Безотметочное обучение
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
о безотметочном обучении и системе оценивания
учебных достижений обучающихся
первых классов гимназии
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение направлено на реализацию Концепции модернизации российского образования, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р (п.2).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Письмом Минобразования России «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 г. № 13-15-120/13.
1.3. В соответствии с Уставом гимназии в 1 классах исключается система бального (отметочного) оценивания и в классные журналы количественная оценка не выставляется.
1.4. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития учащихся-первоклассников. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности
1.5. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить “не думал”, “не старался”, “неверно”. Допускаются реплики: “ты так думаешь”, “это твое мнение”, “давай послушаем других” и т. д.
1.6. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.
1.7. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
1.8. Основные принципы безотметочного обучения:
- дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
- приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
- гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
- естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
1.9. Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребёнка (темп работы, особенности памяти, внимание, восприятие).
1.10. Основные виды контроля:
- стартовый контроль,
- тематический контроль,
- итоговый контроль.
2. Контроль и оценка развития учащихся.
2.1. Основными показателями развития учащихся 1-х классов являются:
- учебно-познавательный интерес;
- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
- основы самостоятельности;
- способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи.
2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.
2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем.
3. Контроль и оценка знаний и умений учащихся
3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- “портфолио” ученика.
3.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также “зону ближайшего развития предметных знаний”, организовать коррекционную работу в “зоне актуальных знаний”.
3.4. Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
3.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
3.7. “Портфолио” ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
3.8. Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.
4. Введение документации.
4.1. Учитель:
4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе.
4.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика /Технологическая карта/Тетрадь мониторинга/Портфолио), составленных согласно программам по каждому предмету .
4.1.4.Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
“+” - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
“/” - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
“-” - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
4.1.5. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.
4.2. Администрация гимназии:
4.2.1. В своей деятельности администрация гимназии использует по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в гимназии.
4.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей заместитель директора гимназии проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя “проблемные” места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.
5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной
5.1. Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией гимназии в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.
5.2. Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.
5.3. Учитель имеет право:
- определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
- оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.
5.4. Учитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- вести учет продвижения учащихся;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
5.5. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания первоклассников в гимназии;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
5.6. Родитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.
6. Ответственность сторон.
6.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации гимназии с целью защиты своих прав в установленном Уставом гимназии порядке.
6.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.
6.3. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другую школу.
Механизм определения уровня обученности
и развития учащихся 1-х классов
(Для использования в работе учителя 1ого класса)
1. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в
специальном «Листке достижений» (см. приложение).
Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом - соответственно средний и низкий уровень.
Чтение
2. При определении уровня развития умений и навыков по чтению не
обходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же
способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми
навыками и умениями работать с текстом.
Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слове минуту (на конец учебного года). Учащийся не может понять отдельные слова, при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
Русский и татарский язык.
3. При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому и татарскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, Умений и
навыков по орфографии, сформированность устной речи.
3.1. Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.
Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.
Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
а) частичные искажения формы букв;
б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
д) крупное и мелкое письмо;
е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между
буквами и словами.
3.2. Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфо
графии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и по предыду
щему материалу.
Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5, и работы не содержат более 5-7 недочетов.
Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.
3.3. Критериями оценки сформированности устной речи являются:
а) полнота и правильность ответа:
б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
в) последовательность изложения;
г) культура речи.
Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается не более одной неточности в речи.
Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Математика.
4. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
4.1. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.
Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приемы вычислений.
Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, и которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.
4.2. Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков
соответствуют работы, вы полненный безошибочно.
Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.
Низкому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых ученик допускает более 3 грубых ошибок.
4.3. Высокому уровню сформированиости умения решать задачи со
ответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и без
ошибочно решать задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и
точно сформулировать ответ на вопрос задачи).
Среднему уровню сформированиости умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
Низкому уровню сформированиости умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибки.
4.4. Высокому уровню сформированиости умения ориентироваться в
геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические
фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок,
ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распо
знавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник,
циркуль).
Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.
Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям.
Окружающий мир.
5. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике.
Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рас-
сказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Общеучебные умения и навыки.
6. При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения.
6.1. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует
способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской
книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать
название книги, определять тему (о чем расскажет книга), сопоставляя три
внешних показателя ее содержания {фамилию автора, заглавие, иллюстрации на
обложке и в тексте).
Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте).
Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте.
6.2. Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем
на основе наблюдений детей на различных уроках.
Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приемы и способы работы.
Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приемы и способы работы.
Низким уровнем работы определяется непонимание учеником учебной задачи - составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.
- При определении уровня самооценки учащихся используются
наблюдения за деятельностью учащихся в учебной и внеклассной деятельности.
Сформированность ценностных отношений
7. При высоком уровне развития общественной активности ученик
принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время
бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргу
ментирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за собой.
При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами, участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.
При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает.
7.1. При высоком уровне сформированности отношения к учению
проявляется повышенный интерес учащегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении.
При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес ребенка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.
При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
7.2. Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребенка
к любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах,
проявляет инициативу.
Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.
Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах.
7.3. Высокий уровень сформированности отношения к людям харак
теризуется следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявле
нием постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим.
Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто интуитивно, сам не ищет места при-ложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность.
Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения
1. На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах гимназии, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения.
2 .Для информирования родителей о результатах обучения и развития, учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.
3. По желанию родителей учитель может оценить успеваемость каждого ученика, по четырехбалльной системе на основании результатов, полученных в ходе текущего, тематического и итогового контроля, однако результаты оценки учащимся не сообщаются.
4. При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижений», заверенный печатью образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
Безотметочное обучение в 1 классе. Портфолио ученика.
В данном докладе рассматриваются основные аспекты безотметочного обучения в 1 классе, включая исторический аспект, рейтинговая система оценивания, действующая в других странах, даются рекомендац...
Система оценивания предметных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения
В работе представлен материал по оцениванию первоклассников в условиях безотметочного обучения. Даны практические материалы, приёмы работы....
Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения
Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...
Положение о безотметочном обучении
В положении раскрывается безотметочное обучение, которое представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочн...
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Возможности и пути реализации безотметочного обучения
Выступление на круглом столе для заместителей директоров школ города...