Доклад на ШМО
учебно-методический материал на тему

Абдирахманова Миляуша Аруновна

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ» Пестречинского

 муниципального района Республики Татарстан

ДОКЛАД

на ШМО учителей начальных классов

тема:

«Здоровьесберегающие технологии  в воспитательной работе

в начальных классов»

Подготовила                        Абдирахманова М.А.– учитель начальных классов

2014 г.

Воспитание всесторонне развитой личности на основе патриотического, нравственного, эстетического воспитания, развитие коммуникативных способностей учащихся, логики мышления, основываясь на современных уровнях здоровьесберегающих и информационно-вычислительных технологий – основная задача методического объединения классных руководителей.

И в качестве объединяющей общей цели – делать все возможное для дальнейшего совершенствования воспитания подрастающего поколения здоровым, сильным, культурным, образованным.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;
3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным;
5. учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции;
6. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности;
7. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;
8. рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;
9. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;
10. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий;
11. комплексная система закаливания детей.
Здоровье ребёнка отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. На решение задач по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников направлены городские программы «Образование и здоровье» и «Здоровье детей».

Реализация данных программ полным ходом идёт в нашей школе. Ещё до поступления в школу раннего развития введена психологическая диагностика, с целью выявления психологической готовности ребёнка к школе, некоторым рекомендуют повременить и более серьёзно подготовиться к школе.
В первом классе адаптационный период идёт практически две четверти. Количество  обучающихся в классе не превышает вместимости коррекционного учреждения.

Первые две недели в первом классе проводится по три урока, а на протяжении первой и второй четверти уроки проводятся по 35 минут, далее идёт динамическая пауза, которая продолжается уроком на природе. Проводится не более 4 уроков в день. Основные уроки проводятся на 2-3х уроках. В первом классе – безоценочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок. Постоянно контролируется посадка детей, обращается внимание на положение ног и спины, относительно стула, головы и рук относительно парты.

Обязательно 2-3 раза за любой урок проводятся физкультминутки. Особое внимание уделяется физкультминуткам на уроках письма, делаются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно.
Первые две четверти в 1 классе не задаётся домашних заданий. Оценки не ставятся на протяжении всего обучения в 1 классе. Так же существуют недельные каникулы в середине 3 четверти, чтобы дети смогли отдохнуть и не перенапрягаться. К тому же в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки.
В школе работает психолог, который помимо первичной диагностики учащихся, проводит индивидуальные и совместные занятия и тренинги для расслабления и снятия усталости после учебного дня.

В начальной школе часто проходят лекции медиков по профилактике различных заболеваний и в частности, как правильно ухаживать за зубами, выдаются брошюры с наклейками, и даже каждый ребёнок в подарок получает зубную пасту.
В каждом классе имеется люстра Чижевского и фонтан для увлажнения воздуха. Постоянно проводятся классные часы и беседы о здоровом образе жизни, подвижные игры на переменах. Спортивный час проводится также в группе продлённого дня, помимо обязательной прогулки на свежем воздухе, независимо от времени года. Довольно часто в школе проводятся дни здоровья, где проводятся спортивные командные соревнования. Уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на улице. С большим удовольствием ребята посещают спортивные секции, танцевальный кружок.

Проведённое анкетирование среди родителей начальных классов показало следующие результаты – на вопрос: Какие качества дети приобрели, посещая данные спортивные кружки?
1. дисциплинированность;
2. общительность;
3. музыкальность;
4. пластичность;
5. целеустремлённость;
6. решительность.

Подводя итог анкетированию, можно сказать, что спортивные кружки играют огромную роль в развитие организма и характера ребёнка, снимая степень стрессовости и нервно-психологической нагрузки. Эти условия обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в педагогическом процессе, с учётом его возрастных и психических возможностей и уровня развития здоровья.
В плане профилактики в школе полным ходом работает  физиотерапевтический кабинет. Осмотры делает и зубной врач, который сразу залечивает больные зубы.
Правильно организованное и сбалансированное питание имеет не маловажную роль в здоровом образе жизни ребёнка. Ученики питаются 2 раза в день. В обязательный рацион входят: фрукты, овощи, соки. Дети получают горячие, свежеприготовленные блюда.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Основной целью нашего образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу «Не навреди!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....