Исследовательская_деятельность как_одно_из_условий формирования_УУД_младших школьников
статья по теме

Бамбурова Олеся Васильевна

 

Статья

"Исследовательская_деятельность как_одно_из_условий формирования_УУД_младших школьников "
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx24.35 КБ
Office presentation icon issledovatelskaya.docx.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская_деятельность
как_одно_из_условий
формирования_УУД_младших
школьников
 

учитель_начальных_классов

Бамбурова_Олеся_Васильевна

 

Современное общество стремительно развивается. Всё более значимым
становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды. 

Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 

личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); 

регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли); 

познавательные(общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)).

Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи.

Одно_из_условий_формирования_УУД_является_исследовательская_деятельность,_как_на_уроках,_так_и_во_внеурочное_время._Она_предусматривает_формирование_и_применение_исследовательских_умений.

Исследовательские умения - это интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.
Можно_выделить_следующие_
методы_и_способы
деятельности:

  •  Поисковый
  • Частично_поисковый
  • Метод_проектов
  • Наблюдение
  • Анкетирование
  • Опыты_и_эксперименты
  • Социальные_опросы_и_анкетирование
  • Работа_с_различными_источниками_информации
  • Учебный_диалог,_дискуссия
  • Доклады
  • Коллективное_моделирование_и_составление_схем
  • Экскурсии
  • Выставки_детских_работ

Формы_организации исследовательской деятельности так_же_могут_быть_различными.

Индивидуальное_исследование

Групповое_исследование

Коллективное_исследование

Эти формы дают возможность формирования и развития коммуникативных

универсальных учебных действий

Основные этапы исследовательской деятельности.

Выделение и постановка проблемы.
Выработка гипотез.
Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
Представление результатов исследовательской деятельности.


Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как
регулятивные и познавательные.

В результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий.

Для_учителя_очень_важно_оценивание_степени_сформированности_УУД:

умений_и_навыков_исследовательской_деятельности._Любая_степень_достигнутых_результатов_достойна_положительной_оценки._Можно_оценивать

  •      степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;
  •      степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;  
  •      степень осмысления использованной информации;
  •      оригинальность идеи;
  •      осмысление проблемы и способ ее решения;
  •      формулирование цели исследования;
  •      владение рефлексией;
  •      творческий подход в процессе работы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достоинства

Недостатки

  • одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
  • процесс обучения приближен к реальной жизни;
  • развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
  • воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).
  • сложность соблюдения временных рамок;
  • сложность точного планирования хода урока.

Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьни


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как один из способов развития ключевых компетенций младших школьников

С большим увлечением ребенком выполняется только та, деятельность, которая выбрана рим свободно. Активное участие ребят в разработке общеественно значимых проектов дает им возможность осваивать новые ...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.

Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб...

Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

Доклад по теме самообразования «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Исследовательская деятельность  как одно из условий формирования УУД младших школьников.Цель: освоить технологию проектно-исследовательской деятельности школе.    Задачи:...

Методический семинар "Исследовательская деятельность- одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших школьников"

Материал  представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность - одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших ...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...

Методики исследования на тему: "Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников"

quot;Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников" 4 класс...