РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка на тему

Кичкайло Ольга Васильевна

Обобщение опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №4 г. Новогрудка»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Кичкайло Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

тел. +375293681712

e-mail: olga-kichkailo@mail.ru


«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»  

Джон Дьюи


        Современная  школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1, с.1].

Задача школы – обеспечить  не столько  усвоение обучающимися определенной  суммы знаний, сколько всестороннее развитие личности. Образовательное учреждение должно сформировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования.

Обращение к проблеме применения информационных технологий в образовании не является принципиально новой. Отношения типа «человек-машина» появились в теории и практике обучения ещё в 1954 г, когда свет увидела книга Норберта Винера «Кибернетика и общество». Уже стали классикой исследования Б.С.Гершунского, В.Я.Ляудис, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной и других советских учёных.  Вопросы информатизации образования рассмотрены в работах В.В. Анисимова, Я.А. Ваграменко, З.П. Дьенеша, В.П. Кашицина, Т.В. Кудрявцева, Г.Л. Луканкина, В.М. Монахова, И.В. Роберт, А.Л. Семенова, М.С. Цветковой, И.С. Браун, Дж.С. Брунер, С. Паперт и других. Практически все исследователи приходят к единому выводу о высокой эффективности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Богатый опыт применения информационно-коммуникативных технологий  (ИКТ) в качестве средств обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. В разработке и применении информационных технологий в образовательной среде Беларусь идет в ногу с наиболее развитыми странами. В стране принята Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, которая определяет базовые принципы, подходы и условия для успешной реализации процесса информатизации.

Актуальность

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой и огромным интересом? Возможны ли счастливые лица на скучных уроках?  Конечно, нет. Удивление, любопытство в глазах детей, радость открытия новых знаний,  вот что мне хотелось бы увидеть на своих уроках.

Поиск путей формирования положительной мотивации обучения, активизации познавательных процессов у моих учеников привёл меня к пониманию необходимости и эффективности применения информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.

Внедрение ИКТ в учебный процесс вызвало огромное количество новых форм и методов работы, невозможных при традиционном  подходе к обучению младших школьников. Использование ЭСО, мультимедийных справочников и энциклопедий, создание интерактивных обучающих программ и тренажёров позволяет поднять на новый уровень качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся.

На мой взгляд, применение ИКТ позволяет проводить уроки на более высоком эстетическом уровне. Использование музыки, анимации, всего того, что можно найти с сети Internet, перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Бесспорно и то, что использование ИКТ способствует развитию умения учащихся ориентироваться в информационных потоках современного окружающего мира, а также помогает овладеть практическими навыками работы с информацией.

Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся – мобильный обучающийся».  Мы являемся свидетелями реализации масштабного компьютерно-образовательного проекта «Один ученик – один компьютер». Поэтому обучение учащихся в информационном пространстве, с максимальным, но эффективно обоснованным применением ИКТ, стало насущной проблемой современной белорусской школы.

Цель педагогической деятельности: создание условий для активизации познавательной деятельности и развития учебных  компетенций младших школьников посредством внедрения в практику работы информационно-коммуникативных технологий.

Задачи:

  • формировать информационную культуру и компетентность учащихся, развивать умение ориентироваться в информационных потоках современного мира;
  • способствовать созданию информационно-коммуникативной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
  • использовать в практике работы личностно-ориентированный и функционально-деятельностный подходы для формирования учебной мотивации и интереса к преподаваемым предметам;
  • совершенствовать интеллектуальные способности учащихся, формировать положительный настрой к активной познавательной деятельности;
  • создавать условия для повышения уровня обученности и качества знаний учащихся.

Сущность опыта

Моя педагогическая практика основана  на личностно – ориентированном подходе, позволяющем использовать возможности мультимедийных средств обучения как новый вид интегрирования урока, способного на более качественном уровне сделать материал доступным и запоминающимся. Такой подход предполагает организацию работы по формированию деятельности учащихся, требующей предоставления ученикам возможности самим получать знания, создавать образовательную продукцию по предмету.
          Теоретико – методологической основой работы являются исследования:

  • Анохиной Г.М., Божович Л.И., Давыдова В.В.  по психологии и педагогике личности;
  • ВыготскогоЛ.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Якиманской И.С. – по основам личностно-деятельностного подхода;
  • Шамовой Т.И., Щукиной Г.И.,  Ананьева Б.Г.- психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности;
  • Беспалько В.П., Волкова И.П., Гузеева В.В., Марковой А.К., Полат Е.С., Селевко Г.К.  по теории применения инновационных технологий.

Начальная школа – это фундамент, от качества и прочности которого зависит всё дальнейшее обучение школьника. Долгое время начальная школа являлась в системе образования как бы «школой навыка», где ученик должен был освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт. Сегодня начальная школа должна и уже становится первым опытом ребёнка в информационном пространстве, которое является реалиями нашего времени. Поэтому важно развивать самостоятельность в добывании знаний, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, сохранить его здоровье и эмоциональное благополучие.

Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. По словам Молоковой А.В., использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных [4, с.53].

ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения [5, с.4]

Используя информационно-коммуникационные технологии на уроке, я достигаю несколько целей: экономлю время, использую более  полную и разнообразную  информацию, что способствует повышению интереса  у обучающихся к теме урока и курсу в целом, а как следствие этого – повышается качество знаний. Информационные технологии на уроках ввожу не вместо, а вместе с другими современными технологиями и методиками.

В процессе обучения я использую следующие формы работы с ИКТ:

  • непосредственное применение ИКТ в процессе изучения новых тем на уроках разных типов в системе, с использованием различных форм, методов и приемов;
  • применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках, в том числе, используя алгоритмы самооценки;
  • применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся как на самом уроке, так и вне школьных занятий;
  • применение информационных технологий для обеспечения      

познавательного досуга.

К наиболее часто используемым мною в учебном процессе элементам ИКТ относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; 
  • электронные энциклопедии и справочники;
  • тренажеры и программы тестирования;
  • образовательные ресурсы Internet;
  • мультимедийные продукты, созданные с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker;
  • видео и аудиотехника.

При планировании урока с применением информационных технологий я стремлюсь к соблюдению дидактических и санитарно-гигиенических требований, в соответствии с которыми:

  • четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе; 
  • уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
  •  согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитываю специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • строго слежу за выполнением санитарных норм работы с компьютером (техника безопасности, время работы, освещённость, смена деятельности и т.д.)

Основными типами уроков в начальной школе, по мнению Гусевой А.И. [2, с.27],        на которых возможно и рационально применение ИКТ, являются

  • комбинированный урок;
  • урок – контроль и коррекция;
  • урок совершенствования знаний и умений.

Для активизации познавательной активности, для повышения эффективности усвоения материала, для осуществления контролирующей функции урока, а также для осуществления обратной связи с учениками я использую ИКТ на различных этапах урока:

  1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. Основной вид деятельности со средствами ИКТ: показ слайдов с указанием темы и перечня вопросов для изучения. 
  2. Мотивационно-познавательная деятельность. Стараюсь формировать заинтересованность ученика в восприятии предлагаемой информации. Моделируя проблемную ситуацию, обеспечиваю положительную мотивацию. Начало урока – необычайно ответственный момент. Используя прием погружения и эмоционального настроя. Урок часто начинаю с чтения стихотворения или дети сами читают стихотворение (приложение 1). На уроке обучения грамоте мы стали участниками телепередачи «В мире интересного», а на уроке математики – членами редакционного совета газеты «Классные новости».
  3. Проверка усвоения предыдущего материала.  С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. Основные виды деятельности с ИКТ: демонстрация, контролирующая (до 10 мин), защита презентаций. Так, например, на уроке математики использую тренажёры «Сложение и вычитание в пределах 10», «Умножение и деление» (приложение 2). Эти же тренажёры можно использовать и на этапе закрепления изученного на уроке материала.
  4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Рекомендуемые виды деятельности с ИКТ: презентация, беседа, выход в Интернет (получение дополнительной информации), составление схемы. При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 100» дети самостоятельно делают вывод, решают проблему, опираясь на материал презентации. Задания, связанные с жизнью диких животных зимой заинтриговывают обучающихся, привлекают к себе их внимание, мотивируют их к развитию наблюдательности и любознательности, и мне уже легко с ними работать дальше (приложение 1) 
  5. Систематизация и закрепление материала необходима для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов, заданий тренажёров на компьютере (приложение 2). Возможные вида деятельности с ИКТ: демонстрация презентаций, ответы на вопросы, тестирование.
  6. Этап подведения итогов работы на уроке и рефлексии деятельности. Часто использую метод «неоконченного предложения», «рефлексивную мишень», «лесенку успеха» и т.д.

В своей работе я часто использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Очень эффективно использование презентаций при изучении курса «Человек и мир», «Мая Радзіма – Беларусь». Материалы, которые можно найти в сети Internet, помогают создавать презентации и фильмы с потрясающим эффектом присутствия в разных местах и соучастия в исторических событиях. После таких уроков изученный материал остаётся у обучающихся в памяти как яркий образ и помогает стимулировать познавательную активность школьника.

Широко применяю в практике своей работы не только созданные самостоятельно и с активным участием детей мультимедийные продукты (приложение 3), но и ЭСО, рекомендованные МО, разработанные белорусскими производителями программного обеспечения ИНФОТРИУМФ и ИНИС-СОФТ; ЧУП «МедиуМ», ООО «Софт-Перспектива».

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель, учитель нашей новой школы, учитель-менеджер современных знаний.

Результативность и эффективность опыта

Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами анализируют, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.

Я считаю, что в результате применения ИКТ наблюдается положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся. Успеваемость моих учеников с 2009 по 2011 г.  100%, а качество знаний по основным предметам в среднем возросло с 74% до 81%. 

Мои ученики становились победителями и призёрами школьных олимпиад:

2010-2011 уч. год:

бел.мова – Щемер Алина – 1 место, Лишко Анжелика – 2 место;

русский язык – Лишко Анжелика – 2 место, Кошко Яна – 3 место;

человек и мир – Лишко Анжелика – 2 место.

Школьным психологом проводилась диагностика классного коллектива на определение уровня учебной мотивации на конец 2008-2009 и 2010-2011 учебных годов. Исследование проводилось по методике А.А.Лускановой  «Мотивация учения».

Результаты  обследования 2008-2009 учебного года

У 58% учащихся высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

У 22% учащихся хорошая школьная мотивация. Ребята успешно справляются с учебной деятельностью.

14% учащихся положительно относятся к школе, но она им интересна внеучебной деятельностью. Познавательные интересы у них развиты мало.

У 6% учащихся – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Результаты  обследования в конце 2010-2011 учебного года

Высокий уровень учебной мотивации и познавательной активности показали 68% учащихся.

22 % учеников показали, что могут успешно справляться с учебными задачами, т.к. у них хорошая школьная мотивация.

Продемонстрировали средний уровень учебной мотивации и познавательной активности 10% опрошенных учеников.

Наблюдается положительная динамика удовлетворённости учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (методика Е.Н.Степанова): коэффициент от 3.1 в 2008-2009 уч.г. до3.6 в 2010-2011 уч.г. – высокий показатель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


          Из анализа прочитанной литературы и пятилетнего опыта использования информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе я пришла к выводу, что внедрение в процесс обучения младших школьников ИКТ обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Использование ИКТ обучения помогает  существенно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень
интерес детей к учебе.

Я считаю, что каждый учитель должен владеть информационно – коммуникационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования образовательного процесса.

Считаю, что мой опыт может быть интересен учителям, которые только внедряют в практику работы ИКТ. Диапазон современных информационных средств так велик, что никогда нельзя будет сказать: «Я знаю и умею всё!» Для себя я наметила следующую ступеньку самообразования – овладеть приёмами работы с интерактивной доской. И, конечно же, я очень надеюсь, что уже в скором будущем каждое рабочее место учителя и ученика будут оснащены современными компьютерными комплексами.


ЛИТЕРАТУРА

  1. ИМП по использованию информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
  2. Гусева, А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в        

        учебном процессе: Учебное пособие / А.И. Гусева. – М. 2006

  1. Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М., 2005.
  2. Молокова, А.В., Королькова, О.О. Информационно-коммуникативные технологии в начальном образовании /А.В.Молокова // Сибирский учитель.–  2011. – №6. – С. 52 – 56.
  3. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования/И.В.Роберт.– Москва: ИИО РАО, 2010 г.
  4. Роберт, И. В. Учебный курс "Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании" / И.В. Роберт // Информатика и образование.– 1997. –  №8.
  5. Соколова, Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий.  / Т. Е. Соколова // Начальная школа. 2004. - № 3. - С. 21 - 23.
  6. Полочанская, Т.И. Использование информационных технологий в повышении качества знаний учащихся. / Т.И.Полочанская // Адукацыя і выхаванне. – 2006. - №6.
  7. Афанасьева, О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе [Электронный ресурс]. —  Режим доступа: www. pedsovet.org. – Дата доступа: 03.01.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...

"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""

В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....

"Развитие познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий".

Все программы развивающего обучения направлены на активизацию  учебной деятельности....

Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»

Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий....