«Предметные декады как способ выявления одарённости ребёнка»
статья на тему
Одним из направлений развития общего образования является создание системы поиска и поддержки одаренных детей.
В ГБОУ гимназии г. Сызрани существует комплексно-целевая программа «Одарённый ребёнок», направлениями работы которой являются – формирование творческой, интеллектуально развитой личности, а важнейшая задача – выявление, сохранение и развитие одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnye_dekady_kak_sposob_vyyavleniya_odaryonnosti_rebyonka.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
как способ выявления одарённости ребёнка»
Одним из направлений развития общего образования является создание системы поиска и поддержки одаренных детей.
В ГБОУ гимназии г. Сызрани существует комплексно-целевая программа «Одарённый ребёнок», направлениями работы которой являются – формирование творческой, интеллектуально развитой личности, а важнейшая задача – выявление, сохранение и развитие одаренности.
Что же такое одарённость? Это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Учёные и психологи всего мира, обсуждая эту проблему, дают разные определения. Мною, заместителем директора по УВР ГБОУ гимназии г. Сызрани Цыбаевой Т.А., и заведующей кафедры начального обучения Зиновьевой С.В.было проведено анкетирование среди учителей начальных классов, которые дали свои определения способного (одарённого) ученика. Сравнивая их с определениями учёных, можно прийти к выводу, что их точки зрения пересекаются. Например, отечественный психолог К.К. Платонов, считает, что одарённость это способность, талант (своеобразное сочетание способностей у человека). Учителя гимназии г. Сызрани дали следующую характеристику.
Способный (одарённый) ученик – это ученик, который …
- Обладает оригинальным (логическим) мышлением;
- Быстро схватывает новый материал;
- Обладает высокой работоспособностью;
- Имеет широкий кругозор;
- Обладает выраженными особенностями;
- Самостоятельно достигает поставленной цели;
- Легко усваивает учебный материал;
- Выполняет задания повышенной трудности;
- Проявляет интерес к определённым предметам (или к ряду предметов);
- Умеет искать, анализировать, обобщать;
- Опережает своих сверстников в развитии;
Как же выявить одарённых детей?
В ходе работы комплексно-целевой программы «Одарённый ребёнок» у нас сформирована целая система отслеживания одарённых детей и участия учащихся в различных конкурсах и олимпиадах, а так же система поддержки талантливых детей.
Самым массовым интеллектуальным соревнованием на сегодняшний день являются предметные декады. Их роль огромна. Учащиеся гимназии принимают активное участие в мероприятиях декад, начиная с первого класса.
Целью декад являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Задачами наших декад являются:
-развитие общей культуры подрастающего поколения;
-развитие системного мышления;
-развитие творческих способностей у детей.
Мероприятия стимулируют и мотивируют личностное и интеллектуальное развитие, поддерживают одаренных детей, содействуют их самоопределению и продолжению образования, развивают и поддерживают интерес учащихся к познавательной деятельности.
В рамках предметных декад применяются самые разнообразные формы и методы проведения: концерт, викторина, олимпиады, КВН, научные конференции и т.п.
Схематический план предметных декад в ГБОУ гимназии г. Сызрани представлен следующим образом:
1. Первый этап -Подготовка и проведение разных мероприятий по классам. Отбор учащихся для выступлений на школьном уровне: (олимпиады, викторины, межпредметные связи на уроках, особым образом организованный учебный материал)…
2. Второй этап - Проведение по параллелям мероприятий: тематические концерты, выставки, круглые столы, турниры, театральные постановки, конкурсы, олимпиады по предметам…
3. Третий этап - Подведение итогов, награждение победителей.
Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству. Поэтому мы после каждой из предметных декад проводим общешкольные линейки, где отмечем как целые классы, так и победителей отдельно взятых. Стараемся поощрить как можно больше детей. У нас сформирована система стимулирования учащихся.
Это:
- Грамоты и похвальные листы участникам олимпиад, конкурсов.
- Информационные стенды, где своевременно отражаются все результаты участия гимназистов в конкурсах и олимпиадах.
- Отражение результатов в дневнике в разделе «Мои достижения», в «Портфолио».
- Подарки.
- Информация о победителях на сайте ГБОУ гимназии г. Сызрани.
Итоги мероприятий школьного уровня обсуждаются в классах, разбираются наиболее интересные задачи, другие возможные способы решения.
Понятно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады или конкурса воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.
Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.
Данная система проведения предметных декад на кафедре начального обучения полностью себя оправдывает. Наблюдается позитивная динамика результатов в индивидуальной траектории развития учеников. У ребят появляется уверенность в своих силах, стимул участвовать в мероприятиях более высокого уровня. Так уже в этом, 2014 – 2015 учебном году в мероприятиях Всероссийского уровня приняли участие 417 человек 1 – 4 классов. Это на 129 человек больше чем в 2013 – 2014 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...
Презентация к выступлению на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Одарённые дети – наше достояние....
Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)
В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей....
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
Программа. Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника «Одарённый ребёнок»
Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников....
Педагогическая статья "СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
В статье раскрывается понятие "детская одарённость", а также рассматриваются возможные способы выявления и развития способностей младших школьников....
Способы выявления одарённых детей в начальной школе
Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....