Основные принципы подготовки младших школьников к участию в олимпиадах по английскому языку
олимпиадные задания по иностранному языку (4 класс) на тему

Кондылева Марина Сергеевна

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте подтверждены результатами многолетних исследований. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет свои знания об окружающем мире, приобретает опыт общения с другими людьми - происходит процесс его социализации Психологи и педагоги утверждают, что младший школьный  возраст - это наилучший период для овладения иностранным языком. Именно в этом возрасте детям свойственна природная любознательность, чувствительность к восприятию звуков, склонность к подражанию и имитации, быстрое и легкое усвоение языкового материала. Сейчас большинство родителей, заинтересованных в развитии своих чад, понимают, что изучение иностранного языка развивает мышление ребенка, его память, внимание, воображение, улучшает общее речевое развитие.  Поэтому многие дети начинают изучать иностранный язык с пятилетнего (четырехлетнего) возраста еще в садиках, частных школах или с репетиторами. Учитывая данные современные  тенденции в образовании, в школах разрабатываются оптимальные стратегии обучения с учетом того, чтобы накопленный в младшей  школе опыт овладения иностранным языком помогал детям в дальнейшем обучении и будущей профориентации. Гимназия 76, не исключение. Обучение иностранному языку в нашей школе начинается уже с первого класса в формате факультатива. Уроки строятся с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Задания преимущественно имеют  характер «новой игры» - изучение иностранного языка в занимательной игровой форме. Уже на этом этапе можно разглядеть детей, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником. Им недостаточно работы на уроке. Они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы. Мы говорим о будущих олимпиадниках.

Итак, как же помочь таким детям наиболее полно раскрыть свои способности, подготовить их к участию в олимпиадах по английскому языку? Здесь уместно вспомнить английскую пословицу «Never put off till tomorrow what you can do today”. Иными словами, подготовку олимпиадников нужно начинать уже в первом классе. Еще Л.С. Выготский говорил, что «эффективность овладения иностранным языком повышается по мере того, как мы сдвигаем изучение к раннему возрасту. Ребенок в раннем возрасте в отношении овладения языками имеет преимущество по сравнению с ребенком более зрелого возраста». Но очень важно строить свою работу с оглядкой на формат тех заданий и требований к выполнению этих заданий, которые встретятся учащимся на олимпиадах.

         Учитель, сохраняя формат олимпиадных заданий и бланки ответов к ним, может проводить проверку усвоенного учениками материала по определенной пройденной на уроках  теме, как во время урока, так и во внеурочной кружковой деятельности по подготовке учащихся к олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_29.08.2017.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте подтверждены результатами многолетних исследований. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет свои знания об окружающем мире, приобретает опыт общения с другими людьми - происходит процесс его социализации Психологи и педагоги утверждают, что младший школьный  возраст - это наилучший период для овладения иностранным языком. Именно в этом возрасте детям свойственна природная любознательность, чувствительность к восприятию звуков, склонность к подражанию и имитации, быстрое и легкое усвоение языкового материала. Сейчас большинство родителей, заинтересованных в развитии своих чад, понимают, что изучение иностранного языка развивает мышление ребенка, его память, внимание, воображение, улучшает общее речевое развитие.  Поэтому многие дети начинают изучать иностранный язык с пятилетнего (четырехлетнего) возраста еще в садиках, частных школах или с репетиторами. Учитывая данные современные  тенденции в образовании, в школах разрабатываются оптимальные стратегии обучения с учетом того, чтобы накопленный в младшей  школе опыт овладения иностранным языком помогал детям в дальнейшем обучении и будущей профориентации. Гимназия 76, не исключение. Обучение иностранному языку в нашей школе начинается уже с первого класса в формате факультатива. Уроки строятся с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Задания преимущественно имеют  характер «новой игры» - изучение иностранного языка в занимательной игровой форме. Уже на этом этапе можно разглядеть детей, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником. Им недостаточно работы на уроке. Они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы. Мы говорим о будущих олимпиадниках.

Итак, как же помочь таким детям наиболее полно раскрыть свои способности, подготовить их к участию в олимпиадах по английскому языку? Здесь уместно вспомнить английскую пословицу «Never put off till tomorrow what you can do today”. Иными словами, подготовку олимпиадников нужно начинать уже в первом классе. Еще Л.С. Выготский говорил, что «эффективность овладения иностранным языком повышается по мере того, как мы сдвигаем изучение к раннему возрасту. Ребенок в раннем возрасте в отношении овладения языками имеет преимущество по сравнению с ребенком более зрелого возраста». Но очень важно строить свою работу с оглядкой на формат тех заданий и требований к выполнению этих заданий, которые встретятся учащимся на олимпиадах.

         Учитель, сохраняя формат олимпиадных заданий и бланки ответов к ним, может проводить проверку усвоенного учениками материала по определенной пройденной на уроках  теме, как во время урока, так и во внеурочной кружковой деятельности по подготовке учащихся к олимпиадам.

Итак, начнем с аудирования. Вот пример заданий понимания устной речи для участников олимпиады в четвертых классах.

Конкурс понимания устной речи (Listening)

Listen to Helen talking about food that people brought to a party.

Which person brought each thing to the party?

For questions 1-5, write A-H next to each person. 

Example                                 Answer

0 Jack                                      E                                            

                                                           

People

1 Suzie          __________

2 Julie           __________

3 Mark          __________

4 Tim            __________

5 Sally           __________

Food

A fruit

B cake

C sandwiches

D biscuits

E drinks

F pizza

G sweets

H salad

TASK 1 (12 points). You will hear an interview with a swimmer. Mark the sentences T (true) or F (false).  You will hear the text twice.

1. Dan gets up early. ______

2. He has a small breakfast. _____

3. He’s a student. ______

4. Dan has lunch at home. ______

5. He goes swimming after classes. _______

6. Dan watches TV or surfs the internet before he falls asleep. _______

Итак, здесь мы имеем два типа заданий: на установление структурно-смысловых связей и полное понимание прослушанного текста. Попытаемся воссоздать формат данных заданий в упражнении, в котором мы будем не просто прослушивать текст, а делать это с опорой на видео. Просмотр видео – это одновременно аудио и визуальное восприятие информации, что очень важно на уроках английского. Например, зритель не только наблюдает за языком тела и мимикой, но и слышит ритм, интонацию и ударения. Разговорный язык имеет визуальное подкрепление!  А для учащихся младших классов, чьё внимание пока очень рассеянное, это очень важно.

Возьмем тему “Greeting in English”.

Просмотрев видео на заданную тему, выполняем с учащимися следующие задания:

Listen to a dialogue. For questions 1-4 choose A B C

Example:

0 Who can you see in the classroom?

  1. A teacher and children
  2. A dog and a cat
  3. A doctor

0

A

1 What are the children saying to their teacher?

  1. Good morning!
  2. Good afternoon!
  3. Good evening!

1

 2 How is their teacher today?

  1. Great!
  2. Bad!
  3. Fine!

2

3 How are the kids today?

  1. Fine!
  2. Bad!
  3. Great!

3

Проделав данное задание можно вновь закрепить лексические единицы и устойчивые фразы в диалогах, обращая теперь пристальное внимание на интонационный рисунок фраз, представленных носителями языка на видео. 

С самого начала работы над аудированием необходимо приучать детей следовать следующим рекомендациям:

- В аудировании необходимо вырабатывать умение не обращать внимания на слова, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом следует помнить, что в аудиотексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.

- Важно уметь рационально использовать для ответа и время звучания аудиозаписи, и паузы между прослушиваниями аудиотекстов.

- Необходимо уметь выделять запрашиваемую информацию и игнорировать второстепенную

-выборочно понимать необходимую информацию с опорой на языковую догадку, контекст.

Переходим к «Use of English». Вот примерные задания, под которые мы будем разрабатывать тренировочные упражнения по пройденным темам на уроке:

PART II. USE OF ENGLISH

TIME: 10 minutes.

TASK 1  (6 points). Read the dialogue and choose the best answer.

7. Mike: Sam, whose dog is that?

    Sam: A     There it is. 

             B     He’s mine.

             C     That’s new.

8.  Mike: Is he a new pet?

     Sam:  A     Yes, he is.

               B      Yes, he was.

               C      Yes, he can.

9. Mike: Who gave it to you?

    Sam:   A      My uncle was.

               B      My grandparents.

               C      I gave it to my mum.

10. Mike: Where does he sleep?

      Sam:  A     Every night.

               B     He sleeps a lot.

               C     In the garden.

11. Mike: What’s his name?

      Sam:  A    My name’s Sam.

                B     I like May.

                C     It’s Pat.

12.  Sam: Would you like to come to the park with us?

      Mike:  A     Yes, I’d like that.

                 B     Yes, I like her.

                 C     Yes, it’s like a park.

     TASK 2 (6 points). Put the words and the punctuation marks in the correct order. In your answer sheet write only the numbers in the correct order, for example: 253146.

13. she/has/dolls/many/How/got? ____________________________________________________

14. aren’t/hockey./They/playing/ _____________________________________________________

15. What/he/do/Sundays?/on/does ___________________________________________________

16. goes/o’clock./Bob/bed/to/nine/at __________________________________________________

17. the/guitar./play/Ben/can _________________________________________________________

18. in/There’s/TV/a/living/the/room. _________________________________________________

TASK 3 (6 points): Choose the right words and write them on the lines.

Most big cities in the world (19) __________ a zoo. People go there to see the animals, fish and birds (20) ________come from different parts of the world. A lot of people visit zoos to see lions and tigers or elephants and giraffes (21) __________ they are very beautiful. Monkeys usually play a lot and children like watching (22) _________. It is good for us to learn about (23) _______ world, and all the animals in it, and zoos can (24) _______ us to learn more.

19. A  have       B has         C having  

20. A  which     B where     C what

21. A  but         B   than      C because  

22. A  they       B   them     C   theirs

23. A  its          B   ours      C our

Исходя из увиденного, тренировочные задания мы будем строить по принципу Word order или Multiple choice. С самого начала работы над этим разделом необходимо приучить обучающихся  больше внимания уделять вопросам сочетаемости лексических единиц. Их необходимо учить анализировать различия в значении и употреблении синонимов ,а, так же, обращать внимание на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы и видеть связь между лексикой и грамматикой. И еще раз объяснить учащимся, что важным для успеха школьника на олимпиаде будет и определенная культура оформления своей работы.

Возьмем тему сравнения видовременных форм The present simple и The present simple continuos:

TASK 1 (5 points): Choose the correct form of the verb. For 1-5 write A B C

Example:

0  I ……..(go ) to school every    day.

  1. am going
  2. goes
  3. go

0

C

  1. Mother usually…..(drink) coffee in the afternoon.
  1. drinks
  2. drink
  3. is drinking

1

  1. Look! He……(climb) the tree.
  1. are climbing
  2. climbs
  3. is climbing

2

  1. He…..(do) his homework now.
  1. does
  2. doing
  3. is doing

3

  1. Listen! Father…..(sing) in the garden.
  1. are singing
  2. sings
  3. is singing

4

  1. Pierre…… (come) from France. He is French.
  1. coms
  2. comes
  3. is coming

5

TASK 2 (5 points): Choose the right words and write them on the lines.

 David (1) ________in NewYork. He is a doctor. He (2) __________in a hospital. He usually (3) _________his day at 7 o’clock but today he  (4) _______ busy at home. He wants  to visit his grandparents . He (5) _______ his grandparents so much.

1.  A  live       B lives         C is living  

2. A  works     B is working     C workes

3. A  is starting        B   starts      C start  

4. A  be       B   is     C   are

5. A  love          B   is loving     C loves

Answer sheet sample:

1

lives

2

3

4

5

При выполнении данного упражнения учащимся следует еще раз напомнить о необходимости не забывать о том, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, не повторяя слова, уже приведенные в предложении.

Грамотная и системная работа педагога поможет учащимся на будущей олимпиаде продемонстрировать соответствующий уровень владения лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, владение грамматическим материалом в рамках программы средней школы и умение практически использовать его не только на уровне отдельного предложения, но и в более широком контексте.

При выполнении заданий по чтению нужно ставить перед учащимися цель продемонстрировать способность читать и понимать тексты по современной проблематике. Необходимо прививать ученикам умение понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию от второстепенной, понимать позицию автора текста.

Стратегии подготовки к разделу «Reading»
Как работать с инструкцией? Как работать с заданием? Как работать с текстом?
Работа с тестовыми заданиями на понимание основного содержания
Работа с тестовыми заданиями на понимание структурно-смысловых связей
Работа с тестовыми заданиями на полное понимание прочитанного. В любом случае после выполнения тестовых  заданий следует провести последующий анализ выполнения заданий и разбор типичных ошибок.

Вот пример задания раздела «чтение» для участников олимпиады в четвертых классах.

TASK 2 (10 points). Read the advertisement of an amusement park and write T (true) or F (false).

Are you looking for adventure and a good time?

Come to Chessington World of Adventures

Britain’s Wildest Theme Park!

For a fun-filled day for the whole family Chessington has it all!

  • Exciting rides and roller coasters
  • Zoo with over 1000 animals
  • Sea Life Centre
  • Places to eat and relax

Tickets:

Ages 13 and over                   £35

Ages 12 and under                 £25

Kids under a meter                free

Better prices for families

Special prices online

Opening time: 9 am – 11 pm daily

At Chessington Theme Park:

30) you can watch sea animals. ______

31) you don’t have to pay for little children. ________

32) you can’t buy tickets on the Internet. ________

33) you can have fun only at the weekend. _______

34) tickets are cheaper for a family. _______

Итак, наша задача создать тестовое задание на установление соответствия и несоответствия прочитанному тексту (true, false). Здесь нужно сделать небольшое отступление и отметить, что школьнику для успешного участия в таком интеллектуальном состязании как олимпиада, необходим развитый лингвострановедческий кругозор, знание языкового и страноведческого материала. В формировании лингвострановедческого кругозора большая роль принадлежит разнообразной литературе. Наряду с книгами много интересного можно найти в периодических изданиях и в Интернете. Здесь учитель вправе отойти от рамок УМК, используемого как основного на уроках английского, и самостоятельно выбрать материал для заданий. Так можно не только закрепить навыки работы с упражнениями подобного рода, но и расширить лингвострановедческий кругозор учащихся.

Возьмем самый простой текст о Big Ben:

TASK 1 (5 points). Read the text and write T (true) or F (false) for sentences 1-5.

(new words: landmark- ориентир, popular/famous-знаменитый,bell- колокол,tower- башня, tourist attraction-достопримечательность)

Big Ben or Elizabeth Tower is a popular landmark in London. TheTower has four clocks and five bells. Big Ben is the name of the clock in the Tower. It is a famous tourist attraction but you can not go inside.

  1. Big Ben is in Moscow.
  2. The Tower has four bells.
  3. The Tower has four clocks.
  4. Big Ben lives in the tower.
  5. You can not go in the Tower.

Sample answer sheet:

1

F

2

3

4

5

Что касается раздела “письмо”, то здесь нужно руководствоваться исключительно требованиями к выполнению олимпиадных заданий данного раздела. Следует регулярно практиковаться в выполнении письменных заданий разного объема. Темы можно брать как из предыдущих олимпиад, так и на свободные бытовые темы. Например:” Write about your typical day”, “Write about your family”, “Write about your friend”, “Write about your favourite toy/ book character, superhero”, “Write about your town” и другие схожие темы. Эти же темы затем можно заучить в качестве ответа заданий этапа “Speaking”. Перед выполнением заданий данных разделов перед учащимися необходимо ставить следующие цели:

  1. Полно и точно выполнить задание в соответствии с поставленными задачами. Дать развернутый ответ на все представленные в упражнении вопросы, внимательно вчитываясь в каждое слово.
  2. Высказывания или подобранный для ответа материал должен быть логично выстроен. Для этого необходимо использовать средства логической связи в речи и на письме.
  3. Строго соблюдать регламент высказывания в устной речи или количество слов в разделе «Письмо».
  4. Важно научить учащихся анализировать и редактировать свои собственные письменные работы,  а после написания работы проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы.
  5. Оригинальность всегда приветствуется.

Для закрепления в речи и на письме использования средств логической связи с учащимися можно выполнить подобное упражнение:

Read the text. For 1-5 choose the right linking words and write them on lines.

Choose from: and, but, because, after that, at first.

Dan is a student. He gets up early. _________(1) he does morning exercises. ________(2) he takes a shower _______(3) puts on his clothes. He has breakfast. He never eats _______(4) drinks tea ______(5) he is not hungry in the mornings.

Sample answer sheet:

1

At first

2

3

4

5

Исходя  из выше сказанного, можно с уверенностью утверждать, что олимпиадные задания по иностранному языку способствуют расширению лингвистического и страноведческого кругозора обучающихся. От участников олимпиады требуется показать не только высокий уровень овладения программным материалом, но и творческий подход к выполнению предлагаемых заданий, начитанность, сообразительность, а в ряде случаев – языковую догадку. Проведению олимпиады на иностранном языке предшествует, как правило, большая и кропотливая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося. Эффективными формами подготовки обучающихся являются различные занятия: индивидуальные с учителем-наставником, факультативные и занятия в школах для одаренных детей, непременное участие детей в очных и заочных языковых олимпиадах, участие в языковых конкурсах различного уровня.

Очень важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется глубоким изучением того или иного предмета, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни,. Современная школа призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. А основной задачей учителя-наставника представляется поддержка ребёнка и развитие его способностей, подготовка почвы для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются именно на школьной скамье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие младших школьников на интегрированных уроках математики и английского языка". Инновационная технология

Выступление на Международной конференции "Инновационные технологиии в образовании".  Это ознакомление с результатами работы за 2 года над инновационным проектом...

Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Аудирование» и «Грамматика» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана. Знакомясь с иностранным языком, ребенок расширяет с...

Некоторые приёмы использования межпредметных связей в разделах «Чтение» и «Письмо» в урочной и внеурочной деятельности по подготовке младших школьников к олимпиадам по английскому языку.

При подготовке к олимпиаде необходимо прививать ученикам умение понимать суть текста и справляться с незнакомыми словами и грамматическими структурами, отделять важную для понимания текста информацию ...

Инновационная технология «Развитие младших школьников на интегрированных уроках математики и английского языка по методике CLIL»

В современном обществе приоритетными становятся вопросы социализации современного человека в межнациональном и межкультурном пространстве, при этом владение иностранным языком рассматривается ка...

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Оценивание учащихся начальной школы на уроках английского языка имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Эффективная система оценивания образовательных достижений по английскому языку дол...