Технология дифференцированного и индивидуального подходов к обучению с учетом ведущей сенсорной модальности.
учебно-методический материал (1 класс) по теме
В данной работе представлены методические рекомендации для учителей начальных классов, которые помогут освоить основные приемы и методы технологии дифференциации обучения на основе сенсорной модальности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного и индивидуального подходов к обучению с учетом ведущей сенсорной модальности.
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и переработки информации. От того, какой канал ребенка ведущий, во многом зависит освоение навыков письма, счета, чтения. Цель учащихся на уроке – усвоить полученную информацию, осознать ее для того, чтобы в дальнейшем применять полученные знания. А цель учителя – так преподнести материал, чтобы он был воспринят и надежно усвоен учащимися.
Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Частичный ответ на этот вопрос дает технология дифференциации обучения на основе модальности, позволяющая более активно использовать потенциальные возможности учащихся. Эта дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет взять, без потерь для своего психического и физического здоровья.
Акцент на сенсорику позволяет сделать обучение эмоционально насыщенным, развивает активность учащихся, их мотивационную сферу. Психологический положенный в основу
подход, технологии дифференцированного обучения на основе модальности, ориентирует педагогический процесс в младших классах на развитие личности как целостной психической системы.
Учитель выступает не только как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель деятельности учащихся, оказывает им необходимую помощь и поддержку, опираясь на модальность восприятия учащегося. Многосенсорное представление информации в учебной деятельности позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, а так же развивать другие модальности. Учебная деятельность с учетом модальности учащихся направлена на успешное образование и формирование личности и способно обеспечить доверительные отношения между участниками образовательного процесса автоматически, на подсознательном уровне.
Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у ребенка развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем «репрезентативном языке», т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации [3].
Дифференцированное обучение с учётом ведущей сенсорной модальности обеспечивает развитие:
- позитивного восприятия учебной деятельности с использованием зрительных, слуховых и кинестетических моделей;
- умения переводить информацию с одного канала восприятия на другой;
- недоминантных каналов восприятия;
- рефлексивных умений.
Условия успешного обучения учащихся начальной школы на основе учета ведущей сенсорной модальности:
- использовании специальной технологии дифференцированного и индивидуального подходов и системы методов и средств по развитию модальностей;
- осуществлении специальной методической подготовки учителя;
- организации диагностики учащихся в начале и в конце учебного года и их рефлексивной деятельности.
Выделяется несколько этапов организации дифференцированного обучения:
- На диагностическом этапе выявляется ведущий сенсорный канал, а также мотивы учебной деятельности, особенности памяти и мышления учащихся;
- На проектировочном этапе разрабатываются основные направления оптимизирующей программы в процессе взаимодействия учителя с классом, с группой, с каждым учащимся;
- На организационном этапе решаются задачи по расширению диапазона информации, воспринимаемой учащимися; созданию равных условий восприятия информации для всех учащихся; формированию первичных умений (микростратегий) выполнения учебных заданий с использованием различных каналов восприятия;
- На тренировочном этапе создаются группы учащихся с разной ведущей модальностью, получают дальнейшее развитие их первичные умения выполнения учебных заданий; формируются навыки и умения самостоятельно ориентироваться в особенностях аудиальных, визуальных и кинестетических действий, переводить информацию с одного сенсорного канала на другой;
- Контрольный этап нацелен на выявление характера изменения сенсорной модальности, учебной мотивации, уровня мышления и памяти в конце учебного года.
Данная технология призвана осуществлять следующие задачи:
1) расширение диапазона информации, воспринимаемой учащимися;
2) развитие умений переводить информацию с одного канала на другие.
При изучении нового материала решается первая задача, при закреплении - вторая задача.
В соответствии с задачами планируется деятельность учащихся. Задачи при изучении нового материала: представление информации на трех каналах восприятия; обнаружение в опыте учащегося аналогов новой информации (зрительные образы, слуховые и чувственные ассоциации); создание позитивного эмоционального настроя на новую информацию и мотивации, связанной с опытом учащегося; внедрение новых знаний в личный опыт учащегося через интерактивные действия; контроль знаний на зрительном и слуховом каналах.
Задачи при закреплении изучаемого материала: работа с информацией на ведущем канале восприятия; перевод информации с ведущего канала на два других; включение новых знаний в личный опыт учащегося через интерактивное действие; контроль на ведущем канале восприятия, контроль на дефицитарном канале восприятия.
Начало изучения темы - это фронтальное изложение нового материала на трех каналах восприятия с опорой на зрительные, слуховые и чувственные ассоциации учащихся. Затем предлагаются упражнения, которые позволяют ученику осознать, зачем нужны эти знания конкретному учащемуся (создание позитивного эмоционального настроя на новую информацию). Важными являются интерактивные действия (игры, обсуждения), в ходе которых каждый учащийся применяет новые знания на практике. Третий этап завершается контролем на основных для учебной деятельности каналах восприятия: зрительном и слуховом. Параллельно применяется индивидуальный подход в ситуации опроса, интерактивных заданий, подбора домашних заданий.
При закреплении изучаемого материала учащимся предлагается работа в гомогенных группах, созданных по ведущему каналу. Количество учащихся в группе не более 5-6 человек. Для каждой группы подбираются задания в соответствии с ведущим каналом. На последующих уроках для групп предлагаются задания, которые учащиеся начинают выполнять на ведущем канале, а заканчивают на дефицитарном. Затем проводится интерактивная игра, позволяющая включить умение переводить информацию с одного канала восприятия на другие в личный опыт учащихся. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов.
Конкретные практические рекомендации по оптимизации образовательного процесса представлены ниже [1, 2, 3, 5, 7, 8].
Аспекты применения знаний | Визуал | Аудиал | Кинестетик |
Задачи, которые ребёнок может решить на превосходном уровне |
|
|
|
Оптимальные способы подачи информации | Преподносить материал, выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания, используя схемы, таблицы, наглядные пособия, фотографии, учебные фильмы или презентации. Важное значение имеет раздаточный материал, эстетика его оформления. Вместо устных инструкций необходимо давать письменные. | Использовать подробные устные объяснения учителя, устные сообщения обучающихся, дискуссии, чтение учебника вслух, диалоговый режим, использование аудиотехники. Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает. | Использовать жесты, прикосновения. Не торопить и давать время зафиксировать нужные новые данные в тетради. Если кинестетики читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст. Использовать ролевые игры, работу в группах, экскурсии. |
Специфика ответа на уроке | Человек с визуальным каналом восприятия, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. Его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать учащемуся думать. | Аудиалы заранее продумывают свою речь и делают её настолько гармоничной и последовательной, что с трудом могут выкинуть из неё даже пару слов. Ни в коем случае не следует перебивать и торопить аудиала. Чтобы понять, что он чувствует в подобной ситуации, попробуйте вспомнить третью строчку третьего куплета песни «В лесу родилась ёлочка». Чтобы вспомнить конкретную строку из знакомой песни, нам приходится мысленно в ускоренном режиме пропеть все куплеты. То же самое творится в голове у аудиала, когда ему говорят: «Давай опустим эти подробности, переходи к следующему пункту». | В ответах кинестетик лаконичен, тактичен, говорит мало, но самую суть. В речи нет красивого вступления и эффектной концовки. Предпочитает не «размышлять вслух», а сразу переходить к делу. Решая задачу у доски, предпочитает не комментировать свои действия. Во время публичного выступления часто ищет в окружении тактильной поддержки: может перебирать руками волосы или теребить пуговицу, любит держаться за парту или брать с собой «для подстраховки» учебник или листы с распечатанной информацией, хотя и не подглядывает в них. |
Посадка ребёнка в классе и внешние раздражители | Визуал легко отвлекается на яркие предметы в своём окружении. Желательно не сажать его рядом с окном или дверным проходом, учительском столом, а также рядом с книжным шкафом, наполненным разноцветными книгами или занимательными макетами. Вся информация, представленная на доске, должна соответствовать теме урока. Яркий плакат, может отвлечь ребёнка от содержания текущего урока. Внимание визуала легко переключается на яркую одежду учителя и его аксессуары, лишние предметы на учительском столе. | Аудиал должен хорошо слышать учителя, нежелательна его посадка рядом с шумными одноклассниками, дверным проходом и окном, если за ним находится оживлённая улица. | Расположение в классе не принципиально. Главное, кинестетику важен физический комфорт: сквозняк или слишком жаркое помещение, шатающаяся парта или стул, неподходящая по росту мебель, резкие запахи в помещении могут выбить его из колеи. Правила дресс-кода в отношении кинестетика должны быть более лояльны. Неудобная обувь или жаркая форма также не дают ему настроиться на рабочий лад. |
Комфортные условия работы | Визуалу необходимо разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. На рабочий лад визуала настраивает красивое цветовое оформление помещения, порядок и аккуратность. | Аудиалу не стоит делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием. На уроке желательна спокойная, тихая обстановка, так как аудиал не может заниматься в шумном помещении. | Кинестетика нельзя заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске); запоминание материала у него легче происходит во время движения. |
Язык, на котором стоит говорить с ребёнком | С визуалом лучше говорить, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение. Чтобы войти в доверие к визуалу, используйте слова: «Обрати внимание», «Ты только посмотри», «Я вижу» и т.д. | С аудиалом стоит говорить, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия. Чтобы войти в доверие к аудиалу, используйте слова: «Послушай», «Говорят», «Я услышала твою мысль» и т.д. | С кинестетиком стоит говорить, используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Чтобы войти в доверие к кинестетику, используйте слова: «Я понимаю, что ты чувствуешь», «Мне кажется», «Интуиция подсказывает мне…» и т.д. |
Способ сделать замечание учащемуся на уроке | Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем | Аудиалу - сказать шепотом «ш-ш-ш». | Кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему. Избегать публичных порицаний. Тяжело переносят стресс, склонны глубоко погружаться в переживания. |
Недостатки в работе школьника, за которые нельзя ругать, но которые необходимо корректировать | Визуалы щепетильно относятся к внешнему виду своих учебных работ. Они могут потратить часы на переделывание контурной карты или переписывание сочинения, лишь бы всё было красиво, «буковка к буковке». В процессе урока могут не успевать записывать со слов учителя, так как тратят много времени на подчёркивание информации, злоупотребляют текстовыделителем. | Во время диктантов или контрольных работ склонны диктовать себе под нос. Часто с трудом воздерживаются от комментариев и вопросов во время объяснения учителем новой темы. Для них нет риторических вопросов, они не разделяют, о чём нужно рассказывать, а о чём лучше промолчать. При опросе часто берут первое слово, выкрикивают с места. | Такие дети часто предпочитают годами пользоваться одними и теми же канцелярскими принадлежностями, только потому, что привыкли держать их в руке. Потрёпанный вид их не смущает. Поэтому состояние тетрадей и учебников кинестетиков оставляет желать лучшего. Работы могут быть блестящими по содержанию, но оформлены на мятой или грязной бумаге. |
Методы работы.
Реализация обучения младших школьников с учетом ведущей сенсорной модальности осуществлялась с помощью таких методов, как визуализация, «подстройки», обмен способами решения учебных задач (стратегиями), выбор оптимальных стратегий, «озвучивание иллюстраций», дискуссия, тесты с открытыми вопросами, задания на скорость, задания на двигательные (аудиальные, зрительные) ассоциации, ролевые игры.
Приёмы работы.
- При изучении нового материала составление опорные схемы при активном участии детей. Аудиалы, проговаривая правила, хорошо их запоминают. Схемы оформляются в разных цветах и на доске работа идёт мелом разного цвета. Это очень важно для визуалов. После того, как схема коллективно составлена, дети переписывают её в специальную тетрадь. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
- Объясняя новый материал, стараемся говорить выразительно, важные моменты выделяем интонацией. Просим повторить детей. Это важно для аудиалов. Прочитаем это правило в учебнике, разберём его. “Как поняли?” (Для визуалов)
- Советуем родителям детей-кинестетиков испробовать такой прием: при изучении правил или стихов проговаривать текст и одновременно наматывать нитки на клубок, а потом их разматывать. Или выполнять упражнение “Лежачая восьмёрка”
- При работе с орфограммами подчёркиваем их ручкой зелёного цвета.
- Ежедневно проводить “Минутку орфографического проговаривания”. (Читаем слова так, как они пишутся.)
- Детям-кинестетикам очень трудно сидеть без движения, поэтому регулярно проводим динамические задания.
- Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой. Аудиал отреагирует на устное замечание, а расшалившегося кинестетика можно успокоить, положив ему руку на плечо.
Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность учебного процесса.
Список литературы:
1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. ISBN 5-93134-195-1
2. Доровских С.Е. Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет – кто это? – Электронные данные. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,146140.
3. Карасева Е.В. Учет особенностей темперамента и репрезентативной системы обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Е.В. Карасева. – Электронные данные. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/638788/ .
4. Локтионова Е. П. Репрезентативные системы учащихся в индивидуализации образовательного процесса. https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/03/12/reprezentativnye-sistemy-uchashchihsya-v-individualizatsii
5. Ладохина И.Ю. Технология дифференцированного и индивидуального подходов к обучению младших школьников с учетом их ведущей сенсорной модальности: результаты эксперимента / И.Ю. Ладохина // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4. – Электронные данные. – Режим доступа: www.science-education.ru/98-4777 .
6. Любимов А. Мастерство коммуникации/ А. Любимов. – СПб. : Питер, 2004. – Ч.1. – 224 с. ISBN 5-88782-431-X
7. Сотникова И.Д. Модально-перцептивные особенности познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / И.Д. Сотникова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2008. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped59.html.
8. Сотникова И.Д. Учёт особенностей восприятия детей при подготовке их к школе / И.Д. Сотникова // Интернет-журнал «Эйдос». – 2008. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/0625-2.htm.
9. Цубер Е. Учет репрезентативных систем как фактор дифференциации обучения дошкольников / Е. Цубер. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.stattionline.org.ua/pedagog/85/15057-uchet-reprezentativnyx-sistem-kak-faktor-differenciacii-obucheniya-doshkolnikov.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Рекомендации их опыта работы....
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Под дифференцированным обуче...
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...
Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников
Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников...
Индивидуальный подход в обучении с учетом модальности восприятия младших школьников
Современные тенденции школьного образования и гуманистический, личностно-ориентированный подходы требуют более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы у...
Индивидуальный подход в обучении с учетом модальности восприятия младших школьников
Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, р...