Образ педагога XXI века
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Образ педагога XXI века
Личностные качества:
- Любовь к детям.
- Доброта.
- Понимание.
- Обаяние.
- Ответственность.
- Требовательность.
- Объективность.
- Чуткость.
- Популярность у детей и родителей.
- Эмоциональность.
- Терпеливость.
- Заинтересованность.
- Толерантность.
- Самокритичность, объективная самооценка.
Профессиональные качества:
- Наличие когнитивных способностей.
- Коммуникативная компетенция.
- Адаптивный компонент.
- Владение здоровьесберегающими технологиями.
- Социальные качества.
Условия продвижения педагога к образу педагога XXI века.
На уровне ОУ:
- Отбор высокопрофессиональных кадров для работы в данном ОУ на конкурентной основе.
- Создание благоприятных условий для работы, восстановления и творчества.
- Организация деятельности ОУ в содружестве «Ученик – родители – педагоги».
- Привлечение меценатов и попечителей к оказанию содействия в работе ОУ.
- Стимулирование педагогов на разных уровнях.
На уровне государства и муниципалитета:
- Обеспечение условий для высокого качества коррекционно-развивающего образования.
- Разработка государственного образования для стандарта для детей с проблемами в развитии.
- Гарантия рабочих мест.
- Финансирование специализированного образования по отдельным статьям.
- Выход в открытое информационное пространство.
- Расширенный социальный пакет.
- Стабильность на уровне государственной политики.
- Повышение имиджа профессии педагога через СМИ.
- Проведение мероприятий, направленных на поощрение работников образования.
Показатели продвижения педагога к образу педагога XXI века.
Показатели продвижения ребенка:
- Психологическое, нравственное и физическое здоровье детей.
- Личностное развитие ребенка.
- Высокий уровень развития ребенка.
- Способность к адаптации воспитанников.
- Психологическая и стрессо – устойчивость.
- Коммуникабельность, умение действовать в любых условиях, применят полученные знания, умения и навыки.
- Успешность в дальнейшем обучении.
Показатели продвижения педагога:
- Высокий рейтинг педагога среди детей и родителей.
- Общественное признание.
- Наличие наград и других поощрений.
- Регулярность и систематичность повышения квалификации.
- Высокий уровень межличностных отношений в детском и педагогическом сообществе.
- Постоянное стремление к самосовершенствованию и открытость для новых знаний.
- Желание «идти в ногу со временем».
Ключевые компетентности, которые должны быть присущи образу педагога нового поколения :
- Самоменеджмент
- Психологическая компетентность
- Коммуникативная компетентность
- Проектно-исследовательская компетентность
- Информационная компетентность
- Социально – политическая компетентность
- Профессиональная компетентность
- Компетентность ЗОЖ
- Нормативно – правовая компетентность
Профессия учителя – одна из весьма сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Но как показывают психолого-педагогические исследования, деятельность учителя бывает эффективной, если он, обладая профессиональной компетентностью, способен создавать в классе атмосферу тепла и взаимного доверия.
Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.
Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.
От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.
Ведущими задачами педагога нового типа являются:
- создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
- учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
- коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
Какова же «модельная» личность учителя XXI века? И.И. Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века.
- Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
- Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
- Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
- Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
- Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений.
Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока музыки и кубановедения:"Образ Екатерины через века".
Методическая разработка интегрированного урокамузыки и кубановедения по теме:«Образ Екатерины через века»...
МАСТЕР-КЛАСС «Образ учителя 21 века»
Самым важным явлением в школе,самым поучительным предметом,самым живым примером для ученика является сам учитель»А. Дистервег....
педагог 21 века
статья кто такой педагог будущего...
Мастер-класс "Образ учителя 21 века"
Цель: на основе выводов участников мастер –класса сформировать образ учителя 21 века....
Статья:«Педагог – коуч: новая роль педагога XXI века, обеспечивающая качественное сопровождение образовательного процесса в современной школе»
Технология коучинга в образовании - это инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся.При использовании инструментов технологии коучинга в процессе обучен...
Конспект классного часа на тему "Образ педагога" (класс 2)
Форма: классный час Тема: "Обаз педагога" Цель: формирование у студентов представлений об образе педагога, осознание тех качеств, которые необходимы в профессии педагога. Обор...
Конспект классного часа на тему "Образ педагога" (класс 2)
Форма: классный часТема: «Образ педагога»Цель: формирование у студентов представлений об образе педагога, осознание тех качеств, которые необходимы в профессии педагога.Оборудование: ПК, п...