Безотметочное обучение
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему

Муртазина Лайсан Габбасовна

Безотметочное обучение в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezotmetochnoe_obuchenie.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

       

ПОЛОЖЕНИЕ

о безотметочном обучении и системе оценивания

учебных достижений обучающихся

первых классов гимназии

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение направлено на реализацию Концепции модернизации российского образования, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р (п.2).

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Письмом Минобразования России «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 г. № 13-15-120/13.

1.3.  В соответствии с Уставом гимназии в 1 классах исключается система бального (отметочного) оценивания и в классные журналы количественная оценка не выставляется.

1.4. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития учащихся-первоклассников. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности

1.5. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить “не думал”, “не старался”, “неверно”. Допускаются реплики: “ты так думаешь”, “это твое мнение”, “давай послушаем других” и т. д.

1.6. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.

1.7. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

1.8. Основные принципы безотметочного обучения:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
  • приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
  • гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
  • естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

1.9. Оцениванию на уроках не должны  подлежать личные качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, внимание, восприятие).

1.10. Основные виды контроля:

  • стартовый контроль,
  • тематический контроль,
  • итоговый контроль.

2. Контроль и оценка развития учащихся.

2.1. Основными показателями развития учащихся 1-х классов являются:

  • учебно-познавательный интерес;
  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
  • основы самостоятельности;
  • способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи.

2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.

2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем.

3. Контроль и оценка знаний и умений учащихся

3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • текущие проверочные работы;
  • “портфолио” ученика.

3.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также “зону ближайшего развития предметных знаний”, организовать коррекционную работу в “зоне актуальных знаний”.

3.4. Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.

3.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.

3.7. “Портфолио” ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

3.8. Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.

 

4. Введение документации.

4.1. Учитель:

4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе.

4.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика /Технологическая карта/Тетрадь мониторинга/Портфолио), составленных согласно программам по каждому предмету .

4.1.4.Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

“+” - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

“/” - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

“-” - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

4.1.5. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.

4.2. Администрация гимназии:

4.2.1. В своей деятельности администрация гимназии использует по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в гимназии.

4.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей заместитель директора гимназии проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя “проблемные” места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.

5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной

5.1. Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией гимназии в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.

5.2. Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.

5.3. Учитель имеет право:

  • определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
  • оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.

5.4. Учитель обязан:

  • соблюдать правила оценочной безопасности;
  • вести учет продвижения учащихся;
  • доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.

5.5. Родитель имеет право: 

  • знать о принципах и способах оценивания первоклассников в гимназии;
  • на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
  • на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

5.6. Родитель обязан:

  • соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
  • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
  • посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.

6. Ответственность сторон.

6.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации гимназии с целью защиты своих прав в установленном Уставом гимназии порядке.

6.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.

6.3. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другую школу.

Механизм определения уровня обученности

 и развития учащихся  1-х классов

(Для использования в работе учителя 1ого класса)

1.        Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в
специальном
«Листке достижений» (см. приложение).

Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом - соответственно средний и низкий уровень.

Чтение

2.        При определении уровня развития умений и навыков по чтению не
обходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же
способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми
навыками и умениями работать с текстом.

Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слове минуту (на конец учебного года). Учащийся не может понять отдельные слова, при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Низкому уровню развития навыка чтения соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.

Русский и татарский язык.

3.        При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому и татарскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, Умений и
навыков по орфографии, сформированность устной речи.

3.1. Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.

Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.

Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.

К числу негрубых недочетов относятся:

а)        частичные искажения формы букв;

б)        несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;

в)        наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;

г)        выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;

д)        крупное и мелкое письмо;

е)        отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между
буквами и словами.

3.2.        Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфо
графии
 соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и по предыду
щему материалу.

Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5, и работы не содержат более 5-7 недочетов.

Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.

3.3.        Критериями оценки сформированности устной речи являются:

а)        полнота и правильность ответа:

б)        степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

в)        последовательность изложения;

г)        культура речи.

Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более одной неточности в речи.

Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.

Математика.

4. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

4.1. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.

Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приемы вычислений.

Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, и которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.

4.2.        Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков

соответствуют работы, вы полненный безошибочно.

Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

Низкому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых ученик допускает более 3 грубых ошибок.

4.3.        Высокому уровню сформированиости умения решать задачи со
ответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и без
ошибочно решать задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и
точно сформулировать ответ на вопрос задачи).

Среднему уровню сформированиости умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

Низкому уровню сформированиости умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибки.

4.4.        Высокому уровню сформированиости умения ориентироваться в
геометрических
 понятиях соответствуют умения называть геометрические
фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок,
ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распо
знавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник,
циркуль).

Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются    знания    и    умения,    не    соответствующие    указанным требованиям.

Окружающий мир.

5. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике.

Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рас-

сказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Общеучебные умения и навыки.

6. При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения.

6.1.        Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует
способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской
книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать
название книги, определять тему (о чем расскажет книга), сопоставляя три
внешних показателя ее содержания {фамилию автора, заглавие, иллюстрации на
обложке и
в тексте).

Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте).

Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте.

6.2.        Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем
на основе наблюдений детей на различных уроках.

Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приемы и способы работы.

Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приемы и способы работы.

Низким уровнем работы определяется непонимание учеником учебной задачи - составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.

  1. При определении уровня самооценки учащихся используются
    наблюдения за деятельностью учащихся в учебной и внеклассной деятельности.

Сформированность ценностных отношений

7.        При высоком уровне развития общественной активности ученик
принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время
бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргу
ментирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за собой.

При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами, участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.

При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает.

7.1.        При высоком уровне сформированности отношения к учению
проявляется повышенный интерес учащегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении.

При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес ребенка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.

При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.

7.2.        Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребенка
к любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах,
проявляет инициативу.

Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.

Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах.

7.3.        Высокий уровень сформированности отношения к людям харак
теризуется следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявле
нием постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим.

Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.

Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто интуитивно, сам не ищет места при-ложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность.

 Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения

1.   На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах гимназии, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения.

2  .Для информирования родителей о результатах обучения и развития, учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.

3. По желанию родителей учитель может оценить успеваемость каждого ученика, по четырехбалльной системе на основании результатов, полученных в ходе текущего, тематического и итогового контроля, однако результаты оценки учащимся не сообщаются.

4. При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижений», заверенный печатью образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Безотметочное обучение в 1 классе. Портфолио ученика.

В данном докладе рассматриваются основные аспекты безотметочного обучения в 1 классе, включая исторический аспект,  рейтинговая система оценивания, действующая в других странах, даются рекомендац...

Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения

 В  работе представлен материал по  оцениванию  первоклассников  в условиях безотметочного обучения. Даны  практические материалы, приёмы  работы....

Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения

Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...

Положение о безотметочном обучении

В положении раскрывается безотметочное обучение, которое представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочн...

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Возможности и пути реализации безотметочного обучения

Выступление на круглом столе для заместителей директоров школ города...