"Система подготовки младших школьников к муниципальным и республиканским олимпиадам"
статья на тему
Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1»
Разгуляевой Марины Владимировны
по теме « Система подготовки младших школьников к муниципальным и республиканским олимпиадам»
24.08.2015г.
Слайд 1.
Мало иметь хороший ум, главное его хорошо применить.
Декарт.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности его представителей.
Слайд 2.
Система работы с одарёнными детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей
Слайд 3.
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
- Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
- Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
- Умение координировать свои действия с действиями родителей.
- Умение консультировать родителей и учащихся.
- Профессиональная зрелость.
- Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
- Эмоциональная стабильность.
- Способность к самоанализу.
- Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
- Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Среди многочисленных приёмов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
С чего же начинается система подготовки учащихся к олимпиадам?
Слайд 4.
Алгоритм работы
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- диагностику
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
- работать по принципу «солёного огурца» (Вокруг ребенка надо создать такую обстановку чтобы он напитывался, как огурец в банке, знаниями.) (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
- при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
- оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
- предусмотреть возможность отдыха, релаксации
- не превращать работу группы в пустое времяпровождение
- наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
- основной формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно и т.д.
5. Решаем задачи.
- нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
- создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, приборами и т. д.
7. И не останавливаемся.
Слайд 5.
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Слайд 6.
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года
- элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
Слайд 7.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
- зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
- зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
- целевое изучение литературы
- создание опорных схем, таблиц и т.д.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
- Учителю-предметнику в работе необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет
- дата и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время работы с темой по программе
- фактическое затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
- причины отклонений от сроков.
Слайд 8.
Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута учащегося.
ФИО учащегося. Класс Предмет
- № задания
- Тема
- Что прочитать
- Какие понятия необходимо выучить
- Какие задачи нужно решить.
- Результат выполнения задания
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
1.Творческие способности
- Способность рисковать.
- Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
- Гибкость в мышлении и действиях.
- Быстрота мышления.
- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
- Богатое воображение.
- Восприятие неоднозначных вещей.
- Высокие эстетические ценности.
2. Познавательные способности и навыки
- Владение большим объемом информации.
- Богатый словарный запас.
- Перенос усвоенного на новый материал.
- Установление причинно- следственных связей.
- Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
- Умение делать выводы.
- Умение интегрировать и синтезировать информацию.
- Участие в решении сложных проблем.
- Организация информации.
- Умение улавливать сложные идеи.
- Умение замечать тонкие различия.
- Чувствительность к противоречиям.
- Использование альтернативных путей поиска информации.
- Анализ ситуаций.
- Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
- Умение предвидеть последствия.
- Умение рассуждать.
- Построение гипотез.
- Применение идей на практике.
- Способность к преобразованиям.
- Критичность в мышлении.
- Высокая любознательность
3. Особенности эмоциональной сферы
- Реалистическая Я-концепция.
- Уважение к другим.
- Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
- Склонность к самоанализу.
- Терпимое отношение к критике.
- Готовность делиться вещами и идеями.
- Настойчивость в выполнении задания.
- Независимость в мышлении и поведении.
- Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
- Соревновательность.
- Чувство юмора.
- Чуткость к анализу нравственных проблем.
- Уверенность в своих силах и способностях.
- Внутренняя мотивация
Слайд 9-12.
А теперь немного практики
Выявление одарённых детей начинается с момента прихода ребёнка в школу. Я хочу предложить тест-вопросник для родителей, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности. Тест состоит из 23 вопросов, отвечать нужно да или нет. Да- 1 балл, нет-0 баллов.
- Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
- Меняет ли он свои интересы, наклонности?
- Любит ли рисовать воображаемые предметы?
- Любит ли рисовать абстрактные картинки?
- Любит ли фантастические истории?
- Сочиняет ли рассказы или стихи?
- Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
- Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
- Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
- Боится ли темноты?
- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
- Считал ли это слово понятным без разъяснений?
- Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
- Был ли удачен этот замысел?
- Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
- Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
- Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
- Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
- Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
- Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
- Любит ли читать книжки без иллюстраций?
- Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
- Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?
Шкала результатов
- От 20 до 23 баллов — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
- От 15 до 19 баллов— ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.
- От 9 до 14 баллов— большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
- От 4 до 8 баллов — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
- Менее 4 баллов — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.
Слайд 13-15.
И ещё один небольшой тест, состоящий из 7 вопросов, выявляющий способность к творчеству.
Мой ребенок способен:
- Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
- Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
- Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).
- Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
- Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
- Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
- Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).
Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:
- 35-28 баллов — высокий уровень креативности;
- 27-17 — средний;
- 16-0 — низкий.
Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои коррективы, и ребенок еще может измениться.
Слайд 16.
Одной из форм организации внеурочной деятельности, направленной на раскрытие творческого потенциала детей, являются занятия кружка «Умники и умницы», которые проводятся на основе рабочей тетради О.Холодовой «Юным умникам и умницам», построенной на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы». В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина и обоснованность мышления, его критичность.
Для подготовки к олимпиадам, конкурсам и викторинам собираю в специальную папку задания прошлых лет и затем предлагаю их выполнить ученикам в урочное и внеурочное время. Некоторые ученики на уроке помимо программного материала выполняют несколько заданий олимпиадного характера повышенного уровня сложности.
Обязательна работа над ошибками. Если ученик не смог справиться с каким-либо заданием, то можно его направить на путь решения с помощью дополнительного вопроса или предложенного рисунка. Ребёнок должен попытаться ещё раз выполнить задание самостоятельно. Лишь в редких случаях можно показать готовое решение и объяснить его, но важно, чтобы ученик понял, как оно получено.
Немаловажную роль в работе со способными детьми играет положительное отношение родителей к подготовке ребёнка, их поддержка. Родители становятся союзниками и помогают готовить детей (покупают книги, помогают пользоваться ресурсами Интернета), тем самым вносят весомый вклад в успехи своих детей.
Важным моментом является подведение итогов участия в олимпиадах. Дети – участники отличаются от других учащихся инициативностью, развитыми интеллектуальными и творческими способностями.
Показателями эффективности реализации системы работы с детьми по подготовке к олимпиадам считаю: удовлетворённость детей своей деятельностью; повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях; совершенствование компетенций.
Слайд 17-18.
Олимпиадные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-156662-1474307097.jpg)
Система подготовки младших школьников к олимпиадам
В докладе представлена игровая методика обучения на уроках по английскому языку. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674915-1443383535.jpg)
Презентация на тему " Система подготовки младших школьников к олимпиадам"
В данной презентации представлена система работы по подготовке учащихся начальной школы к предметным олимпиадам....
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы,способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей являются олимпиады....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-950652-1650370654.jpg)
Основные принципы подготовки младших школьников к участию в олимпиадах по английскому языку
Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Преимущества систематического обучения детей иностр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-950652-1650370654.jpg)
Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.
Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет с...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-113754.jpg)
Семинар-практикум : "Система подготовки младших школьников к ВПР и итоговым проверочным работам: методические решения"
Данные методические рекомендации помогут учителю начальных классов оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 1 - 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО; осуществить диагност...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305922-1610992006.jpg)
"Методические рекомендации по организации комплексных занятий по подготовке младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам (в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит»)"
В данной методической разработке представлены необходимые условия для реализации и универсальная структура комплексных занятий; методические рекомендации по проведению комплексных занятий и организаци...