Роль игровых технологий в формировании УУД в начальной школе
статья на тему
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igrovyh_tehnologiy_v_formirovanii_uud_v_nachalnoy_shkole.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме самообразования
«Роль игровых технологий в формировании УУД в начальной школе»
«Без игры нет и не может быть
Полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
Пытливости и любознательности»
В. А.Сухомлинский
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные особенности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т. е. применением педагогической технологии.
Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся.
Прежде всего это:
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.
В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.
Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.
Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.
Использование дидактических игр на уроках различных типов.
Тип урока. | Дидактические игры. | Назначение игры | Реализация диф. подхода |
Изучение нового материала. | Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей | Усвоение новых понятий и способов | Распределение ролей |
Закрепление изученного материала | Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование. | Выработка умений и навыков, применение их на практике. | Содержание заданий |
Обобщение изученного материала | Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности | Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности. | Распределение ролей и содержание заданий |
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, творчество ребёнка не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю. П. Азарова и О. С. Газман. На мой взгляд, игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.
В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие образовательные и воспитательные цели решают.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получаем ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры.
В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка.… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжение внимания, памяти.
С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.
Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.
Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:
Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».
Также игры включаю и в физминутки. Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету.
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:
Дидактические игры с движениями. Например, на уроках природоведения можно использовать игры «Найди дерево по описанию»,«Вершки и корешки» (с использованием наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Двигательные действия и задания. Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.
Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон», «Запомни движения и повтори».
Креативные (творческие) физкультминутки:
Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегли, скакалка и т п.
Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям).
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
- помогает снять чувство усталости;
- раскрывает способности детей, их индивидуальность;
- усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.
Игры-драматизации
Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.
Работа с тренажерами
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
- во время устного счета (на уроках математики);
- при закреплении нового материала;
- при поведении самостоятельной, проверочной работы;
- при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются карточки с примерами или словарными словами, через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает карточки с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Ребятам очень нравится работать с такими тренажерами. После нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2)доступность для учащихся данного возраста;
3)умеренность в использовании игр на уроках.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"
Доклад на тему "Внедрение игровых технологий, используемых на уроках в начальной школе"...
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...
Презентация «Применение игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода»
Презентация создана для учителей начальных классов, методистов, заместителей директора...
Использование игровых технологий в процессе обучения в начальной школе
Разновидности игровых технологий...
Роль игровых технологий в формировании УУД в начальной школе.
В статье рассказываются о роли игровой технологии в обучении и воспитании детей....
Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.
Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....
Доклад по теме: "Роль игровых технологий в формировании УУД в начальной школе".
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения получе...