РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка на тему
Обобщение опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №4 г. Новогрудка»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Кичкайло Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
тел. +375293681712
e-mail: olga-kichkailo@mail.ru
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Современная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1, с.1].
Задача школы – обеспечить не столько усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько всестороннее развитие личности. Образовательное учреждение должно сформировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования.
Обращение к проблеме применения информационных технологий в образовании не является принципиально новой. Отношения типа «человек-машина» появились в теории и практике обучения ещё в 1954 г, когда свет увидела книга Норберта Винера «Кибернетика и общество». Уже стали классикой исследования Б.С.Гершунского, В.Я.Ляудис, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной и других советских учёных. Вопросы информатизации образования рассмотрены в работах В.В. Анисимова, Я.А. Ваграменко, З.П. Дьенеша, В.П. Кашицина, Т.В. Кудрявцева, Г.Л. Луканкина, В.М. Монахова, И.В. Роберт, А.Л. Семенова, М.С. Цветковой, И.С. Браун, Дж.С. Брунер, С. Паперт и других. Практически все исследователи приходят к единому выводу о высокой эффективности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Богатый опыт применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в качестве средств обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. В разработке и применении информационных технологий в образовательной среде Беларусь идет в ногу с наиболее развитыми странами. В стране принята Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, которая определяет базовые принципы, подходы и условия для успешной реализации процесса информатизации.
Актуальность
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой и огромным интересом? Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Удивление, любопытство в глазах детей, радость открытия новых знаний, вот что мне хотелось бы увидеть на своих уроках.
Поиск путей формирования положительной мотивации обучения, активизации познавательных процессов у моих учеников привёл меня к пониманию необходимости и эффективности применения информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Внедрение ИКТ в учебный процесс вызвало огромное количество новых форм и методов работы, невозможных при традиционном подходе к обучению младших школьников. Использование ЭСО, мультимедийных справочников и энциклопедий, создание интерактивных обучающих программ и тренажёров позволяет поднять на новый уровень качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся.
На мой взгляд, применение ИКТ позволяет проводить уроки на более высоком эстетическом уровне. Использование музыки, анимации, всего того, что можно найти с сети Internet, перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Бесспорно и то, что использование ИКТ способствует развитию умения учащихся ориентироваться в информационных потоках современного окружающего мира, а также помогает овладеть практическими навыками работы с информацией.
Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся – мобильный обучающийся». Мы являемся свидетелями реализации масштабного компьютерно-образовательного проекта «Один ученик – один компьютер». Поэтому обучение учащихся в информационном пространстве, с максимальным, но эффективно обоснованным применением ИКТ, стало насущной проблемой современной белорусской школы.
Цель педагогической деятельности: создание условий для активизации познавательной деятельности и развития учебных компетенций младших школьников посредством внедрения в практику работы информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
- формировать информационную культуру и компетентность учащихся, развивать умение ориентироваться в информационных потоках современного мира;
- способствовать созданию информационно-коммуникативной среды на уроках и во внеурочной деятельности;
- использовать в практике работы личностно-ориентированный и функционально-деятельностный подходы для формирования учебной мотивации и интереса к преподаваемым предметам;
- совершенствовать интеллектуальные способности учащихся, формировать положительный настрой к активной познавательной деятельности;
- создавать условия для повышения уровня обученности и качества знаний учащихся.
Сущность опыта
Моя педагогическая практика основана на личностно – ориентированном подходе, позволяющем использовать возможности мультимедийных средств обучения как новый вид интегрирования урока, способного на более качественном уровне сделать материал доступным и запоминающимся. Такой подход предполагает организацию работы по формированию деятельности учащихся, требующей предоставления ученикам возможности самим получать знания, создавать образовательную продукцию по предмету.
Теоретико – методологической основой работы являются исследования:
- Анохиной Г.М., Божович Л.И., Давыдова В.В. – по психологии и педагогике личности;
- ВыготскогоЛ.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Эльконина Д.Б., Якиманской И.С. – по основам личностно-деятельностного подхода;
- Шамовой Т.И., Щукиной Г.И., Ананьева Б.Г.- психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности;
- Беспалько В.П., Волкова И.П., Гузеева В.В., Марковой А.К., Полат Е.С., Селевко Г.К. – по теории применения инновационных технологий.
Начальная школа – это фундамент, от качества и прочности которого зависит всё дальнейшее обучение школьника. Долгое время начальная школа являлась в системе образования как бы «школой навыка», где ученик должен был освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт. Сегодня начальная школа должна и уже становится первым опытом ребёнка в информационном пространстве, которое является реалиями нашего времени. Поэтому важно развивать самостоятельность в добывании знаний, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, сохранить его здоровье и эмоциональное благополучие.
Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. По словам Молоковой А.В., использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных [4, с.53].
ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения [5, с.4]
Используя информационно-коммуникационные технологии на уроке, я достигаю несколько целей: экономлю время, использую более полную и разнообразную информацию, что способствует повышению интереса у обучающихся к теме урока и курсу в целом, а как следствие этого – повышается качество знаний. Информационные технологии на уроках ввожу не вместо, а вместе с другими современными технологиями и методиками.
В процессе обучения я использую следующие формы работы с ИКТ:
- непосредственное применение ИКТ в процессе изучения новых тем на уроках разных типов в системе, с использованием различных форм, методов и приемов;
- применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках, в том числе, используя алгоритмы самооценки;
- применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся как на самом уроке, так и вне школьных занятий;
- применение информационных технологий для обеспечения
познавательного досуга.
К наиболее часто используемым мною в учебном процессе элементам ИКТ относятся:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
- электронные энциклопедии и справочники;
- тренажеры и программы тестирования;
- образовательные ресурсы Internet;
- мультимедийные продукты, созданные с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker;
- видео и аудиотехника.
При планировании урока с применением информационных технологий я стремлюсь к соблюдению дидактических и санитарно-гигиенических требований, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
- согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
- строго слежу за выполнением санитарных норм работы с компьютером (техника безопасности, время работы, освещённость, смена деятельности и т.д.)
Основными типами уроков в начальной школе, по мнению Гусевой А.И. [2, с.27], на которых возможно и рационально применение ИКТ, являются
- комбинированный урок;
- урок – контроль и коррекция;
- урок совершенствования знаний и умений.
Для активизации познавательной активности, для повышения эффективности усвоения материала, для осуществления контролирующей функции урока, а также для осуществления обратной связи с учениками я использую ИКТ на различных этапах урока:
- Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. Основной вид деятельности со средствами ИКТ: показ слайдов с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
- Мотивационно-познавательная деятельность. Стараюсь формировать заинтересованность ученика в восприятии предлагаемой информации. Моделируя проблемную ситуацию, обеспечиваю положительную мотивацию. Начало урока – необычайно ответственный момент. Используя прием погружения и эмоционального настроя. Урок часто начинаю с чтения стихотворения или дети сами читают стихотворение (приложение 1). На уроке обучения грамоте мы стали участниками телепередачи «В мире интересного», а на уроке математики – членами редакционного совета газеты «Классные новости».
- Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. Основные виды деятельности с ИКТ: демонстрация, контролирующая (до 10 мин), защита презентаций. Так, например, на уроке математики использую тренажёры «Сложение и вычитание в пределах 10», «Умножение и деление» (приложение 2). Эти же тренажёры можно использовать и на этапе закрепления изученного на уроке материала.
- Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Рекомендуемые виды деятельности с ИКТ: презентация, беседа, выход в Интернет (получение дополнительной информации), составление схемы. При изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 100» дети самостоятельно делают вывод, решают проблему, опираясь на материал презентации. Задания, связанные с жизнью диких животных зимой заинтриговывают обучающихся, привлекают к себе их внимание, мотивируют их к развитию наблюдательности и любознательности, и мне уже легко с ними работать дальше (приложение 1)
- Систематизация и закрепление материала необходима для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов, заданий тренажёров на компьютере (приложение 2). Возможные вида деятельности с ИКТ: демонстрация презентаций, ответы на вопросы, тестирование.
- Этап подведения итогов работы на уроке и рефлексии деятельности. Часто использую метод «неоконченного предложения», «рефлексивную мишень», «лесенку успеха» и т.д.
В своей работе я часто использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Очень эффективно использование презентаций при изучении курса «Человек и мир», «Мая Радзіма – Беларусь». Материалы, которые можно найти в сети Internet, помогают создавать презентации и фильмы с потрясающим эффектом присутствия в разных местах и соучастия в исторических событиях. После таких уроков изученный материал остаётся у обучающихся в памяти как яркий образ и помогает стимулировать познавательную активность школьника.
Широко применяю в практике своей работы не только созданные самостоятельно и с активным участием детей мультимедийные продукты (приложение 3), но и ЭСО, рекомендованные МО, разработанные белорусскими производителями программного обеспечения ИНФОТРИУМФ и ИНИС-СОФТ; ЧУП «МедиуМ», ООО «Софт-Перспектива».
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель, учитель нашей новой школы, учитель-менеджер современных знаний.
Результативность и эффективность опыта
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами анализируют, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
Я считаю, что в результате применения ИКТ наблюдается положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся. Успеваемость моих учеников с 2009 по 2011 г. 100%, а качество знаний по основным предметам в среднем возросло с 74% до 81%.
Мои ученики становились победителями и призёрами школьных олимпиад:
2010-2011 уч. год:
бел.мова – Щемер Алина – 1 место, Лишко Анжелика – 2 место;
русский язык – Лишко Анжелика – 2 место, Кошко Яна – 3 место;
человек и мир – Лишко Анжелика – 2 место.
Школьным психологом проводилась диагностика классного коллектива на определение уровня учебной мотивации на конец 2008-2009 и 2010-2011 учебных годов. Исследование проводилось по методике А.А.Лускановой «Мотивация учения».
Результаты обследования 2008-2009 учебного года
У 58% учащихся высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
У 22% учащихся хорошая школьная мотивация. Ребята успешно справляются с учебной деятельностью.
14% учащихся положительно относятся к школе, но она им интересна внеучебной деятельностью. Познавательные интересы у них развиты мало.
У 6% учащихся – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Результаты обследования в конце 2010-2011 учебного года
Высокий уровень учебной мотивации и познавательной активности показали 68% учащихся.
22 % учеников показали, что могут успешно справляться с учебными задачами, т.к. у них хорошая школьная мотивация.
Продемонстрировали средний уровень учебной мотивации и познавательной активности 10% опрошенных учеников.
Наблюдается положительная динамика удовлетворённости учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (методика Е.Н.Степанова): коэффициент от 3.1 в 2008-2009 уч.г. до3.6 в 2010-2011 уч.г. – высокий показатель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из анализа прочитанной литературы и пятилетнего опыта использования информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе я пришла к выводу, что внедрение в процесс обучения младших школьников ИКТ обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Использование ИКТ обучения помогает существенно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.
Я считаю, что каждый учитель должен владеть информационно – коммуникационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования образовательного процесса.
Считаю, что мой опыт может быть интересен учителям, которые только внедряют в практику работы ИКТ. Диапазон современных информационных средств так велик, что никогда нельзя будет сказать: «Я знаю и умею всё!» Для себя я наметила следующую ступеньку самообразования – овладеть приёмами работы с интерактивной доской. И, конечно же, я очень надеюсь, что уже в скором будущем каждое рабочее место учителя и ученика будут оснащены современными компьютерными комплексами.
ЛИТЕРАТУРА
- ИМП по использованию информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
- Гусева, А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в
учебном процессе: Учебное пособие / А.И. Гусева. – М. 2006
- Щукина, Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М., 2005.
- Молокова, А.В., Королькова, О.О. Информационно-коммуникативные технологии в начальном образовании /А.В.Молокова // Сибирский учитель.– 2011. – №6. – С. 52 – 56.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования/И.В.Роберт.– Москва: ИИО РАО, 2010 г.
- Роберт, И. В. Учебный курс "Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании" / И.В. Роберт // Информатика и образование.– 1997. – №8.
- Соколова, Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий. / Т. Е. Соколова // Начальная школа. 2004. - № 3. - С. 21 - 23.
- Полочанская, Т.И. Использование информационных технологий в повышении качества знаний учащихся. / Т.И.Полочанская // Адукацыя і выхаванне. – 2006. - №6.
- Афанасьева, О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. pedsovet.org. – Дата доступа: 03.01.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...
"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""
В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....
"Развитие познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий".
Все программы развивающего обучения направлены на активизацию учебной деятельности....
Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс информационно - коммуникативных технологий
Обобщение опыта...
Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»
Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...
Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий
статья...
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий....