Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты реализации программы. календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_smotryu_na_mir.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Закутчанская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогич. совета Директор МОУ «Закутчанская СОШ» Протокол №___
от «__»_______2013 ____________/Денисенко Н.И. / Председатель_______/ / приказ №__ от «__»________2013 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Смотрю на мир глазами художника»
Возраст 6,6 -7 лет
Программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления Е.И.Коротаевой.
«Смотрю на мир глазами художника». – М.: «Просвещение» 2010.
Срок реализации программы: 2013 – 2014 учебный год
Количество учебных часов в год – 1 класс -33 часа
Количество учебных часов в неделю – 1час
Педагог: Прокопенко Ирина Александровна
Класс: 1
2013 -2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», разработанной Е. И. Коротаевой в соответствии с учебным планом начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Срок реализации программы – 1 год. Программа составлена в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения из расчёта 1 час в неделю.
Цель программы:
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Учебные:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
Творческие:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Возраст обучающихся – 6,6-7 лет.
Число обучающихся – 15 человек.
Технологии обучения: разноуровневое обучение, игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления.
Формы занятий – беседа, практические занятия, экскурсии.
Режим занятий – в группе продлённого дня, 1 час в неделю.
Специфика реализации программы:
программа рассчитана на обучающихся первых и вторых классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во второй половине дня в рамках часов внеурочной деятельности. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Планируемые результаты реализации программы:
- заинтересованность занимающихся изобразительным и декоративно-прикладным искусством;
- результативное участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства школьного и муниципального уровней.
Требования к уровню подготовки
В результате работы по программе обучающиеся должны:
1 класс
Обучающиеся в ходе изучения курса «Мир глазами художника» должны
Знать:
-название основных и составных цветов;
-разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуется художник;
-термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, акварель, палитра, шаблон, аппликация, художник, композиция, искусство, оригами;
-правила работы с пластилином.
Уметь:
-пользоваться кистью, красками, карандашами, фломастерами;
-работать в определённой цветовой гамме, различать основные цвета и их оттенки;
-работать в технике бумажной пластики: выполнять несложные действия по сгибанию бумаги, вырезанию, работать в технике аппликации, оригами;
-работать с природными материалами (листьями);
-сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ;
-наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её формы, цвета и места на листе бумаги;
-описывать предметы несложной формы, изображать их на листе бумаги.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-осуществлять действия по плану.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе;
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностные УУД:
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции на бумаге;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Показатели эффективности реализации программы:
- стабильность состава занимающихся;
- результаты участия в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Формы контроля результативности реализации программы – участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Формы подведения итогов реализации программы - участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения программы учащиеся:
- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация;
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
- учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
- приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Живопись
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры.
Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой, большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций).
5. Бумажная пластика
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги
с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природным материалом
В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Живопись | 9 |
2 | Графика | 9 |
3 | Скульптура | 4 |
4 | Аппликация | 4 |
5 | Бумажная пластика | 3 |
6 | Работа с природным материалом | 3 |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 |
Итого | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически | Форма организации деятельности обучающихся | Планируемые результаты | |
1 | Живопись | 1. | Цветовой круг. | 1 | Беседа. Презентация. Практикум. | Личностные. Понимание, на начальном этапе, особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы «Осенний пейзаж» под руководством преподавателя. Предметные. Знание одного из видов изобразительной деятельности – живопись. Метапредметные. Овладение, на начальном этапе, умением сравнивать, анализировать, выделять главное. | ||
2. | Получение живописного пятна. | 1 | Творческая мастерская. | |||||
3. | Изображение растений. | 1 | Экскурсия. Практикум. | |||||
4. | Изображение трав. | 1 | Беседа. Презентация. Практикум. | |||||
5. 6. 7. | Изображение сказочных животных. | 3 | Игра-путешествие. Презентация. Практикум. | |||||
8. 9. | Изображение пейзажа. | 2 | Экскурсия. Практикум. Участие в фестивале «В семье единой» | |||||
2 | Графика | 10. | Выразительность линии | 1 | Игра. Практикум. | Личностные. Сформированность эстетических потребностей- потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности. (Начальный этап) Предметные. Знание одного из видов изобразительной деятельности – графика. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира. Метапредметные. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий под руководством преподавателя. | ||
11. | Создание тонового пятна в графике. | 1 | Презентация. Практикум. | |||||
12. | Изображение трав. | 1 | Презентация. Творческая мастерская. | |||||
13. | Изображение веток. | 1 | Презентация. Творческая мастерская | |||||
14. | Изображение деревьев. | 1 | Экскурсия. Практикум. | |||||
15. 16. | Изображение насекомых. | 2 | Презентация. Практикум. | |||||
17. 18. | Изображение фруктов. | 2 | Презентация. Практикум. | |||||
3 | Скульптура | 19. | Лепка из пластилина овощей. | 1 | Творческая мастерская. Аукцион. | Личностные. Начальный этап сформированности эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Предметные. Овладение навыками лепки из пластилина на начальном этапе. Метапредметные. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий под руководством преподавателя. | ||
20. | Лепка фруктов. | 1 | Беседа. Практикум. | |||||
21. | Лепка птиц. | 1 | Презентация. Практикум. | |||||
22. | Лепка животных. | 1 | Просмотр мультфильма. Практикум. Участие в Фестивале успеха. | |||||
4 | Аппликация | 23. | Аппликация из засушенных листьев. | 1 | Игра – путешествие. Практикум. | Личностные. Начальный этап сформированности эстетических потребностей – потребность в творческом отношении к окружающему миру. Предметные. Овладение навыками изображения средствами аппликации. Метапредметные. Умение планировать и находить варианты решения различных художественно-творческих задач под руководством преподавателя. | ||
24. | Обрезная аппликация. | 1 | Беседа. Практикум. | |||||
25. | Обрывная аппликация. | 1 | Презентация. Практикум. | |||||
26. | Аппликация на ткани. | 1 | Презентация. Практикум. | |||||
5 | Бумажная пластика | 27. | Трансформация плоского листа бумаги. | 1 | Беседа. Практикум. | Личностные. Начальный этап сформированности эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Предметные. Начальное овладение навыками моделирования из бумаги. Метапредметные. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение самостоятельно организовать место занятий. | ||
28. | Изготовление фонариков. | 1 | Презентация. Практикум. Конкурс. | |||||
29. | Изготовление светофора. | 1 | Диспут. Практикум. | |||||
6 | Работа с природными материалами | 30. 31. | Изображение уголка природы. Лес. | 2 | Экскурсия. Творческая мастерская. | Личностные. Сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с природой, потребность в творческом отношении к окружающему миру. Предметные. Овладение навыками работы с природным материалом на начальном этапе. Метапредметные. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение самостоятельно организовать место занятий. | ||
32. | Изображение уголка природы. Аквариум с рыбками. | 1 | Презентация. Творческая мастерская. | |||||
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 33. | Выставка детских работ | 1 | Участие в выставке «Наше творчество» | Личностные. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы других. Метапредметные. Осознанное стремле-ние к достижению более высоких творческих результатов. |
ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование кабинета: ученические столы и стулья, доска, компьютер, проектор.
Материалы и оборудование для обучающегося: альбом; краски художественные (гуашевые или акварельные); кисти круглые (белка, пони) №1,2,3; карандаши простые (М, ТМ), ластик; стаканчики для воды; палитры пластиковые; клей (карандаш, ПВА); цветная бумага, цветной и белый картон; ножницы; пластилин, коврик для лепки, стек; кусочки ткани; природный материал (семена растений, засушенные листья, цветы, ракушки).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа (модифицированная) по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (УМК "Перстективная начальная школа")...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный художник".
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" для 2 класса
Рабочая программа составлена для учащихся 2 класса, содержит все разделы, соответствующие ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный художник» для обучающихся 1 класса. НАПРАВЛЕННОСТЬ – художественное творчество. ПРОГРАММА ОРИЕНТИРОВАНА НА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа (адаптированная)Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 7 – 10 лет....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" 1 класс
В программе представлена пояснительная записка и тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа: создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», автор Е. И. Коротеева, примерные програм...