 22

6. Самопроверка знаний Формируемые УУД Регулятивные : контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные логические : анализ, синтез, сравнение.

Слайд 23

Фрагмент урока Побуждает к самопроверке . - Выполните задания, представленные на интерактивной доске: для того, чтобы проверить, как вы усвоили тему. Учащиеся 1. Сравни: 120 г 120 кг, 1000кг 1000г 500г 1 кг 2. Реши задачу. Вера купила 3 банана весом по 200 г, 1 яблоко весом 150 г и 2 груши весом по 100г. Найди массу всей покупки. 120 г Проверьте правильность выполнения заданий.

Слайд 24

7 . Итог. Рефлексия Формируемые УУД Личностные : самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

Слайд 25

Фрагмент урока Учитель фиксирует новое содержание, изученное на уроке, организует рефлексию, намечает дальнейшие цели деятельности. Проводит фронтальный опрос: - Какую тему изучили? - Какое равенство важно запомнить? - Где пригодиться знание единицы массы- грамм? Продолжите предложение Я сегодня узнал…. Я научился…… Мне было интересно…… Теперь я смогу….. Особенно мне понравилось….. Я испытываю трудности…

Слайд 26

Таким образом, формирование УУД осуществляется на каждом этапе урока, каждое задание при правильном формулировании, становится не просто обучающим и развивающим, но и воспитательным.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 1кл.Урок по формированию универсальных учебных действий

Урок по формированию универсальных учебных действий. Тема урока:"Число и цифра 6"...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»

Конспект  урока математики  Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...