Краеведение как система формирования патриотического воспитания младших школьников.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Формирование патриотического воспитания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение как система формирования
патриотического воспитания младших школьников.
Формирование патриотического воспитания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей. Одним из важных направлений является военно-патриотическая деятельность и краеведение. На протяжении всего учебного года проводятся исследовательская работа, походы, экскурсии в музеи города, выпуски исторических газет, встречи с ветеранами войны, викторины, конкурсы, круглые столы. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Краеведение позволяет обучающимся не только познакомиться с историей своего города, края, но воспитывает у них уважение к делам и трудам предшествующих поколений. Формирование гражданственности осуществляется через личное участие школьников в исследовательской работе.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется и через внеурочную деятельность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. Задачи внеурочной деятельности:
- приобретение знаний, умений, навыков в краеведческой работе;
- развитие творческой активности детей в процессе освоения материала;
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- воспитание гуманного отношения к окружающему миру и любви к родному краю.
Введение элементов краеведения во внеурочную деятельность в начальной школе способствует формированию исторического сознания, чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира, поразила воображение современников и до сих пор волнует потомков, служит предметом гордости и является неразгаданной загадкой. Для самой России последствия Отечественной войны были огромны. Наполеона удалось победить благодаря сопротивлению русского народа, патриотизму русского народа, мужеству солдат и искусству полководцев.
Фрагмент внеклассного занятия по истории в начальных классах
Тема: «Историческая игра».
Цель:- актуализировать интеллектуальную деятельность обучающихся, обобщить изученный материал по курсу Отечественной истории.
Ход занятия. Коллектив детей делится на команды. В каждой команде выбирается капитан. Можно выбрать из старшеклассников помощников (консультантов, организаторов). Команде предложено пройти несколько станций, например, станции «Хронология истории», «Историческая личность», «Историческая карта».
Каждая команда получает маршрут, по которому в определенном порядке проходят все станции.
Порядок проведения игры.
- Приветствие команд.
- Знакомство с правилами игры.
- Работа по маршрутным листам.
- Игра.
- Подведение итогов.
I. Станция «Хронология истории»
Задание: отметить на ленте времени известные вам события из истории Отечества.
II. Станция «Историческая личность»
Задание: по описанию внешности портрета (фото) и фрагментов из биографии
отгадать, о какой исторической личности идет речь.
III. Станция «Историческая карта»
Задание: найти на карте географические объекты, показать их.
Игровой стиль обучения у младших школьников наиболее продуктивен. Он предоставляет возможность создавать исторические, политические, этнографические модели, а решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижения цели для игроков и организаторов. Такая работа позволяет формировать культуроведческие, коммуникативные и информационные компетенции учеников. В конце занятий - подведение итогов игры, оценка и самооценка действий работы участников, анализ, рефлексия.
Одна из форм краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам боевой славы города. Важны экскурсии в краеведческие музеи, ведь экспонаты помогают обучающимся стать на время современниками исторических событий прошлого. Экскурсия - одна из самых любимых младшими школьниками форм краеведческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Данный материал является кратким описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....
Презентация методической системы нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Методическая система представлена в виде презентации...
Система экологического воспитания младших школьников
В работе представлена система экологического воспитания младших школьников в урочной и внеучебной деятельности, особенности структуры урока окружающего мира экологической направленности....
Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников
Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
На наш взгляд, целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной нами...
. РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Тема данной работы «Использование краеведческих и исторических материалов при подготовке уроков математики».Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имею...
Краеведение – как средство патриотического воспитания младших школьников
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма игражданственности, так как основы жизнеспособности любо...