Развитие речи младших школьников с ОВЗ с использованием сказок
статья на тему

Нарушения речи у младших школьников с особыми возможностями здоровья является очень распространёнными, и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие школьника, а также эфективность его обучения. Целенаправленное устранение этих нарушений способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы и социальной адаптации учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи младших школьников с ОВЗ

с использованием сказок


Нарушения речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья является очень распространенными, и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие школьника, а так же эффективность его обучения. Целенаправленное устранение этих нарушений способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы и социальной адаптации учащихся.

На речевом развитии школьника отрицательно сказывается его интеллектуальная недостаточность. Это крайне низкий уровень интересов, бедный словарь, непонимание своих недостатков. Расстройство речи наблюдается на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Ребёнка ничто не интересует, заниматься он не хочет, с трудом включается в работу, быстро устаёт и к концу занятия ничего не помнит. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое понимание речи.

Обучающимся  с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции  и социализации в обществе. Поэтому образовательная система коррекционной школы ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающихся  положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса (создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности  и положительная мотивация), создание условий для осмысленных действий учащихся, поощрение инициативы и самостоятельности.  Для усвоения материала и повышения положительной мотивации можно использовать занятия, построенные с использованием сказок.

Знакомые и понятные учащимся тексты сказок обыгрываются на уроках чтения и позволяют сделать занятия интересными, познавательными, занимательными и весёлыми. С помощью сказок школьникам с ограниченными возможностями здоровья даются представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром.

На урок может "прийти" сказочный герой, выполнять задания вместе с обучающимися, проверять, задавать задания и т.д. Вариантов использования сказок множество. Использование данного метода даёт возможность ребёнку проявить себя как личность, способствует социокультурному самоопределению, успешной социализации. Сказкотерапия  в начале урока для привлечения внимания, в середине – для того, чтобы сменить вид деятельности и заинтересовать учащихся, и в конце урока – для закрепления пройденного материала.

Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка. Сопереживая, он интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так, что ребёнок сам понимает что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев он может сверять и свои собственные поступки. Кроме того сказки развивают воображение, учат фантазировать. А ведь детские фантазии - необходимое условие полноценного развития личности ребёнка.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Она вызывает у детей потребность в эмоциональном общении. Сказка  помогает ученикам узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Для того чтобы наиболее полно выразить свою мысль ребёнок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая единица предложения.

Работу над словом нужно сочетать с развитием образного мышления зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти. В результате работы над словом, у учащихся расширилось понимание значения слова, его смысла применительно к определённой ситуации и сформировались на этой основе более прочные связи между образами. У детей расширяется объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений. Отмечается у большинства учащихся понимания обобщающего значения слов, представления о многозначности слов, слов – синонимов, антонимов. За счет использования сказок активный словарь речи учащихся пополняется прилагательными, наречиями, предлогами.

Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие, признак предмета, мы готовим платформу для последующей работы над предложением.

Описание сказки детьми с интеллектуальной недостаточностью начинается с простых, нераспространенных предложений. Поэтому вся работа уже направлена на распространение и грамматическое оформление предложения.

Дети узнают о второстепенных членах (дополнение, определение, обстоятельство). Вводя эти понятия, мы не называем их и знакомим ребят с предлогами. Здесь мы используем слова в единственном и множественном числах.

Распространение предложений даёт возможность говорить о согласовании слов в предложениях. Здесь мы уже можем говорить о согласовании слов в роде, числе и падеже.

Особое место в это время занимает работа над предлогами. Ученики, страдающие нарушениями речи, в большинстве своём не осознают смысловую значимость предлогов.

Работу по формированию умения чётко и понятно излагать свои мысли мы начинаем с пересказа, с опорой на вопросы, предметные картинки, данные в последовательности рассказа. Позднее учимся определять части в рассказе, составлять краткий план пересказа и по нему рассказывать близко к тексту, развивая у детей фантазию, творческое мышление включаем пересказ отдельных фрагментов (начало, середина, чем закончилось событие) рассказа. Очень трудно даётся детям передать содержание последовательно. Они пересказывают с конца на начало, выпускают многие факты, не находят слов для описания того или иного события. Затрудняются выбрать из рассказа самое главное. Гораздо лучше получается пересказ собственных переживаний и наблюдений. Но и здесь необходима словарная работа, вопросы помогающие ученику сосредоточиться, восстановить в памяти событие, о котором он хочет рассказать. Часто после прочитанного рассказа ребята рисуют свои впечатления.

К сказкам подбираются картинки, и повторяется пересказ по картинкам. Можно спутать места положения картинок, тогда ребёнок должен сам определить последовательность событий и расположение картинок.

Ребята любят составлять рассказы по картинкам. Рассматривают, называют героев или происходящее на картинке, составляют план, а по плану рассказ. Часто сами придумывают название.

Более длинный рассказ можно разделить на части и рассказывать по частям. Но это уже чаще происходит в старших классах.

Использование сказок – это, прежде всего создание атмосферы для эмоционального общения между учителем и детьми. Через процесс общения школьники учатся понимать себя, реализовывать свои возможности. Следовательно,  общение – важнейший фактор в формировании речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность усвоения детьми материала зависит от количества занятий, правильности их построения, умелого сочетания упражнений и заданий, проводимых на уроке.

Литература

  1. Гурьева Н.А. Серия «Учимся по сказке». – СПб. Паритет, 2006.
  2. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург. Речь 2004.
  3. Введение в психологию сказки. Школьный психолог №12 2001
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной.  Изд. центр «Академия»,1997.
  5. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей. – СПб., Союз, 2004.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Устное народное творчество как средство развития речи младших школьников с патологией речи

Реализация логопедической работы в направлении развития монологиеской и диалогической речи младших школьников с патологией речи средствами устного народного творчества позволяет этим детям учить...

Презентация к мастер-классу «Использование приёмов мнемотехники для развития речи младших школьников»

Презентация к мастер-классу «Использование приёмов  мнемотехники  для развития речи младших школьников»....