Доклад на курсах повышения квалификации "Роль трудового обучения и восптания в коррекционной щколе как составная часть в формировании социально-адаптированной личности"
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) школа уделяет большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся воспитанников к трудовой деятельности, она имеет свои специфические задачи.
Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Эта задача находиться в тесной связи с другой, не менее важной задачей – обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений.
Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в школе - интернате. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Педагоги стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство в группе, столовой; уборка спален и других помещений школы-интерната; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы – формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.
Дети с интеллектуальным недоразвитием в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретённые в школе знания. Сообщённые в школе знания и сведения превращаются у детей с интеллектуальной недоразвитием в мёртвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности.
Как указывает Воронкова В.В. (1994) для подготовки воспитанников к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их обще-трудовых умений.
Обучение в коррекционной школе должно быть первым, а послешкольное – вторым
этапом трудовой подготовки детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. На пер-
вом этапе работы с ними, продумывая на каждом этапе элементы ее организации и содер-
жание обучения, я как раз и стремлюсь заложить у своих воспитанников основу профес-
сиональных возможностей, что и должно в дальнейшем определить направление их тру-
дового пути.
Наши воспитанники нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с
самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям
социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда
требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факто-
ров, способствующих развитию ребенка, работа учителя трудового обучения, нацелена не
только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на
подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окру-
жении.
В специальной (коррекционной) школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности, которая может протекать в процессе учебной деятельности на уроках труда и во внеурочной деятельности.
- Сельскохозяйственный труд. На территории школы имеется земля, на которой расположен огород и цветники. В весенний - осенний период каждодневный труд на пришкольном участке помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, дети видят результаты своего труда. Воспитанники, овладевающие большим количеством приёмов труда, могу лучше спланировать работу по сравнению с теми, которые не имеют такого запаса приёмов. Таким образом, овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей с ограниченными возможностями здоровья, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности. За каждой группой закреплён собственный объект работ: уборка школьной территории, уход за огородными культурами, разбивка цветников, изготовление декоративной изгороди и т.д.
- Столярное дело позволяет научить ребят практическим навыкам работы с современными отделочными материалами. На занятиях столярного дела, под чутким руководством педагога, воспитанники знакомятся с разметкой деталей, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Кроме того, ребята учатся работать на токарном станке по дереву, сверлильном, токарно-винторезном, фуговальном станках. Учатся применять лаки, краски, красители. Овладевают приёмами и способами ремонта мебели.
-Швейное дело позволяет воспитанницам усваивать необходимые в быту и посильной индивидуальной деятельности знания и умения по швейному делу. На занятиях девочки учатся шить, овладевают навыками ремонта одежды. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту. Как правило, педагоги, совместно с детьми выполняют социальный заказ школы по изготовлению необходимых изделий: повязок для дежурных, полотенец, фартуков. Вместе с тем, изучаемый материал, может служить базой для последующего овладения профессиями швейного производства в быту.
На своих уроках я уделяю большое внимание осознанному выбору профессии. Это-
му помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организо-
ванному на уроках практического повторения, когда девочки выполняют заказы школы по
изготовлению необходимых изделий. Организация производительного труда, доступного
школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция учащихся средствами
швейного дела, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качествен-
ных и скоростных показателей. В процессе обучения девочек швейному делу они выпол-
няют привычные действия, в результате чего формируется трудовой стереотип, что в бу-
дущем облегчит процесс адаптации учащихся к трудовой деятельности. Эффективная
профессиональная трудовая деятельность является ядром социально-нормативного пове-
дения и решает такие задачи, как, например:
- формирование интеллектуальных умений в труде;
- становление личности ученика в процессе трудового обучения по выбранному
профилю;
- обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту.
В нашей школе при работе с детьми применяются различные формы трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.
Одной из форм внеклассной работы, способствующей практическому расширению
опыта воспитанников, является кружковая работа. На протяжении многих лет я веду кру-
жок «Лоскуток». Его посещают разновозрастные дети – учащиеся с 5-го по
9-й класс. Работа кружка направлена на реализацию имеющихся знаний, умений и навы-
ков в практической деятельности. Цель программы кружка – социализация воспитанников,
приобщение их к общественно значимой деятельности.
Работая с девочками, я учу их давать вторую жизнь старым вещам, внешний вид ко-
торых не поддался влиянию времени, или использовать их для реставрации и ремонта
одежды. Учу выполнять для себя также несложные портновские работы в домашних усло-
виях, шить что-то из лоскутов, учу детей видеть необходимость использования привыч-
ных вещей для собственных нужд. Все это в будущем поможет девочкам легче включиться
в самостоятельную жизнь, своими руками создать уют в собственном доме. При этом в не-
принужденной обстановке передаю ученицам собственный житейский опыт, помогая ста-
новлению их эмоционального и духовного мира.
Традиционным стало в нашей школе проведение предметных недель, которые за-
канчиваются общешкольным праздником. Это тоже одна из форм внеклассной деятельно-
сти. В ходе таких мероприятий я стараюсь расширять жизненный опыт воспитанников,
как бы моделируя реальную действительность, активно приобщаю их к профессионально-
трудовой деятельности, стремясь расширить круг их культурных потребностей.
Конечно, не все мои ученицы выберут профессию швеи. Но мои усилия не напрас-
ны: от моей работы зависит, что станет результатом трудового обучения в стенах школы –
стойкий интерес к предмету трудовой деятельности
Конечным итогом моей работы является успешное обучение их в учреждениях начального профессионального образо-
вания, где они осваивают специальности «Швея», и выходят в само-
стоятельную жизнь, имея и специальность, и место работы по специальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверсн...
Доклад на тему "Трудовое обучение в начальных классах коррекционной школы VIII вида"
Данный доклад предназначен для учителей коррекционных школ VIII вида...
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема: Организация проектной деятельности во внеурочной работе с младшими школьниками в целях формирования организационно-деятельностных качеств учащихся...
Экологическое образование как фактор формирования социально адаптированной личности школьника с ограниченными возможностями здоровья
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение ч...
"Формирование личностных УУД средствами литературного чтения" ( выступление на курсах повышения квалификации) )
Предмет литературное чтение в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребенка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, представлений о гуманных от...
ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЯ «ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ» ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СЕРИЮ УРОКОВ
Статья подготовлена на 6 Республиканскую конференцию «Инновационные процессы в образовании», которая проходила на базе научно-методического центра "ZIAT" (г. Астана, Республ...
Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"
. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...