Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тренина Н.А.
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь…
В. Ключевский.
В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием для обеспечения эффективного обучения необходим дифференцированный подход к нему. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка .Развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Как строить процесс дифференцированного обучения?
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его? Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов. Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.
Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обученности.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, они получают задания повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, следует уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно.
Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:
- овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
-учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно – ориентированного обучения;
-дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.
Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.
А вот несколько вариантов (фрагментарных) работы в рамках индивидуально-дифференцированного подхода к уроку. Самая распространённая форма работы – это карточки с индивидуальными заданиями, учитывающими разный уровень учащихся. Их может составить и учитель (особенно после проведения срезовых работ), и сами учащиеся. Предварительно учитель проверяет подготовленные учениками задания, оценивает и решает, кому предложить для работы (можно и тому учащемуся, который подготовил задание).
Во время устного опроса или при проверке домашнего задания к доске можно пригласить двух-четырёх учащихся разного уровня и предложить им задания по степени их подготовленности. Затем проверить выполненное, прокомментировать ошибки и недочёты уже всем классом.
Выполняя (например) синтаксический разбор предложения (ученик у доски), класс работает с предложением, закрепляющим умения и навыки по конкретной теме. Другой учащийся (сильный) работает самостоятельно у доски с тем же видом разбора, но предложение более сложной конструкции. Затем повести проверку-обсуждение и записать в тетрадь. Возможна работа с классом по комментированию знаков препинания в предложениях.
Определяя домашнее задание, тоже возможен, а иногда просто необходим, индивидуально-дифференцированный подход. Учитывая специфику подготовки учащихся, класса в целом, можно предложить одним, например, упражнение с обозначением орфограмм на месте пропусков букв, другим – задание по частям речи, третьим, например, дав опорные слова, словосочетания, написать предложения.
Исходя из своей педагогической практики, можем утверждать, что каждый ученик справится с программным материалом, если создать необходимые для него условия работы. В решении этой задачи и состоит значение метода индивидуально-дифференцированного подхода к организации учебного процесса.
Индивидуально-дифференцированный подход можно и, на наш взгляд, должно применять на любом предмете и в любом классе, это даст только положительный результат.
И если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
- Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» //Москва, Просвещение, 1985
- Бутузов И.Т. «Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективности обучения школьников»// Москва, Педагогика, 1968
- Кирсанов А.А. «Индивидуальный подход к учащимся в обучении»// Казань, 1988
- Рабунский Е.С, «Теория и практика реализации индивидуального подхода школьников в обучении»// Москва, 1985
- Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения»// Москва, Педагогика, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Рекомендации их опыта работы....
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Под дифференцированным обуче...
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...
Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников
Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников...
Технология дифференцированного и индивидуального подходов к обучению с учетом ведущей сенсорной модальности.
В данной работе представлены методические рекомендации для учителей начальных классов, которые помогут освоить основные приемы и методы технологии дифференциации обучения на...
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Данная презентация поможет педагогам в работе по дифференцированию и индивидуализации обучения....