Мастер – класс «Интеллектуальная витаминизация»
учебно-методический материал на тему

Никитина Людмила Владимировна

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с системой интеллектуально-развивающих занятий курса внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки»

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий

Задачи:

·        познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

·        раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

·        показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_nikitina_l.v.docx219.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Интеллектуальная витаминизация»

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов 1 квалификационной категории Никитина Людмила Владимировна.

Место работы: МОУ  СОШ №4  «Центр образования»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с системой интеллектуально-развивающих занятий курса внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки»

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки,.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании познавательных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности с помощью курса «Интеллектуальные витаминки»;

педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.


Этап мастер-класса

Деятельность мастера

Демонстрационный материал

Подготовительно-организационный: 

приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

кратко характеризуются основные идеи технологии;

описываются достижения в работе;

доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

Представление системы учебных занятий:

описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов.

О том, что витамины полезны, знает каждый современный человек. А вот, какой витамин за что «отвечает»?


  • витамин 
    А – очень важен для зрения и кожи,

  • витамин 
    В – способствует хорошей работе сердца,

  • витамин 
    С – укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,

  • витамин 
    Д – делает наши руки и ноги крепкими.

Витамины – это такие полезные вещества, которые есть во всех овощах и фруктах. Чтобы хорошо себя чувствовать, быть здоровым и бодрым, человеку каждый день необходимо кушать и овощи, и фрукты.

Интеллектуальное развитие ребенка, конечно, волнует мам и пап не меньше, чем физическое. А чтобы память и концентрация не подводили, необходимо обеспечить потребность организма в соответствующих витаминах

Сегодня мы попробуем  интеллектуальные витаминки, которые получают дети в школе благодаря курсу внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»

Создана Рабочая программа «Развитие познавательных способностей» составленная на основании «Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии № 76», программы курса по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки» (авт. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Центр Развития Молодёжи г. Екатеринбург)

Цель курса:

Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Задачи

 Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.

 Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.

 Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Общая характеристика курса

Курс внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 класса. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.).. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности.

Курс «Интеллектуальные витаминки» включает в себя комплексное использование двух инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:

 Пособие «Интеллектуальные витаминки»

 БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);

Цель - оценка уровня сформированности познаватель ных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.

Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». По окончании конкурса учителю предоставляется готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.

Интеллектуальные витаминки 1 классИнтеллектуальные витаминки 2 класс

Интеллектуальные витаминки 3 классИнтеллектуальные витаминки, 4 класс

Демонстрирую

Выдаю участникам

 

Проведение имитационной игры:

учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

слушатели одновременно играют две роли: учащихся  и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Предлагаю вам принять витаминки, объединившись в мини группы.

Удалось справиться с заданиями?

Одинаковые ли витаминки вы получали?

Обратите внимание, что ваши коллеги в группах получили другие витаминки.

По своей структуре витаминки делятся на ОБЫЧНЫЕ, СУПЕРВИТАМИНКИ, КОНТРОЛЬНЫЕ (или мониторинговые), МОНОВИТАМИНКИ.

ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия в 1-2 классе и первые 17 «витаминок» в 3 классе.

-Какова цель этого вида витаминок?

Основная цель – формирование познавательных УУД. Методы работы с данными витаминками: проблемно-поисковый, наглядно-образный, практический, частично-поисковый.

СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками».

Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.

Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий (http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop). гиперссылка

КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. Занятие строится в форме самостоятельной работы.

Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» 

Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.

МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками». Основная цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии.

………………………………………

Раздаются  4 странички с заданиями в каждую секцию

.

раздаётся образец таблицы XL

 

Рефлексия:

проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Как вы думаете, какую очень важную задачу решаем мы ещё, используя данный дидактический материал?

Что требуется от учащегося при выполнении данной работы?

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?

Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?

Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываются в задание

 Содержание учебников требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.

Предлагаю заполнить облако тегов(1-2 по желанию)

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе " Интеллектуальный марафон"

Родительское собрание рекомендовано для проведения в 4 классе...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. 1 класс Интеллектуальная игра "Самый умный"

Данное мероприятие проводится  в 1 классе по темам уроков, изученных по окружающему миру. Автор А.А.Плешаков  УМК "Школа России"...

Внеклассное мероприятие для 1 класса. Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Внеклассное мероприятие. Прощание с первым классом. Интеллектуальная игра "Умники и умницы"...

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."

Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"...

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"

Презентация. Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка...

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"

Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка на примере ...