Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.
методическая разработка по логопедии
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.
Учитель-логопед «Школы-интерната № 22 ОАО «РЖД» Кузнецова Г.М.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным ,работоспособность значительно повышается.
Рассмотрим некоторые из игр на уроках русского языка на формирующем этапе эксперимента.
I. «Выбери три слова » (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9карточках записаны девять слов:
1-й набор :рыбка, вьюга ,чулок, дубки, варенье, чучело ,ручьи, чум, гриб.
2-й набор :подъезд, склад ,ворона, град ,съемка, клад, ворота, подъем ,в оробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I | рыбка | вьюга | чулок | II | подъезд | склад | ворона |
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота | ||
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
II . Игра« Почтальон»
Цель :Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход :Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.)приглашения.
Дети определяют ,куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра« Шифровальщики»
Цель : автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза понимание смысло -различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся ,развитие логического мышления.
Ход : Играют в парах :один в роли шифровальщик а,другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил | ански | кьоинк |
лыжи | санки | коньки |
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра« Клички»
Цель :формирование процесса словоизменения и словообразования ,закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход :Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР,СТРЕЛА, ОРЕЛ,РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК,СТРЕЛКА, ОРЛИК,РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова ,которой вы воспользовались при составлении кличек (суффик с,окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель :развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
Задания : Подчеркни «лишнее» слово .Какие орфограммы встретились в этих словах?2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть…………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова,развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей,чувствующих свою собственную несостоятельность,создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель ,таким образом ,стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную .Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность ,внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность
Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась обобщить свой опыт работы по теме"Развитию п...
Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...
Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...
Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс информационно - коммуникативных технологий
Обобщение опыта...
«Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс ИКТ (информационных коммуникационных технологий»
laquo;Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс ИКТ (информационных коммуникационных технологий»...
Развитие познавательных процессов младших школьников через применение игровых технологий
.Игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и психологических исследований, поскольку игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи ...