Использование ИКТ на уроках в начальной школе
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с. Дмитряшевка
Использование ИКТ на уроках в начальной школе
Автор: Яковлева Марина Васильевна
учитель начальных классов
2014г
/Слайд №1/ В начале XXI века информационные инструменты и технологии как персональный компьютер, интернет и другие являются неотъемлемой частью нашей жизни, и практически невозможно представить образовательный процесс без использования мультимедийных средств.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. /Слайд № 2/
Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Внедрение в содержание учебного урока презентаций, мультимедийных экранов, дает возможность расширить познавательную деятельность учащихся и перейти от репродуктивных заданий к проектно-творческим.
Все более востребованными становятся различные образовательные электронные ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы.
И для учителя образовательные ресурсы в Интернет стали играть немаловажную роль. Справочные материалы в сфере педагогики (нормативные базы, сайты образовательных учреждений), электронные энциклопедии, педагогические издания в Интернет (газеты и журналы) – вот неполный перечень Интернет-ресурсов, которые может использовать педагог. Наиболее популярные формы работы при этом:
⎫ На уроках и во внеклассной работе
⎫ При подготовке учителей к занятиям
⎫ Для сбора материалов для докладов, рефератов, научно-исследовательских работ школьников
⎫ Для пополнения фонда программного обеспечения и наглядного материала
⎫ Для проведения тестирования школьников
Сам подход к подготовке урока для учителя становится инновационным, поскольку, помимо традиционных источников, он может пользоваться различными сетевыми ресурсами, готовыми разработками уроков, адаптируя их под конкретную ситуацию, конкретные образовательные задачи.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
/Слайд №3/ Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
• введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
/Слайд №4/ Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
/Слайд №5/ Среди наиболее популярных Интернет-ресурсов следующие:
http://www.internet-school.ru.
Все открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления, родительские собрания я провожу с применением ИКТ. Благодаря интернету, я могу подготовить мультимедийное сопровождение любого урока, по любому предмету начальной школы, которые я веду, на любую тему.
Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
В настоящее время на уроках в основном используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий: презентация, информационно-обучающие программы, тесты, проекты. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
/Слайд №6/ Она обеспечивает учителю возможность для:
• информационной поддержки;
• иллюстрирования;
• использования разнообразных упражнений;
• экономии времени и материальных средств;
• построения канвы урока;
• расширения образовательного пространства урока.
/Слайд №7/ Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
• концентрация внимания;
• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
• повышение интереса к изучению предмета;
• возрастание мотивации к учёбе.
Если раньше я использовала презентации только лишь на открытых уроках, то после того, как в кабинете установили мультимедийное оборудование, решила как можно чаще его использовать. Используя средства интернета как источник самой новой информации, подготавливаю актуальный на сегодняшний день материал для уроков, классных часов, родительских собраний.
/Слайд №22/ Наш выбор:
∙ готовиться к таким урокам трудоёмко
∙ преподавать такие уроки увлекательно и приято
∙ видеть результат деятельности – бальзам на душу
∙ а пожинать плоды своих трудов – ещё приятнее
/Слайд №23/ В заключении хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
Литература:
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
2. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib)
3. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе/
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...
Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов
P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; } В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)
СОДЕРЖАНИЕ Введение ...