Навыки работы с информацией на уроках русского языка
статья на тему
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Навыки работы с информацией | 43 КБ |
n.p._harlamovaword_4.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Навыки работы с информацией на уроках русского языка
Подготовила:
учитель начальных классов МБОУ «Сафоновская оош»,
Ивнянского района
Наталья Петровна Харламова
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. (слайд 1)
В учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI века» присутствует материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставит каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать её сомнению, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный характер. (слайд 2)
Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию.
Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией (слайд 3)
I. Получение, поиск и фиксация информации
II. Понимание и преобразование информации
III. Применение и представление информации
IV. Оценка достоверности получаемой информации
(слайд 4, 5)
Наша начальная школа определила для себя следующие форматы информации (слайд 6- 13) На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема).
Еще одной особенностью нашей школы, в сфере получения информации, является наличие хорошо укомплектованной библиотеки (слайд 14)
Формировать навык работы с информацией у младших школьников начинаю с первого класса, уже в период обучения грамоте.
Буквально с первых уроков, на с. «Букваря» (слайд 15 ), работая над содержанием сказки «Репка», ребята сталкиваются с непонятным им словом «репа». По мере работы над картинками, текстами букваря, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.
Используя разнообразные методы, я подвожу ученика к тому, что, зачастую не зная лексического значения слов, нельзя постигнуть и самого текста.
Первый словарь, с которым знакомятся ребята первого класса это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (слайд16) Далее ребенок подводится к мысли, что для того, чтобы лучше понять русские народные сказки, в пару к современному словарю С.И.Ожегова существует толковый словарь В.И.Даля. ( слайд 16 продолжение)
Таким образом, мы поясняем архаизмы, которые продолжают использоваться в живом русском языке.
Процесс введения словаря в работу прост: ребятам показывают ряд книг художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь. (слайд 17) Ученикам предлагается задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. При этом можно использовать групповые обсуждения, обсуждения в парах. Как правило, ребята быстро находят ответ на вопрос. Учитель читает статью из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми.(слайд18) В дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа незнакомого текста сильные ученики получают задание в конвертах или устно.
По мере чтения более сложных текстов и необходимости введения понятий «синоним», «антоним», «фразеологизм» детей подводят к мысли о существовании словарей подобного типа. (слайд 19)
Так на страницах учебника «Русский язык» (слайд 20) ребята сталкиваются с фразеологизмами «считать ворон», «бежать сломя голову». Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным является не одно слово, а целая фраза.
Первое знакомство с фразеологическим словарём выглядит так: я показываю два словаря — толковый и фразеологический. Прочитав название, ребята легко находят словарь, в котором содержится нужная им информация.
В учебнике «Русский язык» (слайд 21- 23 ) вводится понятие «антонимы», «синонимы». Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и антонимов.
Таким образом, к концу первого класса ученик уж знаком с четырьмя типами словарей: толковый, фразеологическим и словарями синонимов и антонимов.
Работа со словарями продолжается на уроках математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.
По мере улучшения качества чтения учеников, учитель переходит от собственного чтения словарной статьи к всё более частому использованию «секретных заданий» большим количеством учеников.
На уроках часто практикуются задания такого вида: в справочном бюро (слайд 24 -25), которое расположено в классе в удобном месте, в свободном доступе и в достаточном количестве, раскладываются словари разного вида вперемешку с энциклопедиями и детскими художественными книгами. В каждой книге закладка. При работе с незнакомыми словами ребятам предлагается найти тот словарь, который даст ему необходимую информацию. Например, во 2 классе было предложено с помощью необходимого словаря найти значение слова «лукоморье», при этом ребята выбрали два словаря: современный Ожегова и В.И. Даля. А на уроке изобразительного искусства найти значение слова «мозаика».
Ребята выбрали не только толковый словарь, но и словарь иностранных слов. Из этого учитель сделал вывод, что ребята научились различать словари и выбирать необходимые для работы.
В 3-4 классах широко используется фразеологический словарь, ибо фразеологизмы не только часто встречаются в текстах, но и
делают речь человека, владеющего русским языком, более образной и живой.
На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к выводу необходимости использования такого словаря. ( слайд 26)
Например, ребёнку даётся для сравнения два слова: мороз и вода. В каждом из них определяется ударение, выявляется безударный гласный, который в обоих случаях обозначает звук «а». Уже зная правило, ребята легко находят проверочное слово к слову вода и убеждаются, что звук «а» на письме обозначают буквой «о». Пытаясь подобрать проверочное слово к слову мороз, они убеждаются, что проверочного слова не существует. Учитель подводит к мысли о том, что поможет им в поиске информации — орфографический словарь.
Работая над словами с непроверяемыми безударными гласными, для быстрого запоминания правильного написания слова, учитель ненавязчиво, чтобы не перегрузить информацией, знакомит ребят с понятиями «этимология слова» и «этимологический словарь». (слайд27)
Например, при знакомстве с написанием слова «дорога», ученики из этимологического словаря узнали, что произошло это слово от славянского «дор», что означает расчищенное место, слово короткое и быстро запомнилось.
Говоря о введении словарей в нашей школе, нельзя не сказать о таких внеклассных мероприятиях, (слайд28,29,30,31) которые осуществляют поддержку уроков. Это игры: «Брейн- ринг», «Своя игра», «Умники и умницы», в заданиях которых обязательно присутствуют вопросы, ответы на которые требуют помощи словарей.
Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы применять средства информационных и коммуникационных технологий. (слайд32)
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд - проектов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
ИКТ служат средством доступа к обучению, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество. (слайд 33)
Спасибо за внимание. (слайд 34)
Предварительный просмотр:
Навыки работы с информацией на уроках русского языка
Подготовила:
учитель начальных классов МБОУ «Сафоновская оош»,
Ивнянского района
Наталья Петровна Харламова
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. (слайд 1)
В учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI века» присутствует материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставит каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать её сомнению, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный характер. (слайд 2)
Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию.
Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией (слайд 3)
I. Получение, поиск и фиксация информации
II. Понимание и преобразование информации
III. Применение и представление информации
IV. Оценка достоверности получаемой информации
(слайд 4, 5)
Наша начальная школа определила для себя следующие форматы информации (слайд 6- 13) На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема).
Еще одной особенностью нашей школы, в сфере получения информации, является наличие хорошо укомплектованной библиотеки (слайд 14)
Формировать навык работы с информацией у младших школьников начинаю с первого класса, уже в период обучения грамоте.
Буквально с первых уроков, на с. «Букваря» (слайд 15 ), работая над содержанием сказки «Репка», ребята сталкиваются с непонятным им словом «репа». По мере работы над картинками, текстами букваря, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.
Используя разнообразные методы, я подвожу ученика к тому, что, зачастую не зная лексического значения слов, нельзя постигнуть и самого текста.
Первый словарь, с которым знакомятся ребята первого класса это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (слайд16) Далее ребенок подводится к мысли, что для того, чтобы лучше понять русские народные сказки, в пару к современному словарю С.И.Ожегова существует толковый словарь В.И.Даля. ( слайд 16 продолжение)
Таким образом, мы поясняем архаизмы, которые продолжают использоваться в живом русском языке.
Процесс введения словаря в работу прост: ребятам показывают ряд книг художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь. (слайд 17) Ученикам предлагается задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. При этом можно использовать групповые обсуждения, обсуждения в парах. Как правило, ребята быстро находят ответ на вопрос. Учитель читает статью из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми.(слайд18) В дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа незнакомого текста сильные ученики получают задание в конвертах или устно.
По мере чтения более сложных текстов и необходимости введения понятий «синоним», «антоним», «фразеологизм» детей подводят к мысли о существовании словарей подобного типа. (слайд 19)
Так на страницах учебника «Русский язык» (слайд 20) ребята сталкиваются с фразеологизмами «считать ворон», «бежать сломя голову». Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным является не одно слово, а целая фраза.
Первое знакомство с фразеологическим словарём выглядит так: я показываю два словаря — толковый и фразеологический. Прочитав название, ребята легко находят словарь, в котором содержится нужная им информация.
В учебнике «Русский язык» (слайд 21- 23 ) вводится понятие «антонимы», «синонимы». Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и антонимов.
Таким образом, к концу первого класса ученик уж знаком с четырьмя типами словарей: толковый, фразеологическим и словарями синонимов и антонимов.
Работа со словарями продолжается на уроках математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.
По мере улучшения качества чтения учеников, учитель переходит от собственного чтения словарной статьи к всё более частому использованию «секретных заданий» большим количеством учеников.
На уроках часто практикуются задания такого вида: в справочном бюро (слайд 24 -25), которое расположено в классе в удобном месте, в свободном доступе и в достаточном количестве, раскладываются словари разного вида вперемешку с энциклопедиями и детскими художественными книгами. В каждой книге закладка. При работе с незнакомыми словами ребятам предлагается найти тот словарь, который даст ему необходимую информацию. Например, во 2 классе было предложено с помощью необходимого словаря найти значение слова «лукоморье», при этом ребята выбрали два словаря: современный Ожегова и В.И. Даля. А на уроке изобразительного искусства найти значение слова «мозаика».
Ребята выбрали не только толковый словарь, но и словарь иностранных слов. Из этого учитель сделал вывод, что ребята научились различать словари и выбирать необходимые для работы.
В 3-4 классах широко используется фразеологический словарь, ибо фразеологизмы не только часто встречаются в текстах, но и
делают речь человека, владеющего русским языком, более образной и живой.
На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к выводу необходимости использования такого словаря. ( слайд 26)
Например, ребёнку даётся для сравнения два слова: мороз и вода. В каждом из них определяется ударение, выявляется безударный гласный, который в обоих случаях обозначает звук «а». Уже зная правило, ребята легко находят проверочное слово к слову вода и убеждаются, что звук «а» на письме обозначают буквой «о». Пытаясь подобрать проверочное слово к слову мороз, они убеждаются, что проверочного слова не существует. Учитель подводит к мысли о том, что поможет им в поиске информации — орфографический словарь.
Работая над словами с непроверяемыми безударными гласными, для быстрого запоминания правильного написания слова, учитель ненавязчиво, чтобы не перегрузить информацией, знакомит ребят с понятиями «этимология слова» и «этимологический словарь». (слайд27)
Например, при знакомстве с написанием слова «дорога», ученики из этимологического словаря узнали, что произошло это слово от славянского «дор», что означает расчищенное место, слово короткое и быстро запомнилось.
Говоря о введении словарей в нашей школе, нельзя не сказать о таких внеклассных мероприятиях, (слайд28,29,30,31) которые осуществляют поддержку уроков. Это игры: «Брейн- ринг», «Своя игра», «Умники и умницы», в заданиях которых обязательно присутствуют вопросы, ответы на которые требуют помощи словарей.
Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы применять средства информационных и коммуникационных технологий. (слайд32)
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд - проектов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
ИКТ служат средством доступа к обучению, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество. (слайд 33)
Спасибо за внимание. (слайд 34)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"
В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...
Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Методические материалы...
Формирование у учащихся начальных классов навыков работы с информацией на уроках математики.
Большое внимание с введением ФГОС НОО второго поколения стало уделяться вопросу формирования у учащихся начальных классов навыков работы с информацией. Именно это направление является одним из составл...
«Работа с информацией на уроках русского языка в начальной школе»
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...
Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.
Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....
Преобразование теоретической информации на уроках русского языка в начальной школе как способ овладения знаниями
В процессе познавательной деятельности на всех этапах образования учащимся придется нередко выполнять задания, предусматривающие преобразование информации. На уроках русского языка подобное инфо...