Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа (адаптированная)Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 7 – 10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smotryu_na_mir_glazami_hudozhnika.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новоилимская СОШ имени Н.И. Черных»
«Согласовано» Зам. директора школы по ВР _____________ Чванова С.А. «____»____________2015 г. |
Директор МОУ _____________Погодаева Н.А. Приказ № ___от «___»__2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Для учащихся 7 – 10 лет
Дополнительная образовательная программа: «Смотрю на мир глазами художника», модифицированная, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева)
Составила:
Учитель начальных классов
Сердюкова Н.Ф.
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2011, - (Стандарты второго поколения), на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального образования (приказ МОиН РФ от 05. 03.2004, №1089)
- Регионального учебного плана для образовательных учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2014/2015, 2015/2016 учебные года от 12.08.2011 г.№950-мр.
- Учебного плана ОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н.И.Черных» на 2015/2016 учебный год.
- Авторской программы Е.И. Коротеева. Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского.
- Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75-37-0541/11
Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 7 – 10 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа (1 год).
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.
Задачи:
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитать нравственные качества детей;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Отличительные особенности данной программы:
- связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;
- содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
- на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
В авторскую программу Е. И. Коротеевой внесены небольшие изменения: изменено количество учебных часов для прохождения тем.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Живопись | 8 |
2 | Графика | 6 |
3 | Скульптура | 4 |
4 | Аппликация | 5 |
5 | Бумажная пластика | 5 |
6 | Работа с природными материалами | 4 |
7 | Организация и обсуждение детских работ | 1 |
8 | ИТОГО | 33 |
Содержание курса, характеристика деятельности учащихся
1. Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
8. Участие в районных, Международных, Всероссийских творческих конкурсах. Сетевое сотрудничество с сайтом «МААМ», «Маленький художник», «Алые паруса» (http://nsportal.ru/)
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата | Характеристика основной деятельности ученика |
Тема «Живопись» (8 часов) | ||||
1 | Введение. Праздник знакомства | 1 | Начальное представление о живописи – заочная экскурсия в картинную галерею. Исследование жанров живописи. | |
2 | Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас» | 1 | Моделирование сюжетов будущих творческих работ. Классификация объектов природы. | |
3 | Выполнение набросков с натуры | 1 | Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение набросков с натуры. | |
4 | Рисование листьев деревьев (Знакомство с техникой «набрызг») | 2 | Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных деревьев. Знакомство с техникой «набрызг» | |
5 | Рисование цветов | 2 | Сравнение оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей. | |
6 | Выставка творческих работ. участие детских работ в творческих конкурсах «МААМ», «Маленький Художник» | 1 | Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки. Сетевое сотрудничество | |
Тема «Графика» (6 часов) | ||||
7 | Введение. Типы линий | 1 | Исследование выразительных средств этого вида искусства. Анализ особенностей выполнения различных видов линий. | |
8 | Работа цветными карандашами | 2 | Моделирование пейзажей и натюрмортов. Анализ работ. | |
9 | Работа фломастером | 2 | Исследование особенностей работы фломастером. | |
10 | Выставка творческих работ участие детских работ в творческих конкурсах «МААМ», «Маленький Художник» | 1 | Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки. Сетевое сотрудничество | |
Тема «Скульптура» (4 часа) | ||||
11 | Введение. Скульптура | 1 | Исследование особенностей данного жанра искусства (трехмерное изображение). | |
12 | Материалы, инструменты необходимые для работы | 1 | Анализ приемов работы инструментами. Сравнение действий. | |
13 | Выполнение творческих работ. Лепка с натуры | 1 | Моделирование композиции «Овощи и фрукты». Анализ выполненных работ, сравнений приемов выполнения. | |
14 | Выполнение творческих работ. Лепка по памяти | 1 | Сравнение приемов лепки из пластилина и из глины. Моделирование композиции «На кормушке». | |
Тема «Аппликация « (5 часов) | ||||
15 | Введение. Беседа «Что делают из бумаги» | 1 | Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами. | |
16 | Виды аппликаций Технология выполнения аппликации | 1 | Анализ и сравнение техник аппликации. Моделирование порядка выполнения аппликации. Анализ приемов работы с ножницами. | |
17 | Выполнение творческих работ. Цветная бумага | 1 | Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги. | |
18 | Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация | 2 | Моделирование сюжетной аппликации. Анализ и сравнение работ. | |
Тема «Бумажная пластика» (5 часов) | ||||
19 | Введение. Виды бумаги | 1 | Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами. | |
20 | Материалы, инструменты необходимые для работы | 1 | Исследование приемов работы различными инструментами. Классификация приемов. | |
21 | Выполнение творческих работ по рисунку | 1 | Моделирование сюжетной работы «Мой любимый уголок парка». Анализ приемов работы. | |
22 | Выполнение творческих работ по образцу | 1 | Анализ приемов получения объема с помощью мятой бумаги. Исследование образцов. | |
23 | Выставка творческих работ участие детских работ в творческих конкурсах «МААМ», «Маленький Художник» | 1 | Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки. Сетевое сотрудничество | |
Тема «Работа с природными материалами» (4 часа) | ||||
24 | Введение. Путешествие в страну мастеров | 1 | Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе. | |
25 | Методы работы с природными материалами | 1 | Исследование приемов работы с природными материалами. Моделирование правил по ТБ. | |
26 | Создание композиции из листьев, цветов | 1 | Моделирование композиций из природного материала. | |
27 | Выставка творческих работ участие детских работ в творческих конкурсах «МААМ», «Маленький Художник» | 1 | Анализ выполненных работ. Подготовка Презентации. Сетевое сотрудничество | |
Тема «Организация и обсуждение детских работ» (1 час) | ||||
28 | Подведение итогов года «Праздник творчества» | 1 | Организация выставки детских работ. Моделирование композиций. | |
Итого часов за год | 33 |
Содержание рабочей программы
Тема: «Живопись» (8 часов)
Занятие 1. Праздник знакомства. Заочная экскурсия в картинную галерею. Знакомство с жанрами живописи.
Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об основах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ.
Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использования палитры. Выполнение набросков с натуры.
Занятие 4. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев.
Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей.
Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Рисование с натуры цветов, трав.
Занятие 7. Работа «от пятна», без использования палитры. Рисование на тему «Осенний букет».
Занятие 8. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Графика» (6 часов)
Занятие 9.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.
Занятие 10. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев.
Занятие 11. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов.
Занятие 12. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых.
Занятие 13. Работа фломастерами «Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани.
Занятие 15. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Скульптура» (4 часа)
Занятие 16. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра.
Занятие 17. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Инструменты и приемы работы с пластилином.
Занятие 18. Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции.
Занятие 19. Лепка по памяти фигурок птиц.
Тема: «Аппликация» (4 часа)
Занятие 20. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?»
Занятие 21. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами.
Занятие 22. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.
Занятие 23. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Тема: «Бумажная пластика» (5 часов)
Занятие 24. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.
Занятие 25.Упражнение в сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Занятие 26. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка».
Занятие 27. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм.
Занятие 28. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа)
Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна).
Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора».
Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.
Занятие 32. Организация выставки работ учащихся.
Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час)
Занятие 33. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Уровень прогнозируемых результатов работы по программе:
Приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической форме – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, ДПИ, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей, или их украшения.
Метапредметные результаты – видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Активное использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную художественно – творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Средства контроля
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, научно-практических конференций, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и прикладного профиля.
Методическое обеспечение
Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6-8 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Формы и методы работы:
На занятиях используются методы:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
- Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
- Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
- Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
- Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
- Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
- Эвристические (методика ТРИЗ).
Ведущие формы организации занятий:
- Групповые (творческие мастерские).
- Индивидуальные (самостоятельная работа).
- Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
- просторный оборудованный кабинет;
- предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
- оборудование: ножницы, лекало, резцы.
- шкаф для хранения изделий, материалов;
- коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
- пополнение периодической литературы и книг по темам;
- дидактический материал;
- наглядный материал (образцы готовых изделий, иллюстрации из журналов);
- методическая литература: журналы, книги по технологии, учебные пособия для детей.
3. Наличие кадровых работников:
- учитель начальных классов.
4. Организационно-педагогические условия:
- сотрудничество с другими коллективами;
- организация комплексных занятий.
Список литературы
Список литературы для педагогов
- Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
- Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. – 1988 - № 3;
- Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
- Арманд Т. Руководство по росписи тканей. – СПб. – 1992;
- Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. – М.:. – 1997;
- Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;
- Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. – 1989;
- Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;
- Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.
- Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
- Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;
- Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
- Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;
- Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
- Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
- Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
- Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа (модифицированная) по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (УМК "Перстективная начальная школа")...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный художник".
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты реализации программы. календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" для 2 класса
Рабочая программа составлена для учащихся 2 класса, содержит все разделы, соответствующие ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся 1 класса. НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество. ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс
В программе представлена пояснительная записка и тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа: создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», автор Е. И. Коротеева, примерные програм...