Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС "Забота" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа «Забота» составлена на основе курса «Растём здоровыми и сильными». Система Л.В. Занкова, авторы Н.Я. Дмитриева, К.А.Семёнова.
Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живёт. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zabota.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №1
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор
__________/О.Н. Баранова/ _________/А.Ю.Замятина/ _________/Е.П.Гуйван/
«_____»2015г. «______» 2015г. «______» 2015г.
Рабочая программа по курсу «Забота»
4 «Б» класс
Программа «Забота» составлена на основе курса «Растём здоровыми и сильными».
Система Л.В. Занкова, авторы Н.Я. Дмитриева, К.А.Семёнова.
Составитель программы:
Т.В. Молочева, ВКК
г. Комсомольск-на-Амуре
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка.
Программа «Забота» составлена на основе курса «Растём здоровыми и сильными». Система Л.В. Занкова, авторы Н.Я. Дмитриева, К.А.Семёнова.
Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живёт. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?
По мнению учёных, среди факторов, обусловливающих здоровье, 20-25% всех воздействий приходится на долю экологических условий, 20% составляют наследственные факторы, 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором (его влияние составляет до 50-55%) является образ жизни человека. Поэтому так важно с детских лет сформировать у ребёнка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своём здоровье и его сохранении.
Общая характеристика программы.
Программа может реализовываться в любой группе учащихся и не требует специальной предварительной подготовки. Включает два раздела «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья». В процессе изучения первого раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации. Учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем – своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за образ жизни.
Содержание второго раздела («Законы здоровья») нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На внеклассных занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное – практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.
Предлагаемая программа выполняет не только просветительскую , воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников. Многие дети уже должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить дорогу, знать, как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях. Выполнение домашних заданий бывает связано с использованием современных технических средств, в первую очередь компьютера, что требует знания и соблюдения определённых санитарно-гигиенических требований.
В целом программа интересна и занимательна, она позволяет обратить внимание ребёнка на здоровье , научит его заботиться о своём организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.
Содержание программы 4 класс
Бесценный дар природы. Что такое здоровье?
Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять своё здоровье, заботиться о нём, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.
Факторы которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.
Знаешь ли ты себя?
Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента.
Как мы познаём мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг – командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.
Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воли ( общее представление). Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти и внимания.
Красивое и сильное тело.
Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей.
Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.
Режим дня. Зачем школьнику режим.
«Биологические часы» . Необходимость придерживаться чёткого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна. Помещения для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки» Полезные и вредные привычки.
Доброе утро! Спокойной ночи!
Различные предложения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развитие ловкости и координации, быстроты и выносливости – в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка. Гигиена сна, подготовка ко сну.
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!
Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Русская баня. Сауна.
…И зубной порошок!
Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес.
Кожа - зеркало здоровья.
Самый большой орган – кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая причёска тебе к лицу?»
Дышим полной грудью.
Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объёма лёгких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика.
Какой должна быть пища.
Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин).
Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности.
По ту сторону микроскопа.
Целый мир в одной капле воды (практическая работа с микроскопом) Мир вирусов и бактерий. Грибки. Плесень. Антибактериальные средства и биологически активные добавки.
Берегите сердце.
Сердцебиение. Пульс: измерение пульса. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение: аорта, артерии, вены, капилляры. Группа крови. Донары. Первая помощь при кровотечении из носа. Рассматривание капли крови под микроскопом. Что можно узнать по клиническому анализу крови.
Наши незаменимые помощники.
Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.
Чище, краше, лучше!
Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному материалу.
Держи голову в холоде…. А ноги в тепле.
Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии. Как уберечься от «вредных невидимок» Коварная простуда. Что нужно знать о гриппе.
Наш защитник иммунитет.
Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи».
Айболит спешит на помощь.
Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы. Вывихи. Последствия от травм. Кровотечения: носовое кровотечение. Отравления: причины и лечение. Солнечный удар, тепловой удар. Аллергия.
Вот, ребята, йод и вата!..
Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях.
Силачи и Геркулесы.
Рост и взросление. Акселерация. Спорт и олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объём бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
Личностные универсальные учебные действия
У обучаещегося будут сформированы:
-общее представление о здоровье человека как об одном из основополагающих ценностей человеческой жизни;
-установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;
-способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;
-чувство гордости отечественными спортивными достижениями;
-чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;
- основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы;
-уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово-игровой деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;
- начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места;
- принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;
- осуществлять контроль за правилами выполнения оздоровительных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;
- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнёров по команде;
- отстаивать своё мнение, формулируя собственную позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
- осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических и психических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
- учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях.
Учебно-методическое и материально-техническое обучение курса.
Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2009год.
Товпинец И. П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классе. Самара: Корпорация «Фёдоров» Издательство «Учебная литература», 2007 год.
Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. Самара: Корпорация «Фёдоров» Издательство «Учебная литература», 2003 год.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010 год.
Тематическое планирование курса «Забота»
Дата занятия | № занятия | Тема занятия. | Возможные виды деятельности. |
08.09 15.09 | 1,2 | Бесценный дар природы. Что такое здоровье? Создание словаря пословиц, поговорок, изречений о здоровье и возможностях человека | Коллективное творческое дело. |
22.09 | 3 | Знаешь ли ты себя? | Беседа; упражнения для укрепления памяти, внимания, мышления;. |
29.09 | 4 | Практическое занятие. Определение типа темперамента. | Задания на определение типа темперамента |
06.10 | 5 | Чудо человеческого тела. | Работа в группе: по формированию правил сохранения хорошей осанки. |
13.10 20.10 | 6, 7 | Укрепление и тренировка мышц. Практическое занятие. Разработка комплекса упражнений. | Разработка комплекса упражнений, формирующих осанку, укрепление и тренировка мышц. Подвижные игры. |
10.11 | 8 | Режим дня. Составление распорядка дня. | Обсуждение «Учение + увлечение» ; работа в группе: составление индивидуальной тетради- памяти «Мой распорядок дня» |
17.11 | 9 | Доброе утро! Подбор комплекса упражнений утренней гимнастики с учётом индивидуальных потребностей | Подбор комплекса упражнений утренней гимнастики с учётом индивидуальных потребностей и правил её выполнения. |
24.11 | 10 | Спокойной ночи! | Подвижные игры; творческое задание: сочинение песенки о трудолюбии или об отдыхе. |
01.12 | 11 | Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! | Беседа. КТД: конкурс плакатов на тему занятия. |
08.12 | 12 | …и зубной порошок! Правила гигиены. | Беседа с врачом стоматологом: обсуждение правил гигиены. |
15.12 | 13 | Кожа- зеркало здоровья. | Исследование своего организма, лабораторная работа. Подвижные игры. |
22.12 | 14 | Дышим полной грудью. Дыхательные упражнения. | Беседа, подвижные игры, дыхательные упражнения. Измерение объёма лёгких. |
12.01 | 15 | По ту сторону микроскопа. | Беседа, лабораторная работа. |
19.01 | 16 | Берегите сердце. Работа с микроскопом. | Беседа: измерение пульса, исследование измерения пульса; рассматривание капли крови через микроскоп; подвижные игры. |
26.01 | 17 | Наши незаменимые помощники. | Беседа, разработка упражнений для тренировки глазных мышц. Диагностика зрения. |
02.02 09.02 | 18, 19 | Чище, краше, лучше! Игры, которые развивают силу , выносливость. | Игры, которые развивают силу , выносливость. Спартакиада. Викторина (история открытий в медицине). |
16.02 | 20 | Возможности, которые даёт компьютер и интернет. | Обсуждение, правил безопасности работы на компьютере; зрение; поза; расположение монитора. Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. |
24.02 | 21 | Какой должна быть наша пища. | Доклады детей о здоровом питании, экскурсия в школьную столовую. |
01.03 | 22 | Что необходимо знать о витаминах. | Составление меню (завтрак, обед, ужин). |
09.03 | 23 | Особенности питания людей разных национальностей. | Беседа, обсуждение. |
15.03 | 24 | «О лекарствах в твоей тарелке». | Урок-конференция «Что мы едим» |
22.03 | 25 | Всё о фастфудах. | Сообщения учащихся. |
05.04 | 26 | Держи голову в холоде… а ноги в тепле. | Беседа, работа в группе: измерение температуры тела, приготовление компресса. |
12.04 | 27 | Наш защитник иммунитет | Беседа. Экскурсия в медицинский кабинет. |
19.04 | 28 | Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация. | Исследовательская деятельность по плану педагога. |
26.04 | 29 | Айболит спешит на помощь. | Беседа, работа в группе: имитационно-игровые ситуации. |
03.05 | 30 | Подготовка к походу. Разработка маршрута. | Занятие-игра «Собираемся в поход»; |
10.05 | 31 | Групповой выезд на природу. Правила безопасности в походе. | Групповой выезд на природу. |
17.05 | 32 | «Путевой журнал» | Оформление стенгазеты «Путевой журнал» |
24.05 | 33 | Школа светофорных наук. Велосипед на улицах города. | Практическое занятие. Прогулка на велосипедах. |
26.05 | 34 | Правила поведения на воде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...