Доклад "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Доклад
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Учитель: Янушок М.Б.
1.ФГОС - по своему юридическому статусу представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию.
Методологической основой Стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
СДП предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели "Чему учить?" (обновление содержания) к модели "Как учить?" (обновление средств обучения). Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.
Как отмечал Л.С.Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс должен быть "деятельностным", дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них формируются требуемые общеучебные умения и способности:
- умение ставить цель;
- делать выбор;
- принимать решения;
- и доводить их до исполнения или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию.
2.В настоящее время разрабатывается широкий спектр технологий обучения, в частности деятельностной.
В начальной школе получает распространение технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон.
Новая технология, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Так же учитель может "вписать" в эту технологию свой инновационный опыт.
Технология деятельностного метода строится на основе структуры учебной деятельности и включает в себя все существенные компоненты этой деятельности.
Учебная деятельность - это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества.
Как человек учится чему-либо? Методологически обоснованное описание этого процесса дано в специальной литературе. Мы рассмотрим структуру учебной деятельности исходя из того пути, который учащиеся должны проходить на уроке для системного формирования у них общеучебных умений.
- Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.
- Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет. Но это "знание о незнании" может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал, пробовал. Однако в его действиях возникло затруднение - иначе бы он все сделал до конца, и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности.
Пробное Затруднение Цель
действие
- Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию. Поэтому добавляем еще один шаг.
Мотивация Пробное Затруднение Цель
действие
- Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Как действовать дальше?
- Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
- Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
- Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
- Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).
- Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.
Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться. Только после этого цель учебной деятельности становится не случайной, а сама деятельность продуктивной.
Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.
Из этих двух шагов и вырастают все остальные шаги учебной деятельности. Умения самостоятельно выполнять все шаги учебной деятельности называют организационно-рефлексивными, они носят общеучебный характер, переносятся в любую деятельность.
3. Рассмотрим уровни освоения и реализации ТДМ.
Базовый уровень состоит из 7 шагов и представляет собой переходную структуру от традиционной системы к реализации целостной структуры учебной деятельности.
Технологический уровень реализации ТДМ - это уровень работы учителя, при котором реализуется переходная структура (8 шагов) и система дидактических принципов. В практику работ включается понятие эталона для самопроверки
Системно-технологичекий уровень — это реализация целостной структуры учебной деятельности (9 шагов).
Рассмотрим все шаги ТДМ для уроков «открытия» нового знания.
- Мотивация учебной деятельности.
Целью первого этапа является мотивация учащихся к учебной деятельности. "Хочу, потому что смогу".
Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1-2 минуты), его правильное проведение во многом определяет успешность всей учебной деятельности на уроке.
Приемы работы:
- учитель высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;
- девиз, эпиграф урока ("С малой удачи начинается большой успех")
- устанавливаются тематические рамки урока.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Необходимо организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Количество заданий не должно быть большим (примерно 2-3), чтобы не рассеивать внимание детей.
Здесь же - пробное действие и возникновение проблемной ситуации. Этот этап формирует у учеников отношение к ошибке в учении как к рабочей ситуации, требующей осмысления и последующей коррекции деятельности. Этим снимается боязнь ошибок, исключаются многие стрессовые ситуации.
3. Выявление места и причины затруднений.
Этот этап завершает первый шаг учебной деятельности (что я не знаю).
Его цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и подвести их к выявлению места и причины затруднения. ("Почему возникли затруднения?", "Чего мы еще не знаем?"). Понимание причины затруднения позволяет учащимся сознательно поставить цель своей деятельности и перейти к проектированию путей ее реализации.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Это является следующим этапом технологии. Ученики строят проект выхода из затруднения: - ставят цель проекта (ею всегда является устранение причины возникшего затруднения), - уточняют тему урока,
- определяют последовательность действий, средства достижения цели (алгоритмы, модели, справочники).
5. Реализация построенного проекта.
Целью следующего этапа является реализация построенного проекта. Ученики должны: построить способ действия в соответствии со своим планом; зафиксировать новое знание в речи (вербально) и знаково (с помощью эталона); уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе происходит усвоение нового способа действий. Учащиеся выполняют типовые задания сначала фронтально, затем в группах и в парах с проговариванием решения алгоритма вслух. Этот этап сопровождается рефлексией того, что и как делается и все ли понятно.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: ученики самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном. По результатам этой работы организуется самооценка усвоения нового знания (что уже достигнуто, а что - пока нет) и планирование коррекционных мер. Внимание детей акцентируется на их достижениях, таким образом, создается ситуация успеха, позитивный эмоциональный настрой.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе ученики под руководством учителя устанавливают, в каких известных типах заданий оно может быть использовано.
Учащимся предлагается сначала из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Организуя этот этап, учитель подбирает задания так, чтобы с одной стороны, учащиеся закрепляли изученный ранее материал, а с другой стороны, шла их подготовка к введению в будущем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности.
На заключительном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности.
Вопросы:
- какую задачу ставили?
- удалось решить поставленную задачу?
- каким способом?
- какие получили результаты?
- что нужно сделать еще?
- где можно применить новое знание?
- что на уроке у вас получалось хорошо?
- над чем еще можно поработать?
Согласовывается домашнее задание.
Возможен такой вариант домашнего задания, который включает в себя 2 части: а) обязательную - посильную для каждого ребенка, небольшую по объему (по нормам САНПиНа); б) необязательную часть - одно задание (лучше по выбору) творческого характера.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителю начальных классов надо будет поменять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно-воспитатаельной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.
Поэтому меняется роль учителя: переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности младших школьников.
У педагога должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного Стандарта второго поколения.
Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Учитель: Янушок М.Б.
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». А.Дистервег.
Хочу согласиться с великим ученым, потому что, работая учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы выбрала технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, её компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.
Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.
Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
- работают с источниками информации;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно- деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.
На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.
Я на данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая с ними задачу урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т.п.) Также высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: девиз или эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!»).
На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.
Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог.
На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Следующий этап- включение в систему знаний и повторение. Здесь мои дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.
При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Я организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании"
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -
1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -
4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
- Возникновение проблемной ситуации
- Методы постановки учебной проблемы:
- побуждающий, подводящий диалоги;
- мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) -
7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление - 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
- фронтальная работа, работа в парах;
- комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -
4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
- Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
- Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -
7-8 минут.
- Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
- Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предложите ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...
Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности
программа кружка...
Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.
Статья "Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников"...
Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....
Мастер-класс на тему: «Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению»
Особое внимание я уделяю по исследованию слова. ...
«Мнемотехнология как инструмент повышения эффективности уроков английского языка при обучении младших школьников с ОВЗ (на примере обучения детей с ТНР)»
Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. Дети с ТНР обладают недостаточно уст...