Родной земли приметы
статья на тему
Предварительный просмотр:
Родной земли приметы
( Размышления о краеведении )
Вот несется по улице ватага ребят. Весело машут портфелями, раздаются звонки мобильных телефонов, смешивающиеся с пением птиц. И,
как в песне разбегаются ребята домой по родным улицам поселка. Кто-то
пройдет по проспекту Металлургов, кто-то свернет на улицу Автозаводскую,
кто-то постоит на улице Строителей. Для них это названия родных улиц, которые останутся в памяти навсегда. Картины детства любого человека. Только названия улиц у каждого свои. Так начинается Родина.
Дом, улица, поселок, город, страна. Как появился дом, в котором я живу?
Почему моя улица так называется? Когда появился мой город и поселок?
Вопросы! Вопросы! Простые и сложные. Так часто их задают особенно
младшие школьники. И в поисках ответов на них каждый учитель надеется
вырастить достойных граждан нашей Родины и просто хороших людей, со
всеми полагающимися им компетенциями. И помогает педагогам замечательный курс по краеведению « Азбука Смоленского края».
Совместные поиски ответов на вопросы, в рамках этой программы
вылились в начале в сообщения на уроках «Азбука Смоленского края» о
родном городе Ярцеве, а затем в исследовательскую работу в рамках Научного общества учащихся. Одна из них и посвящена истории родного
поселка и называется « Поселок Пионерный. От создания до наших дней».
Выполнил ученик 4-А Голицын Виталий.
В работе мы изучили историю создания поселка. В связи с каким событием начал строится поселок? Встретились с первыми строителями
поселка. Составили план – карту . Описали объекты (жилые дома, школы,
сады, магазины, объекты культуры.)
Постарались проанализировать жизнь и развитие Пионерного.
В процессе работы у ребят возникло чувство гордости за свою родину.
Они узнали, что поселок построен их бабушками и дедушками. Ребята испытывали гордость за своих близких, чувство уважения к землякам. Появилось желание быть похожими на них в своих поступках и делах.
Исследовательская работа позволяет полнее реализовывать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Воспитанию любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое
нашего города, бережного отношения к памятникам прошлого, эстетических
и нравственных качеств личности младшего школьника посвящена еще
одна исследовательская работа «Храмы нашего города», которую выполнил
ученик 4-А Серяков Дмитрий. Надо отметить работа сложная, касающаяся
вопросов религии, вероисповедания. Сначала пришлось ответить на
вопрос: Что такое храм, церковь, часовня? Для чего люди строили храмы?
Выяснили, что в нашем городе есть храм, часовня и церковь.
Изучили историю создания и восстановления Храма первоверховных
апостолов Петра и Павла. Побывали в часовне в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», которая открылась в нашем городе
в 1997 году. Узнали, что 11 августа 2007 года состоялось освящение и открытие новой церкви в честь архангела Михаила в пристанционном
поселке.
Выяснили, что разную историю имеют храмы. Каждый свою полную
событий, как радостных, так и печальных. Но объединяет их одно. Они, как и
в древние времена помогают людям найти нужную дорогу в жизни, обрести
веру. Храмы остаются центром в жизни людей. Радует, что в нашем городе
продолжается строительство церквей. В феврале 2007 года было освящено
место будущего строительства новой церкви на п. Пионерном (возле школы
№10).
Отбор материала в работе позволяет определить её гуманистический
характер, и приоритет общечеловеческих ценностей, привить заботу о сохранении исторического и культурного наследия.
Далее наши поиски представляют собой взаимоотношения двух
предметов русского языка и краеведения. «Язык наших предков» –
такова тема следующей исследовательской работы. Этой темой заинтересовался ученик 4-А Фисенко Дмитрий.
В содержании этой работы присутствуют народный дух, народная
мудрость, любовь к родному языку. В наблюдательности детям не откажешь.
Заметил ученик разницу в языке сельских жителей, взрослых и детей .
Задался вопросом изучения диалектизмов в русском языке. Явление, которое
всё меньше и меньше встречается в нашем языке, так как язык пополняется
новыми словами с иностранной окраской, а эти наши родные, исконные.
В данной работе во-первых познакомились с понятием « диалект»,
рассмотрели корни Смоленского диалекта. Определили географию наших
наблюдений. Это близлежащие деревни: Ольхово, Капыревшина, Петрово и
город Ярцево. Встретились с носителями языка. Коснулись особенностей
Смоленского диалекта.
По наблюдениям выявили, что между современным русским языком и
языком, которым пользуются в какой-либо местности, есть различия и сходства. Диалектизмы сейчас реже используются в современной речи, но
все же явление это в языке наблюдается и достойно изучения. Потому что
сохраняет самобытность и неповторимость русского языка.
Также были выполнены следующие работы: «Деревья нашего города» –
научный руководитель Мотурняк А.Г. ; «Лесная аптека» – научный руководитель Рященко И.В.
Не секрет, что эффективность занятий по краеведению зависит от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе.
Это и беседы, чтение и обсуждение детских сообщений по темам: «Лекарственные растения нашей местности»; «История возникновения города Ярцева»; «Текстильный комбинат города Ярцева»; «Животный мир нашей местности»; «Водоёмы нашего района». Разные формы: просмотр фильмов, встречи с участниками исторических событий. Экскурсии а парк,
городской музей, поездки в Смоленск, поселок Талашкино, проведение вечеров с участием родителей, бабушек, дедушек конкурсы рисунков и т.д.
Юным авторам работ помогают и родители, что способствует интеллектуальному содружеству семьи.( Совместные прогулки детей и родителей по городу, помощь в составлении карты – схемы Пионерного.)
Родители тоже проявляют заинтересованность в краеведческом курсе.
Большую помощь в работе по подготовке исследовательских работ оказывает секция НОУ (младших классов) «Первые шаги». Здесь заинтересовавшимся ребятам могут объяснить как выбрать тему, поставить цели и задачи, как работать с литературными источниками, как правильно оформить работу.
Работа в НОУ в школе в основном ведется на краеведческом материале.
Это и понятно. Для младших школьников очень близки понятия «мой дом»,
«моя улица», «мой город». Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города, создаются
условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что
составляет базу для духовно- ценностной и практической ориентации ребенка. Ребенок на доступном ему уровне осознает важность
и ценность окружающего мира. В привычном окружении открывает новые стороны.
А курс «Азбука Смоленского края», который находится у нас на вооружении, позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий
потенциал краеведческих знаний.
Мы со своей стороны лишь углубляем знания по краеведению на местном материале, находя всё новые и новые темы для исследований.
Собранный и исследованный материал может использоваться на уроках,
а также в работе школьного музея. Ребята со своими научными работами
пробовали свои силы на школьной научной конференции. Достойные из них представляли школу на районном уровне.
Трудно переоценить значение краеведения в начальной школе.
Здесь все начинается.
Все что случится со мою потом,
Все отсюда берет разбег. ( А. Галич )
Учитель начальных классов школы № 7 Аленькина Т. Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".
Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...
Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистких захватчиков....
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение И. С. Никитина "Русь"- гимн родной земле".
Данный урок разработан по последним требованиям ФГОС. Тип урока - урок открытия новых знаний.В разработке указаны формируемые УУД. Исползуется проблемно - диалогический метод обучения, групповая работ...
Классный час "Край родной - земля Белгородская"
Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....
Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему: "Край наш кубанский - родная земля"
Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему: "Край наш кубанский - родная земля" было проведено в 4 классе. Цель данного мероприятия: привитие любви к родному краю, к тво...
проектная работа Край наш Кубанский родная земля
История Краснодарского края и поселка....
Сценарий мероприятия "Родной Земли любимый уголок"
Сценарий мероприятия....