тренинг "Родительские собрания"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная публикация содержит материал тренинга для учителей начальных классов, позволяющий увидеть новые формы проведения собраний, представить себя в роли родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и школа: формы эффективного взаимодействия.
Одной из самых распространенных форм взаимодействия семьи и школы остается родительское собрание.
Основная цель проведения родительских собраний – объединение усилий семей учащихся и педагогического коллектива в деятельности по развитию личности ребенка. В рамках главной цели на каждом родительском собрании решается ряд конкретных задач.
Условно родительские собрания можно разделить на несколько видов:
- организационные
- информационные
- тематические
- консультативные
- итоговые
Организационные родительские собрания проводятся в тех случаях, если есть необходимость решать какие-либо организационные вопросы. На таком собрании может избираться родительский комитет, утверждаться план работы, разрабатываться мероприятия с участием родителей.
Информационные родительские собрания близки по виду к организационным, но решают несколько иные вопросы, они связаны с изменениями в жизнедеятельности школы.
Тематические родительские собрания посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся.
Консультативные родительские собрания проводятся с целью консультаций родителей по тему или иному вопросу, например, по содержанию предметов, методики воспитания, выбору факультатива.
Итоговые родительские собрания подводят итоги того или иного периода обучения.
Существуют разнообразные формы проведения родительских собраний.
- Собрание-беседа. Беседа-это традиционная форма проведения родительских собраний. Структура такого собрания обычно состоит из краткого выступления учителя, диалога учителя и родителей и подведения итогов.
- Собрание – дискуссия. Позволяет родителям участвовать в обсуждении важнейших проблем воспитания и образования детей. Как правило, после дискуссии заслушивают мнение экспертов, и только потом подводят итог.
- Круглый стол. Это по сути собрание-беседа, на котором происходит обмен мнениями. На такие собрания можно приглашать психолога, социолога, врача, логопеда и других специалистов.
- Собрание-семинар. На таком собрании учитель выступает в роли преподавателя, а родители – в роли студентов, которые коллективно пытаются решить поставленную задачу практическим путем.
- Собрание-тренинг. Родительские тренинги – это активная форма работы с небольшой группой родителей. Очень важно, чтобы на таком собрании присутствовали оба родителя. К подготовке и проведению тренингов целесообразно привлекать психолога и социального педагога.
Кроме этих форм, собрание можно провести в виде ринга, ток-шоу, гостиной, педагогической мастерской, презентации, вечера вопросов и ответов, интеллектуального марафона и т.д. Чаще всего мы используем комбинированную форму проведения родительского собрания: беседа и тренинг, беседа и дискуссия, тренинг и дискуссия.
Более подробно хотим остановиться на такой форме проведения собрания как родительский тренинг на тему «Детская агрессия: что делать?»
План собрания:
- Вступительное слово учителя.
- Экспресс-анкетирование родителей
- Знакомство родителей с диаграммой «Выраженность агрессии у детей нашего класса»
- Анализ педагогических ситуаций
- Родительский тренинг
- Свободная дискуссия
- Подведение итогов, принятие решения.
Тренинг адресован в первую очередь тем, кто испытывает трудности в общении с ребенком.
- На первом этапе дается понятие термина «агрессия». Учитель предлагает послушать стихотворение Шварца «Взрослым».
Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире…
Я один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться:
По приказу – одеваться,
По приказу – умываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде есть садиться,
По заданию – учиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать!
Теперь вам ясно почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему –
Де-мо-би-ли-за-ция!
- Экспресс-анкеты.
- Часто теряет контроль над собой
- Часто спорит, ругается со взрослыми
- Часто отказывается правила
- Часто специально раздражает людей
- Часто винит других в своих ошибках
- Часто сердится и отказывается делать что-либо
- Часто завистлив, мстителен
Оценка результатов: если отмечено хотя бы 4 признака, то ребенок агрессивен. Если отмечено больше пунктов, то ребенку необходима помощь психолога или врача.
На третьем этапе учитель знакомит родителей с результатами диагностики, проведенной психологом.
Следующий этап – родителям предлагается разыграть три сценки:
- Родитель подавляет ребенка, шлепает, ставит в угол.
- Родитель делает вид, что не замечает неправильного поведения ребенка. Ребенок продолжает действовать агрессивно.
- Родитель переключает ребенка на игру, способствующую снятию гнева, а потом объясняет, как надо себя вести.
Далее следует подробный анализ каждой ситуации. В первом случае ребенок прекратил действовать агрессивно, но обязательно выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время в другом месте. Кроме того, в дальнейшем будет копировать родителей, повторяя их агрессивные действия. Во втором случае ребенок думает, что он все делает правильно, агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера. И только в третьем случае ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.
Пятый этап – непосредственно тренинг. Родители проигрывают несколько психотехнических упражнений, которые помогают выработать навык сознательного расслабления и которые смогут повторить дома с детьми.
Упражнение «Черная рука – белая рука». Изобразить «черную руку» - руку, готовую к агрессии: напряженную со сведенными пальцами. А затем, по условному сигналу превратить ее в «белую руку»- расслабленную, готовую приласкать.
Упражнение «Разозлились – одумались». По сигналу «разозлились» - тело напрягается, сжимаются кулаки. По сигналу «одумались» - все расслабляются и улыбаются друг другу.
Упражнение «Доброе животное». Цель – учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Все встают в круг и берутся за руки. Слова ведущего: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. На вдох делаем шаг вперед, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, а на выдох два шага назад.» И т. д.
Такие упражнения помогут детям сознательно контролировать свой гнев.
На следующем этапе родителям предлагается обсудить итоги тренинга и поразмышлять о том, как можно справиться с детской агрессивностью.
На прощание каждому родителю вручается памятка.
- Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
- Соблюдайте последовательность в наказаниях.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучайте приемлемым способам выражения гнева.
- Учите брать ответственность на себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Выполняем домашние задания" (собрание-практикум)
Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самоконтроля, развитию умения работать самостоятельно. Как быть: помогать детям в выполнении домашних заданий или нет? Памятки для родителей "Хот...
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Родительское собрание по теме: «Формирование математических способностей у детей 6-7 лет» Собрание-практикум Цель: объединение усилий школы и семьи в формировании математических способностей.
Быть готовым к школе сегодня это не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе это уметь всему этому учиться.Задачи:1. Сформировать представление родителей о математ...
Тема родительского собрания №1: Организационное собрание
Знакомство классного руководителя с родителями учащихся класса.Знакомство родителей друг с другомОпределение перспектив развития детского коллектива...
Родительское собрание "Внедрение ФГОС второго поколения" + презентация к собранию
1.Знакомство с родителями.2. Презентация по внедрению ФГОС в первых классах.(30 минут)Материалы для выступления учителя по презентации ФГОС....
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......