Использование ИКТ в образовательном процессе
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Организационные формы и методические приёмы использования информационных технологий в образовательном процессе в контексте положений ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_obraz.protsesse.doc | 58 КБ |
ispolz._ikt_v_obrazov._protsesse.ppt | 388 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационные формы и методические приёмы использования информационных технологий в образовательном процессе в контексте положений ФГОС НОО
Подготовила: Корягина М.В.
Ноябрь, 2012
Информатизация как внедрение новых информационных технологий
Выделяет следующие направления внедрения ИКТ в систему образования:
- Использование ИКТ в качестве объекта изучения для учителей и учащихся с целью формирования пользовательских ИКТ-компетенций.
- Использование ИКТ в качестве средства представления знаний и средства обучения.
- Использование ИКТ в качестве систематизации и распространения передовых педагогических технологий.
- Автоматизация процесса обработки, накопления данных.
Среди методов и стратегий организации учебного процесса с использованием ИКТ, рассмотрим те, которые представляют особый интерес. Эти стратегии обучения рассчитаны на применение широко распространенных компьютерных программ. Такие программы предназначены для обработки текстов и работы с базами данных, анализа данных с помощью электронных таблиц, поиска информации в Интернете и др.
Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Офисные технологии
Возможности офисных технологий таковы, что при умелом подборе заданий, создании на уроках атмосферы творчества, использование этих программ помогает развивать у учащихся воображение, интуицию, инициативность. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
Так, современные текстовые редакторы представляют собой совершенные технологические инструменты, сочетающие простоту и предсказуемость простейших операций с многообразием возможностей. Использование текстовых редакторов на уроках стимулирует работу по выполнению различных письменных заданий: рефератов, эссе, лабораторных отчетов, тестов, кроссвордов и др.
Широкие возможности предоставляют табличные процессоры, позволяющие работать с электронными таблицами:
- знакомство с различными формами представления данных;
- исследование законов и формул;
- построение графиков и диаграмм с помощью "Мастера диаграмм";
- проведение практических работ.
Применение электронных таблиц благодаря строгости представления исходных данных и формул, необходимых для получения результата, способствует развитию у обучаемых алгоритмического мышления, структурированного системного подхода к представлению информации и решению стоящей проблемы.
Презентационные программы позволяют учителю стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Прежде всего, это создание компьютерной лекции. Компьютерная лекция - тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу. Основная задача: объяснение нового материала.
Компьютерная лекция - новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки. Преподавание предмета становится более эффективным.
Основные этапы создания компьютерной лекции:
- Формулировка темы.
- Определение количества слайдов и их содержание.
- Выбор дизайна презентации.
- Создание слайдов.
- Переходы между слайдами.
- Демонстрация презентации.
Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Мультимедийные презентации.
Мультимедиа объединяет разнородные информационные объекты – такие как текст, графика, видео, анимация и звук. При подготовке презентаций учащиеся приобретают новые знания и умения в процессе планирования, проектирования и создания мультимедийного продукта. Кроме того, учащиеся готовят устные доклады, сопровождающие показ готовых презентаций.
Если учащиеся получают возможность с помощью технологий представлять результаты интересного проекта или учебной деятельности, то достигается высокий уровень мотивации к обучению.
Создание мультимедийного продукта реализуется через учебный план: сотрудничество → общение → непрерывность → выбор → схематизация → композиция.
Сотрудничество вовлекает учащихся в совместную работу, которая помогает обменяться идеями и развить вопросы.
Общение - важная стратегия для построения нового понимания и это основа сотрудничества. Обсуждение, беседа помогают обдумать идеи, перефразировать, суммировать, позволяют артикулировать мысли.
Непрерывность - предполагает понимание того, что учение - это процесс, который требует времени. Учение через эту стратегию означает чтение, размышление, постановку новых вопросов.
Выбор - это стратегия, которая дает школьникам чувство контроля над их собственным процессом учения. Процесс выбора - формирование навыков принятия решений, умений принимать ответственность.
Схематизация (графическая организация) - стратегия облечения идей в форму рисунка, схемы, таблицы или диаграммы. Возможности графического изображения предлагают альтернативу письменному слову для представления идей. Умение представить свои мысли в виде схемы, таблицы или графика помогает структурировать знание, оно расширяет письменную коммуникацию иллюстрированием, суммированием и разработкой идей, помогает раскрыть связи между ними.
Композиция (компоновка) - это формулирование мыслей в письменной форме.
Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Уроки с опорой на Интернет.
Данная форма организации учебного процесса построена на основе модели поиска в Интернете, в результате которого учащиеся получают основную часть необходимой им информации, работая с сетевыми ресурсами. При этом они учатся эффективному расходованию времени при поиске; основное внимание уделяется обработке информации, а не самому процессу поиска; развивается исследовательское мышление (умение анализировать, синтезировать, критически оценивать результаты).
Урок с опорой на Интернет
Формат урока, построенного с опорой на Интернет |
Вводная часть – учитель рассказывает учащимся о предстоящей работе, стараясь создать атмосферу заинтересованности. |
Задание – учитель объясняет, что учащиеся должны получить в результате проведенной работы. |
Процесс – учитель описывает шаги, необходимые для выполнения задания. |
Ресурсы – учащимся предоставляется перечень выбранных преподавателем Интернет - сайтов, которые помогут им работать над заданием. |
Оценка – преподаватель определяет общие правила оценки результатов работы учащихся. |
Выводы – учащимся предлагается обдумать полученные результаты, сделать выводы и обобщения. |
Учитель выступает на уроке в роли эксперта и консультанта, направляющего учебный процесс. Центром самостоятельного процесса учения становится ученик, который развивает навыки информационной грамотности через формальную и неформальную практику с задачами, требующими поиска и отбора информации из максимально возможного массива ресурсов. Это позволяет учитывать разнообразие способностей и интересов учащихся, учитывать различные индивидуальные особенности и стили учения.
Постоянное использование информационных ресурсов формирует и навыки самостоятельной работы, и навыки информационного поиска.
Этот подход можно определить как основание, или платформу, на которой реализуются программы формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности.
Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Сетевые телекоммуникационные проекты
Организация современной школой сетевых проектов дает возможность учителю на более высоком уровне внедрять метод проектов в учебную деятельность. Эта модель предполагает организацию через каналы Интернета проектной учебной деятельности в такой форме, как совместная работа учащихся и учителей одной школы с учащимися и учителями других школ. В процессе такой работы они могут обмениваться:
- опытом;
- мнениями;
- данными;
- информацией;
- методами решения проблемы;
- результатами собственных и совместных разработок.
Средства организации такой проектной деятельности включают в себя электронную почту, списки рассылки, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, а также социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Выйдя за рамки своего урока, учитель получает совершенно новый опыт, который потом привнесет много интересного и продуктивного на его урок. Сетевой проект, организованный школой, позволяет повышать профессиональный уровень педагога.
Выделяют следующие этапы организации сетевого проекта:
- Определение темы сетевого проекта.
- Выделение проблемы внутри темы.
- Определение типа проекта.
- Определение целей и задач проекта.
- Создание структуры проекта.
- Определение сроков проведения проекта.
- Определение вида итогового продукта.
- Организация компьютерной поддержки проекта.
- Материальное обеспечение проекта.
- Объявление конкурса в сети.
- Проведение проекта.
- Подведение итогов и объявление их в сети.
- Анализ методической и организационной сторон проведенного проекта.
На сайте Летописи.ру (http://letopisi.ru) можно познакомиться с сетевыми проектами, основанными на данной модели.
Краткие выводы
Ключевые моменты
- Современные информационные и коммуникационные технологии являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, изменения парадигмы образования, отвечающей условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.
- Обладание навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий, основами информационной и коммуникационной культуры, умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является требованием современного общества.
- Уровень использования ИКТ в образовании должен определяться не количеством компьютеров поставленных в школу или доступом в Интернет, а качественными показателями включения этих средств в образовательный процесс, эффективного использования возможностей новых технологий для дальнейшего проведения реформы образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы для обсуждения: О методической поддержке учителя: конструктор урока; 2. О требованиях ФГОС НОО к формированию умения работать с информацией.
Информатизация как внедрение новых информационных технологий Использование ИКТ в качестве объекта изучения для учителей и учащихся с целью формирования пользовательских ИКТ-компетенций Использование ИКТ в качестве средства представления знаний и средства обучения Использование ИКТ в качестве систематизации и распространения передовых педагогических технологий Автоматизация процесса обработки, накопления данных
Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Текстовые редакторы Электронные таблицы Презентационные программы Офисные технологии
Основные этапы создания компьютерной лекции: Формулировка темы Определение количества слайдов и их содержание Выбор дизайна презентации Создание слайдов Переходы между слайдами Демонстрация презентации Компьютерная лекция – тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу.
Мультимедийные презентации сотрудничество → общение → непрерывность → выбор → схематизация → композиция
Уроки с опорой на Интернет Вводная часть Задание Процесс Ресурсы Оценка Выводы
Сетевые телекоммуникационные проекты Средства организации такой проектной деятельности включают в себя: электронную почту, списки рассылки, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы Летописи.ру ( http://letopisi.ru )
О методической поддержке учителя: конструктор урока
Алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор” Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами. Изучение разных приёмов и их комбинаций Структурирование всех приёмов в “Конструкторе” Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор” Создание собственного “Конструктора” уроков
Интеллектуальная разминка “ Да - нетка” Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Идеальный опрос Игра в случайность Пресс-конференция Графический диктант. Практичность теории. Лови ошибку! Вопросы – суждения к тексту Конкурс загадок Игра-тренинг Опрос-итог “ Сочинялка” Три уровня домашнего задания Необычная обычность Идеальное задание Творчество работает на будущее
Значительно возрастает многообразие уроков Происходит систематизация методических приемов Снижается время на подготовку уроков При подготовке к урокам уделяется большее внимание организации начала и конца урока, объяснению домашнего задания Повышается интерес учащихся к предмету и качество обучения Возрастает творческий потенциал учителя Преимущества применения современной педагогической техники “Конструктор” :
О требованиях ФГОС НОО к формированию умения работать с информацией
- Современные ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения; - Обладание навыками использования средств ИКТ, основами информационной и коммуникационной культуры, умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является требованием современного общества; Уровень использования ИКТ в образовании должен определяться качественными показателями эффективного использования возможностей новых технологий для дальнейшего проведения реформы образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...
Презентация - форма использования ИКТ в образовательном процессе
Использование презентаций на уроке в начальной школе - это одна из наиболее удачных форм ИКТ. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности, тем самым снимая эмоциональную и психологическ...
Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников
Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения. Основной целью работы учител...
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....
Использование ИКТ в образовательном процессе
Использование ИКТ в образовательном процессе...
Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы
В данной работе раскрывается практическая значимость ИКТ в образовательном процессе, приведены яркие примеры использования....
Аналитическая справка. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий.
Данная спавка поможет учителю описать технологии в портфолио в период аттестации...