Развитие коммуникативных УУД во внеурочной деятельности
статья на тему

Моисеенко Татьяна Вячеславовна

Почему я больше внимания уделяю формированию коммуникативных навыков?

Уровень подготовленности учащихся 1-го класса на момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги, и дети, знающие отдельные знаки - буквы из азбуки.

Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.

                                                             Учитель начальных классов МАОУ СОШ №6 Моисеенко Т.В.

Почему я больше внимания уделяю формированию коммуникативных навыков?

Уровень подготовленности учащихся 1-го класса на момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги, и дети, знающие отдельные знаки - буквы из азбуки.

Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий я осуществляю через такие формы работы с младшими школьниками:

1. внеклассные мероприятия

2. уроки

3. внеурочная деятельность

Формирование коммуникативных универсальных учебный действий у младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности.

Их развитие - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

К коммуникативным действиям младших школьников относятся:

- осуществление учебного сотрудничества;

- постановка вопросов;

- управление поведением партнёра;

- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т. д. .

По стандарту второго поколения на внеурочную деятельность в начальной школе отводится 10 часов недельной нагрузки.

Направления, осуществляемые во внеурочной деятельности младших школьников:

спортивно-оздоровительное,

художественно-эстетическое,

научно-познавательное,

военно-патриотическое,

общественно полезная

проектная деятельность.

Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1. игровая деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. проблемно-ценностное общение;

4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. художественно-эстетическое творчество;

6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7. трудовая (производственная) деятельность;

8. спортивно-оздоровительная деятельность;

9. туристско-краеведческая деятельность .

Методы сбора информации:

• анкетирование;

• тестирование;

• наблюдение;

• беседа.

Мне достаточно было наблюдений и бесед , чтобы выявить детей с проблемами в общении, а психолог после проведения тестирования это подтвердил.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на внеурочную деятельность.

Целью внеурочной деятельности я считаю создание условий для позитивного общения учащихся в школе, за её пределами для проявления инициативы и самостоятельности.

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирования коммуникативных учебных действий.

Проводятся всевозможные игры и упражнения на формирование коммуникативных учебных действий (игра «Давайте познакомимся», «Изобрази предмет» и др.).

В конце года будет проведена повторная диагностика сформированных коммуникативных учебных действий.

Но я уже с уверенностью могу сказать, что при постоянном использовании этих упражнений и игр у учащихся успешно формируются и закрепляются коммуникативные универсальные учебные действия.

Мною были разработаны программа «Танцевальная мозаика» и « Цветочная фантазия», которые на мой взгляд успешно помогают мне в формировании коммуникативных навыков.

Большую помощь в этом оказывает танцевальный кружок, где тоже использую упражнения в паре и группами

Обязательным в такой работе является соучастие в ней педагогов и родителей. Именно от стиля поведения самих родителей и педагогов, особенностей их взаимодействия с детьми зависит успешность и результативность проводимой педагогом работы.

Привлечены к внеурочной деятельности и родители, которые с удовольствием участвуют во всём.( Мастер-классы по бумагопластике)

Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД.

Занятия направлены на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Все коллективные работы выставляются в классе, демонстрируются на родительских собраниях.

Проведение различных мероприятий в классе, общешкольных, экскурсии, праздники фотографируются и демонстрируются родителям.

И в заключении хочу сказать, что внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Ну и то, чего я хочу добиться в результате своей работы по формированию коммуникативных учебных действий:

1.Умение детей учитывать позиции других людей.

2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.

3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.

Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельност

Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и всту...

Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой.  Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров п...

Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность.

. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни....

Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность

Формирование  коммуникативных  умений  младших  школьников –  чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности   данн...

Формирование и развитие коммуникативных УУД во внеурочной деятельности (театральная студия)

Формирование и развитие коммуникативных УУД  во  внеурочной  деятельности (театральная студия)...