Исследовательская_деятельность как_одно_из_условий формирования_УУД_младших школьников
статья по теме
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 24.35 КБ |
issledovatelskaya.docx.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская_деятельность
как_одно_из_условий
формирования_УУД_младших
школьников
учитель_начальных_классов
Бамбурова_Олеся_Васильевна
Современное общество стремительно развивается. Всё более значимым
становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды.
Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока:
личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли);
познавательные(общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)).
Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи.
Одно_из_условий_формирования_УУД_является_исследовательская_деятельность,_как_на_уроках,_так_и_во_внеурочное_время._Она_предусматривает_формирование_и_применение_исследовательских_умений.
Исследовательские умения - это интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.
Можно_выделить_следующие_методы_и_способы
деятельности:
- Поисковый
- Частично_поисковый
- Метод_проектов
- Наблюдение
- Анкетирование
- Опыты_и_эксперименты
- Социальные_опросы_и_анкетирование
- Работа_с_различными_источниками_информации
- Учебный_диалог,_дискуссия
- Доклады
- Коллективное_моделирование_и_составление_схем
- Экскурсии
- Выставки_детских_работ
Формы_организации исследовательской деятельности так_же_могут_быть_различными.
Индивидуальное_исследование
Групповое_исследование
Коллективное_исследование
Эти формы дают возможность формирования и развития коммуникативных
универсальных учебных действий
Основные этапы исследовательской деятельности.
Выделение и постановка проблемы.
Выработка гипотез.
Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
Представление результатов исследовательской деятельности.
Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные.
В результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий.
Для_учителя_очень_важно_оценивание_степени_сформированности_УУД:
умений_и_навыков_исследовательской_деятельности._Любая_степень_достигнутых_результатов_достойна_положительной_оценки._Можно_оценивать
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- степень осмысления использованной информации;
- оригинальность идеи;
- осмысление проблемы и способ ее решения;
- формулирование цели исследования;
- владение рефлексией;
- творческий подход в процессе работы.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достоинства | Недостатки |
|
|
Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьни
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников
С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.
Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб...
Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...
Доклад по теме самообразования «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».
Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.Цель: освоить технологию проектно-исследовательской деятельности школе. Задачи:...
Методический семинар "Исследовательская деятельность- одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших школьников"
Материал представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность - одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших ...
«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...
Методики исследования на тему: "Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников"
quot;Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников" 4 класс...