О коррекционной роли использования наглядности…
статья на тему
Использование наглядных средсв обучения на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_korrektsionnoy_roli_ispolzovaniya_naglyadnosti.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
О коррекционной роли использования наглядности…
Для понимания учебного материала огромную роль играют образы реальной действительности, возникающие в сознании воспитанников в процессе получения информации.
Исключительно важным для дидактики специальных (коррекционных) учреждений является проблема использования наглядности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Как средство формирования у детей конкретных представлений, лежащих в основе понимания действительности, наглядность незаменима
В системе специального образования значительную роль играет достаточный уровень восприятия обучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционного образовательного процесса. Решая вопрос о средствах обучения, педагог должен исходить из содержания материала, наличия у учащихся необходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.
Учителю следует применять такие методы, приёмы и средства обучения, которые, помогая более точному усвоению знаний и формированию действий, вместе с тем способствовали бы развитию учащихся специальной школы.
Одним из средств достижения этих целей является наглядность. Целесообразность её использования в учебном процессе подчёркивали такие учёные, как П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Салмина, Н.Ф. Талызина и др.
К наглядным средствам относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия с помощью которых раскрывается сущность воспринятого детьми.
Наглядность обогащает круг представлений воспитанников, способствует организации их внимания, содействует развитию речи, мышления, наблюдательности, придает материалу большую доступность, эмоциональность, обеспечивает его запоминание, развивает творческое воображение, оказывает эстетическое и этическое воздействие на детей. По классификации средства наглядности делятся:
В современных условиях научно-технического прогресса открываются широкие возможности для использования в целях наглядности разнообразных технических средств и приспособлений:
- экранные (кинофильмы, мульимедийные презентации);
- звуковые (грам- и магнитофонные записи);
- аудиовизуальные (кино и телевидение).
При правильном использовании кино и телевидение могут заменить многие наглядные пособия – картины, рисунки, действующие модели, механизмы, фотодокументы.
В специальных (коррекционных) учреждениях к данным видам наглядных средств предъявляются повышенные требования. Изображения должны быть четкими, красочными, целенаправленно отражать предметы и их свойства, т.е. соответствовать задачам одного или нескольких занятий.
Еще Л.С. Выготский отмечал, что тенденция к действию у ребенка с ограниченными возможностями здоровья обнаруживается только в наглядной ситуации, когда материал лежит перед глазами. Особенно важно это помнить на занятиях по развитию речи, поскольку обычно методика их проведения не всегда способствует речевой активности школьников из-за преобладания вербальных средств в подаче материала.
Это позволило сделать вывод, что от уровня сформированности речевой деятельности воспитанников зависит успешность усвоения ими всего программного материала, а также последующая социальная адаптация и готовность к школьному обучению в старших классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учебного предмета в профессиональном самоопределении воспитанников специальной ( коррекционной) школы
В данном сборнике предлагаются основы формирования профессионального самоопределения детей, подростков, возрастных и психологических особенностей различных возрастных гр...
Роль учебного предмета в профессиональном самоопределении воспитанников специальной ( коррекционной) школы
В данном сборнике предлагаются основы формирования профессионального самоопределения детей, подростков, возрастных и психологических особенностей различных возрастных гр...
« Организация коррекционно-развивающей работы и её роль в усвоении учащимися 1 «г» класса программного материала»
Коррекционная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференци...
Доклад "Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся"
Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся...
Доклад на курсах повышения квалификации "Роль трудового обучения и восптания в коррекционной щколе как составная часть в формировании социально-адаптированной личности"
трудовое воспитание...
О значимости логопедических занятий и роли родителей в коррекционном процессе
О значимости логопедических занятий ...
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИХ КОРРЕКЦИОННАЯ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В статье представлен опыт воспитательной работы с детьми коррекционной школы-интерната VIII вида, позволяющий рассмотреть игры как средство комплексного развития детей с ОВЗ. Игры позволяют воздейство...