Математика 1кл.Урок по формированию универсальных учебных действий
план-конспект урока математики (1 класс) на тему

Урок по формированию универсальных учебных действий. Тема урока:"Число и цифра 6"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_uud_m-1_moiseeva.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по формированию универсальных учебных действий

Класс: 1

Предмет: Математика

Выполнила: Моисеева Марина Геннадьевна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»

Тема урока: Число и цифра 6.

Тип урока: Урок введения нового знания 

Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения

Частные методы и приемы:

  1. создание проблемной ситуации (подводящий диалог),
  2. поиск решения, наглядно – иллюстративный,
  3. словесный,
  4. репродуктивный.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа

Цель и задачи урока: 1) формировать у учащихся универсальные учебные действия: 

                                         -  личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

- регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и             самостоятельность;

                                      - коммуникативные: связную речь, навыки сотрудничества;

                                        - познавательные: представление о числе 6 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой; способность к сложению и вычитанию в пределах 6, к фиксированию движения по отрезку;

2) закреплять взаимосвязь между частью и целым; схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, запись результатов сравнения с помощью знаков "больше", "меньше", "равно";

                              3)развивать  мыслительные операции, внимание и память, математические познавательные способности;

4) воспитывать самостоятельность, внимание, чувство взаимопомощи.

Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

Оборудование: учебник «Математика - 1 класс»  (автор  Петерсон Л.Г.: в 3 ч. - М.: «Ювента», 2011), 1 часть. 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивиду-ального затруднения в пробном действии.

а) Счёт в пределах 20 (прямой и обратный, можно использовать линейку):

б) "Потерялось" число. Найдите его место в натуральном ряду чисел:

в) Сложение и вычитание в пределах 5:

  1. Слайд 1

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Слайд 2 (ПРОЕКТ)
  1. Реализация постро-енного проекта.

  1. Слайд 3 (числовой отрезок)

  1. Слайд 3 (графическое изображение числа)

  1. Слайд 3 (изображение числа 6)

  1. Слайд 4

Первичное закрепление

  1. Слайд 5

  1. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Слайд 6

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Слайд 7

  1.  Включение в систему знаний и повторение.

  1. Слайд 8

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. Слайд 9

  1.  Д/з

- Долгожданный дан звонок

 

- Скажите, с каким настроением вы начинаете урок?

- Чего вы ожидаете от урока?
- Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?

- Сосчитайте от 5 до 11; от 13 до 4.

- Назовите последующее число 7, 14. Как получить последующее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Назовите предыдущее число 8, 17. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Какое число стоит между 5 и 7, а между 13 и 15?

- Какое число стоит справа от 16? А слева от 12?

- Назовите "соседей" числа 17.

12 3 4 6 7 8 9 10

- Что вы можете сказать о числе 5?

- Как получить число 5? Придумайте разные варианты.

Используется тренажер

Используется числовой отрезок:

0          1          2          3           4        5

2+2=

3-2=

5-4=

5+1=

-Что случилось? В чём проблема?

-    Какова цель нашего урока?

  1. Как будет называться наш урок?

  1. Как же мы будем «открывать» это число? С чего должны начать?
  2. Затем?

  1. А потом?  

  1. Итак, какой первый шаг мы должны выполнить?

  1. Получите это число.

  1. Что теперь нужно сделать?
  2. Попробуйте самостоятельно  составить графическую модель числа шесть. Для этого на партах у вас есть листочки и цв. карандаши или фломастеры.
  3. Покажите ваши варианты.
  4. Вы согласны с таким обозначением?
  5. Договоримся все обозначать одинаково.

  1. Какой следующий шаг?
  2. А поможет нам учебник. Найдите в учебнике на стр.53 цифру шесть.

- На что, по-вашему, эта цифра похожа?

  1. Рассмотрите в учебнике образец написания цифры шесть и определите последовательность написания.
  2. Итак, как же эту цифру правильно писать?
  3. Начинаем писать чуть ниже правого верхнего угла. Далее ведем закругление вверх до верхней линии клеточки, опускаемся плавно с закруглением вниз влево, не доходя до нижней линии клеточки, делаем закругление вправо и опускаемся до нижней линии клеточки. Делаем закругление и поднимаемся вверх, пишем овал.

- Обведите красиво две цифры 6 на клеточной строчке.

- Пропишите красиво цифры 6 на клеточной строчке до конца строки.

  1. Посмотрите на свою строчку, выберите королеву красоты.

- Оцените на полях красоту своих цифр.

- Кто оценил себя высоко?

- Кто считает, что ему нужно дома дополнительно потренироваться в написании цифры 6?

– Посмотрите на числовой отрезок в учебнике и скажите за каким числом следует при счёте число 6?
–  Как получить из 5 число 6?

–  На сколько 6 больше 5?
–  На сколько 5 меньше 6?

Стр.52 №1

- Посмотрите и скажите, кто знает , что здесь нужно сделать?

- Выполните работу самостоятельно.

- Сверьте  эту работу выполнить в парах. (на +/-)

-Теперь, когда мы научились писать цифру 6, определим состав числа 6. А помогут нам в этом грибочки на пенечке.

  1. Рассмотрим первый пенек. Как на нем расположены шляпки опят?
  2. Как это записать с помощью знаков?
  3. Запишите это на карточке под пеньком.
  4. Какое число получается в результате?
  5. Какую запись мы должны сделать в «домике»?

  1. Закончите эту работу самостоятельно.

  1. Итак, какой же состав у числа шесть?

- Удалось ли нам сделать открытие?

-   Итак, как получить число 6?

  1. Вернемся к заданию, в котором возникло затруднение. Какой же ответ должен был получиться?
  1. Дружная семейка опят приготовила для вас еще одно задание на стр.53 №3. Что вы видите? Что здесь нужно сделать? Выполните это задание самостоятельно – расставьте картинки по порядку, подготовьте свой рассказ.
  2. Расскажите свой рассказ в группе. Группа должна выслушать и дать свою оценку. Как должны работать в группе?
  3. Группы готовы?
  4. Сейчас каждая группа должна подготовить свой ответ. Распределите, кто за кем будет отвечать.
  5. Проверка. (1 группа)
  6. У кого получился похожий рассказ?
  7. Мы закрепили порядковый счет и повторили режим дня школьника
  8. А сейчас проверим как вы усвоили сегодняшний урок. Решите примеры самостоятельно.
  9. Сравните свою запись с образцом.
  1. Кто допустил ошибки?
  2. В чем они?
  3. Исправьте ошибки зеленым карандашом.
  4. Сделайте вывод.

  1. Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?
  2. Сделайте вывод.

*№ 2, стр. 52

  1. Опятам очень понравилось, как вы справились с самостоятельной работой и подготовили еще задания. Найдите №2 на странице 52.
  2. Рассмотрите образец задания. Что нужно сделать?                           - Прокомментируйте образец выполнения задания.

  1. Закончите выполнять это задание в парах.
  2. Проверим выполнение задания по образцу.
  1. Кто допустил ошибку?
  2. В чем она?
  3. Исправьте ошибку зеленым карандашом.
  4. Сделайте вывод.

-Чему вы учились на этом уроке?

-Какие задания вам показались особенно интересными?

-Что запомнилось больше всего?

-Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите?

-С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

-Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО

- Кому нужно потренироваться в написании числа 6?

Кому нужно потренироваться в +/- могут взять инд. задания.

Дети хором отвечают.               -  Начинается урок!

Дети отвечают.

Дети считают и отвечают на вопросы.

Дети считают и отвечают на вопросы.

/ответы дети показывают с помощью числового "веера"/

Ответы сверяются с образцом тренажера

- Мы не знаем, как обозначается цифра 6, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка

- Договориться, как будем обозначать число 6, изучить, из каких частей оно состоит.

- Число и цифра 6. 

- Мы должны получить это число на числовом отрезке.     - Записать это число с помощью графической модели и цифры.

- Открыть состав этого числа.

- Получить число на числовом отрезке, т.е. достроить на числовом отрезке еще один единичный отрезок.             (Д)

- Записать это число в виде графической модели.

Дети показывают.

- Обозначить число цифрой.

Работа по учебнику.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся самостоятельно определяют последователь-ность написания цифры шесть.

  1. обведение образца большой цифры по экрану;
  2. показ образца написания учителем на доске с комментарием;
  3. письмо в воздухе;
  4. письмо в строке большой цифры.

 Работа в РТ

Оценка на «волшебных линеечках»

Работа по учебнику

Сопоставить различные формы числа 6.

Определение состава числа 6

У детей карточки для определения состава числа 6. - Слева — одна шляпка, справа — пять.

- К одному прибавить пять. –

- Шесть.

- Шесть – это 1 и 5.

Учащиеся делают запись в «домике».

Учащиеся самостоятельно заполняют карточки и «домик» числа шесть. Проверка организуется фронтально.

Учащиеся называют пары чисел. Учитель согласовывает ответы детей, параллельно заполняет «домик» на доске.

- Да.

- Число шесть.(пример на доске в начале урока)

Работа по РТ

- Выполнить самостоятельную работу

Дети самостоятельно выполняют задание на карточке.

Проверка организуется по образцу. Задания проверяются поэтапно. Учащиеся находят и исправляют допущенные ошибки зеленым карандашом.

- Нужно еще потренироваться в сложении и вычитании в пределах 6.

- Мы умеем складывать и вычитать в пределах шести.

  1. Сравнить группы предметов по количеству.

Один из учащихся комментирует образец выполнения задания с места. 

Дети отвечают на вопросы.

Самоопределение (Л)

Управление своей деятельностью (Р)

Работа по алгоритму (Р)

Развитие внимания для самопроверки (Р)

Вариативность решения (Р)

Развитие речи (К)

Контроль результатов деятельности (Р)

Постановка и решение проблемы (П)

Оценка знания и незнания (Р)

Планирование (Р)

Моделирование (П)

Моделирование (П)

Моделирование (П)

Контроль результатов деятельности (Р)

Рефлексия (П)

Контроль результатов деятельности (Р)

Работа в паре (К)

Контроль результатов деятельности (Р)

Рефлексия (П)

Работа в группе (К)

Развитие речи (К)

Контроль результатов деятельности (Р)

Работа в группе (К)

Развитие речи (К)

Рефлексия (П)

Контроль результатов деятельности (Р)

Работа в паре (К)

Контроль (Р)

Рефлексия (Р)

(П)

(К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»

Конспект  урока математики  Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...