Доклад "Экологическое воспитание младших школьников"
учебно-методический материал на тему

Материал к методическому объединению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_po_teme_samoobrazovanie.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО воспитателей

по теме самообразования:

«Экологическое воспитание младших школьников»

Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К.Д. Ушинский

Цель – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к окружающей среде.

 2  Теоретическая часть

Федор Михайлович Достоевский сказал: «Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин». Главная задача педагогов  – воспитать маленького гражданина своей страны. И именно экологическое образование здесь играет большую роль.

Экологическое воспитание детей школьного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития.

 3  Задачи экологического воспитания

  • овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
  • воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
  • обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
  • развитие потребностей в общении с природой.

Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать,  улучшать, облагораживать природную среду.

В курсе экологии начальной школы можно представить три уровня изучения природы.

1 уровень. 

1-2 класс. Объекты природы рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможно последующее изучение, но им нельзя ограничиваться.

2 уровень. 

2-3 класс. Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Например: чем питаются те или иные животные, как строятся соответствующие цепи питания, выясняется значение леса или реки и т.д.

3 уровень. 

Здесь рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. Например, тема: “Дуб и все вокруг него” – дети узнали о продолжительности жизни дуба, особенностях его листьев, плодов, научились отличать его от других деревьев. Мы познакомились с птицами – сойками, дятлами – это первый уровень, но обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами дуба. Кроме того, плоды дуба являются кормом для белок, мышей, кабанов. Выясняя значение дуба для птиц и животных, мы шли на второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды дуба, хотя бы и с благородной целью – для подкормки животных. Решаем эту проблему: как поступить? Будем заготовлять желуди на корм для животных или оставим их на деревьях. Это третий уровень.

Предполагаемые результаты  работы :

  • Образовательные:
  • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и города;
  • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;
  • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
  • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

 

  • Педагогические:
  • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
  • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

Возможности школы в формировании экологической культуры

Я работаю в Киреевской школе. Наша школа находится рядом с культурным парком, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей. В школе проводились праздники  природы: «День древонасаждения», «Золотая Осень» выставка поделок, где  наш класс принял активное участие.

Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё. А еще у нас в школе есть живой уголок, где дети регулярно его посещают (ухаживают за птицами, рыбками, черепахами, там кормят, проводят уборку в клетках и аквариумах).

Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В классе проводятся различные мероприятия  на экологическую тему :конкурсы плакатов и рисунков; классные часы на тему: «Птицы – наши друзья», «Охранять природу – значит охранять Родину» ,«Золотая Осень», конкурсы знатоков природы и другое).

  • Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь педагогу. Поэтому воспитатель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог. И работа моя ведется совместно с учителем, психологом, логопедом и работниками творческих секций «Умелые ручки», «

Практическая деятельность детей

Работу по воспитанию экологической культуры я провожу во время экскурсий, прогулок,  посещений живого уголка. Провожу классные часы, которые можно подразделить на три направления:

1. Земля – наш дом родной.

Здесь содержание всех тем наполнено единой мыслью: человек, животные, птицы, растению имеют много общего, имеют единые корни происхождения и единый дом – планету Земля.

2. Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно.

Темы подчинены изучению взаимосвязей, причинности и следствий в природе. Ребенок должен понять, что в окружающем мире нет ничего лишнего и ненужного, осознать, что человек не имеет право грубо перекраивать природу по своему желанию.

3. Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.

Здесь необходимо показать ценность и значимость природы для человека.

К первому блоку можно отнести следующие проведенные мероприятия.

Чистое утро

Это подарок ребят своей планете. Они выходят на уборку выбранной заранее территории школы, в своем  классе.

Именная книга

Это составление своеобразной копилка кличек, которыми люди называют своих питомцев. Дети рассказывают о своих любимцах, пишут о них рассказы, пробуют сочинять стихи, делают поделки.

Добрая зима

Ребята с осени начинают заботиться о птицах, с этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки. Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.

Капелька 

Занятие направленно на сбережение чистой воды. К этому блоку можно отнести чтение книг, просмотр диафильмов о животных и растениях, оформление выставок.
Приведу примеры занятий, проводимые по второму блоку:

“Жалобная книга природы

Проводится экскурсия в природу с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, а потом дети составляют жалобы от имени животных и растений. После чего проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе.

Коллекция увиденных животных

Дети по группам составляют альбом о животных, которых они знают. Находят о них стихи, пишут сочинения, рисуют.

Прогноз погоды

Речь идет о народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона.

Рожденные свободными

Мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в неволе.

Красная книга

Дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю её создания, работают с “Красной книгой Ставропольского края”.

К третьему блоку можно отнести следующие темы занятий:

Роль цветов. Цветы в литературе и музыке” 

Ребята разыскивают стихи ,песни о цветах, пишут сочинения, изготавливают аппликации, знакомятся с правилами цветочного этикета.

Лесная аптека 

Знакомство и сбор лекарственных растений.

Дары леса

Речь на этом занятии идет о грибах, ягодах. Здесь мы также используем загадки, стихи, частушки, составляем свои сказки, изучаем правила поведения в лесу.

Где и как отдыхать

Показать преимущество природы родного края, туристические походы, прогулки по экологической тропе.

Мною ведётся  по экологическому направлению. Это классные собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала.

– во время прогулок в лес, на реку, больше объясняю, рассказываю детям о том, как бережно надо относиться к природе;
– читаю детскую художественную литературу, смотрим и обсуждаем телевизионные передачи о природе; 
– стараюсь быть для своих детей образцом, достойным подражания.

И если дети делают замечания взрослым, за  нарушение правил поведение в природе значит, главная цель воспитания достигнута.

Заключение

Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует формированию:

  • знаний, умений и навыков творческой деятельности ,наполненной экологическим содержанием;
  • интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни;
  • Применять опыт коллег в своей работе;
  • Провести взаимопосещения уроков (Посмотреть как учитель организует работу по экологическому воспитанию)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Литература

Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов-         ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000  - 566  с.

   Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий           отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 – 30

Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.  Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009  – с. 6 – 10

О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15

Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993  – 262 с.

     Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом              «Ноосфера», 1999 – 158  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...